Программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский"
Программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский"
Данная программа помогает учителям английского языка проводить внеурочные занятия по английскому языку в начальной школе. В программе определены цели и задачи занятий, составлено планирование на учебный год,исходя из 1 часа в неделю, прописаны УУД
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский"»
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку в 6 классах «Занимательный английский» составлена на основе пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
Обоснование выбора программы
В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как языка международного общения. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Использование английского языка для общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний об основах культуры общения, правилах речевого поведения, которые связаны с установившимися в каждом обществе неписаными законами ситуативного применения языковых единиц. Владение английским языком предполагает не только знание бытовой и профессиональной лексики, но и такие умения, как умение вести диалог в стандартных ситуациях общения выражать мнение, согласие, несогласие, понимать содержание текстов разных жанров, воспринимать на слух основное содержание аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию. В соответствии с требованиями федерального стандарта уровень владения английским языком должен достигнуть А2 (допороговый) по окончании курса основного общего образования. Программа «Занимательный английский» помогает достичь учащимся данных целей, чем и обусловлена актуальность представленного спецкурса английского языка.
Общая характеристика учебного предмета
На занятиях платных образовательных услуг ученики могут получать большую возможность для общения. Задания для учащихся 6 класса различны по содержанию. Акцент в программе делается на развитие коммуникативных навыков. Преподавание курса предполагает применение современных педагогических, информационных и интерактивных технологий. При прохождении тем используются ролевая игра, работа в команде и малых группах, творческие задания. Таким образом, учащимся предоставляется возможность приобрести навыки поисковой работы, самостоятельной работы, совершенствовать навыки аудирования и чтения. Предлагаемые технологии позволяют построить процесс обучения в увлекательной форме, повышающей мотивацию обучающихся в изучении английского языка.
Использование аудио-, видео-материалов, дидактического материала по тематике курса, работа на компьютерах также способствует созданию условий для активизации познавательного интереса учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение английского языка составит 34 часа в год.
Основные цели и задачи обучения английскому языку на занятиях платных образовательных услуг в основной школе в рамках данного курса направлены на:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка; формирование умений представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений; ознакомление учащихся со способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур.
2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире, потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания; стремления к взаимопониманию между людьми и толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Основные понятия и учебные действия по разделам.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
При отборе фактов были выделены следующие критерии:
— критерий ориентации на современную жизнь страны;
— критерий направленности учебного материала на типичные явления культуры;
— критерий дополнительности, т. е. соотнесенность с корреспондирующим элементом культуры своей страны;
— критерий тематической соотнесенности;
— критерий актуального историзма, согласно которому отбираются те исторические сведения, которые известны всем носителям языка;
— критерий облигаторности (обязательности), определяющий отбор информационного минимума о произведениях литературы, истории, живописи и т. д., необходимого каждому культурному человеку;
— критерий репрезентативности, согласно которому допустимо обращение к ярким, представительным, но не типичным фактам, даже если они не являются распространенными;
— критерий воспитательной (эстетической и др.) ценности;
— критерий учета возраста обучаемых и их интересов, времени на изучение иностранного языка.
УЧЕБНЫЙ АСПЕКТ
В программе заложен комплексный подход к овладению всеми видами речевой деятельности, определены конкретные задачи по обучению каждому из них.
- Обучить шестиклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
- Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
-в области говорения – аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы;
-в области письма – научить писать небольшие рассказы, доклады;
-в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием;
-в области чтения– совершенствовать умение читать аутентичные тексты по избранной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.
Для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.
Языковой материал, представленный в программном курсе соответствует нормам употребления, современен, актуален, имеет ситуативную обусловленность, что и предопределяет развитие коммуникативной компетенции учащихся. Проблематика тем (текстов и ситуаций) имеет познавательный характер, в значительной степени мотивирует учащихся к изучению английского языка.
Чтение.
На дополнительных занятиях чтение выступает как средство и цель обучения . В первой своей функции тексты для чтения используются в качестве зрительного подкрепления и содержательной базы при обучении говорению. В этом случае тексты представляют собой письменную фиксацию устной речи.
