Просмотр содержимого документа
«Проектная методика как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.»
Проект как метод реализации коммуникативного
подхода в обучении иностранному языку.
Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции. В настоящее время создана теоретическая основа коммуникативно – ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны и апробированы методические технологии для реального воплощения идей коммуникативно- деятельностного и социокультурного подходов. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно- ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь, творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащихся. Сущность проектной методике состоит в том, что цель занятий и способов её достижения должны определяться самим учащимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно – ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель –ученик, субъект – объект на схему партнёрского учебного сотрудничества субъект – субъект. Основная цель обучения иностранному языку – речевая деятельность, в которой языковая система выступает только как средство её реализации.
У учителя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языке и познания средствами этого языка личностно – значимой деятельности. Таким образом, общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся.
Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя.
Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:
Этапы
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовительный: – мотивация;
- целеполагание;
- планирование;
- определение темы;
- выявление и анализ проблемы;
- уточнение целей конечного результата;
- выбор рабочих групп. Распределение ролей в команде;
Определение источников информации, способов её сбора и анализа.
Уточняют информацию; обсуждают задание; выявляют проблемы; выдвигают пути решения поблеем, формируют задачи; распределяют роли; определяют источники информации.
Мотивирует учащихся; помогает в постановке целей проекта, выработке стратегии; определяет продолжительность проекта, масштаб вовлечённости учащихся(группа, класс, параллель).
Основной:
- принятие решений;
- выполнение проекта.
- обсуждение путей реализации проекта;
- определение целевой аудитории;
- определение способа представления результата;
сбор информации;
творческая переработка;
выполнение проекта.
Определяют тактику: обсуждают; выбирают оптимальный вариант способа реализации; работают с информацией;
Проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; выполняют проект.
анализ выполнения проектов, достигнутых результатов;
анализ достижения поставленных целей; оценка результатов, выявление новых проблем.
Защищают проект. Коллективный самоанализ проекта и самооценка.
Наблюдает; направляет процесс защиты.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Обратимся ещё к одному важному вопросу – типологии проектов. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево – игровые, информационные, практико - ориентированные.
Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснование актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающего с ним(аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего исследования). Всё сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.
Творческие проекты.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления(совместной газете, сочинении, Видеофильме, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого – то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения , статьи, репортажа.
Ролево – игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё – таки является ролевая игра.
Информационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком – либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации(средства СМИ, базы дынных, в том числе электронные, интервью, анкетирование); способы обработки информации(анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска(статья, аннотация, реферат, доклад); презентация(публикация, обсуждение).Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.
Практико – ориентированные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформление конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого – то раздела, вопроса метод проектов, но должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен чётко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал, или дать рекомендации школьникам, где можно найти его. Важно отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки зависит от типа проекта, от темы, условий про ведения. Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно. Оценивая её шаг за шагом. Внешняя оценка проекта(как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, приходя на помощь ребятам в случае необходимости.