Развитие умения читать является одной из главных целей обучения. В каждом речевом преодолевается какая-либо трудность, присущая чтению как виду речевой деятельности. В каждом последующем чтение осуществляется на новом, более совершенном уровне, так как опирается на большее количество освоенных действий и материала. В области чтения ставится задача совершенствования трех наиболее распространенных видов чтения: чтения с общим охватом содержания, чтения с детальным пониманием прочитанного, поискового чтения .
Материалом для первого вида чтения являются тексты, содержащие значительное количество незнакомых слов, и задача состоит в данном случае в том, чтобы понять, несмотря на это, основное содержание текста, причем прибегать к словарю нужно лишь тогда, когда незнакомые слова мешают понять основное содержание текста. Материалом для второго и третьего видов чтения являются тексты, построенные на знакомом материале либо содержащие незнакомые явления, значение которых может быть раскрыто известными способами: с помощью догадки, сносок, словаря. Основная задача — полностью понять все содержание, независимо от характера текста и способа снятия помех.
Учащиеся читают аутентичный материал, который условно можно разделить на 3 группы. К первой группе относятся объявления, брошюры, буклеты, инструкции и т. д. Вторую группу составляют отрывки из художественной, публицистической и научной литературы, прессы. В программу вошли отрывки из произведений, предназначенных для детей разной возрастной группы или популярных среди английских и американских детей, с учетом возраста учащихся и способностей. К третьей группе относятся высказывания детей о различных предметах обсуждения.
Продолжается работа над увеличением скорости чтения. Поиск информации во многих текстах ограничивается определенным количеством времени.
Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений, необходимых для понимания прочитанного как на уровне значения, так и на уровне смысла.
В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений, совершенствуя на этой базе механизм структурной антиципации.
Аудирование.Обучение аудированию занимает существенное место в процессе обучения на дополнительных занятиях.Аудирование выступает в двух функциях: как средство и как цель обучения. В первой своей функции аудирование используется тогда, когда в ходе прослушивания аутентичных текстов учащиеся знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом (при этом аудирование часто сочетается со зрительной опорой), упражняются в узнавании на слух и припоминании уже известного материала, подготавливаются к беседе по прослушанному.
Вместе с тем аудирование является одной из основных целей обучения. На занятиях платных образовательных услуг развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в данном виде речевой деятельности.
На данном этапе обучения в 6 классах выделяются три вида аудирования: а) аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста; б) аудирование с общим охватом содержания, т. е. с пониманием лишь основной информации; в) аудирование с извлечением специфической информации .
Аудирование с полным пониманием и с извлечением конкретной информации осуществляется, как правило, на текстах, не содержащих особых трудностей; эти тексты построены в основном на знакомом материале и обеспечивают при наличии небольшого числа незнакомых слов догадку об их значении на основе общности форм родного и иностранного языков, по словообразовательным элементам или по контексту для учеников 6 классов. Кроме того, полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников, короткие сообщения монологического характера при обсуждении проблем, предъявляемые в естественном темпе.
Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих значительное число незнакомых слов, чтобы хотя бы приблизительно поставить ученика в относительно адекватные условия практического осуществления этого вида речевой деятельности для учеников 6 классов.
Основная задача при этом — научить ученика умению, с одной стороны, выделять основную информацию, наиболее существенное содержание, с другой — как бы опускать, игнорировать несущественное, в том числе незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание.
Говорение. Предметное содержание говорения подобрано таким образом, что оно представляет интерес и для британских и для российских школьников и связано как с ситуациями повседневного общения, так и с ситуациями проблемного характера. При обучении говорению большой удельный вес имеет работа над рассуждением, выражением своего отношения, сравнительной оценкой родной культуры с культурой страны изучаемого языка.
При обучении монологической речи развиваются следующие навыки и умения.
1. Умение высказываться целостно, как в смысловом, так и в структурном отношении.
2. Умение высказываться логично и связно. Это означает уметь последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом отношении и соотнесенные с задачей высказывания. Высказываться связно значит уметь «сцеплять» отдельные фразы и сверхфразовые единства в тексте определенными средствами языка.
3. Умение высказываться продуктивно. С точки зрения формы продуктивность высказывания определяется количеством новых комбинаций: чем меньше заученного, тем больше продуктивность. Поэтому главная задача — настойчиво и постоянно развивать продуктивность путем комбинирования и трансформации материала.
4. Умение говорить самостоятельно, т. е. выбирать стратегию высказывания, составлять программу высказывания, говорить без заимствования мыслей из предварительно прочитанных и прослушанных источников, высказываться без опоры на полные записи или изображение.
5. Умение говорить экспромтом, без специальной подготовки и обсуждения.
6. Умение говорить в нормальном темпе.
Лексические навыки говорения формируются как на базе материала уроков, усвоенного ранее, так и нового на занятиях платных образовательных услуг, общим объемом около 1200—1400 лексических единиц
Грамматические навыки говорения формируются и закрепляются на основе грамматического материала, усвоенного в предыдущих классах, а также на основе новых грамматических явлений. Письмо. В области обучения письму ставится задача развивать следующие умения:
— умение выписывать из прочитанного то, что необходимо (от отдельных слов и выражений до развернутых цитат);
— умение фиксировать основные мысли, части высказывания и план услышанного;
— умение составлять план и тезисы будущего высказывания;
— умение письменно излагать свое отношение к чему-либо, мнение о чем-либо;
— умение писать различные виды писем (письмо знакомства, деловое письмо, письмо-запрос, письмо-благодарность, личное письмо (о себе, своем городе, праздниках)
РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ
В процессе изучения иностранного языка происходит развитие всех видов памяти, логического мышления, мотивационной сферы, воли, целеустремленности, а также развитие чувства языка, языковой догадки. Согласно концепции коммуникативного обучения интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность на дополнительных занятиях, где не распространяется система оценок.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Английский язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре, истории, традициям народа не только своей страны, но и других государств. Кроме того, изучение иностранного языка - это способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. В При обучении иностранным языкам используются почти все способы воспитания, так как он является и предметом обучения и средством общения. Главная задача — воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к британской культуре, более глубокое осознание своей родной культуры
Предметное содержание устной и письменной речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников, обучающихся в 6 классе, и включает следующее:
Праздники и традиции английского народа (5 часов).
Страноведческое содержание программы направлено на то, чтобы учащиеся узнали как можно больше интересных фактов о культуре Великобритании и России, о взаимосвязи культуры родной страны и страны изучаемого языка, об отличии и особенностей культуры каждой из стран. Особенностью изучения культуры (праздников и традиций) Великобритании и России в текстах и аудировании, заложенной в программе, является то, что из всего многообразия информации были отобраны те сферы, явления, события, факты, которые непосредственно связаны с жизнью британских и российских школьников
2.Встречаем гостей (6 часов).
Знакомство с речевым этикетом в письменной и устной формах. Этикет определяет поведение любого человека. Это не только те правила, которым необходимо следовать за столом или в гостях, это вообще все нормы человеческих взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил регулируются взаимодействия с окружающими. Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека общаться с себе подобными, поэтому общаясь на английском языке учащиеся должны знать соответствующие правила.
3.В кафе (5 часов).
Диалогическое общение в рамках заданной ситуации. Для свободного владения языком и умения вести беседу на английском языке ученики должны научиться владеть «лексикой собеседника», уметь правильно согласиться, не согласиться, использовать различные фразы для выражения своего мнения, предлагать и запрашивать идеи. В процессе общения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.
4.Великие люди Англии (5 часов).
Знакомство с именами, биографией и достижениями великих ученых, поэтов, писателей, музыкантов, спортсменов. Ознакомление и закрепление лексического материала по теме. Формирование навыков аудирования, чтения, устной и письменной речи. Обобщение и закрепление пройденного материала в форме поликультурного марафона. Проведение поэтического конкурса. Пополнение материала виртуального альбома иллюстрациями и сведениями о выдающихся людях Великобритании разных времен.
5.Путешествуем по миру (5 часов).
Знакомство со странами, говорящими на английском языке, их географическим положением, их особенностями. Знакомство и обсуждение понятия толерантности. Ознакомление и закрепление лексического материала по теме. Формирование навыков аудирования, чтения, устной и письменной речи.
6.Любимые игры английских детей (6 часов).
Знакомство и проигрывание любимых игр английских детей. Игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Закрепляем навыки знания лексических единиц, навыки чтения и аудирования.
7. Мои друзья (2 часа).
Разввитие навыков монологической речи при рассказе о своих друзьях. Формирование монологических речевых умений, коммуникативно-мотивированно и правильно в языковом отношении творчески использовать языковые средства английского языка для грамотного выражения своих мыслей при описании внешности, образа действий, используя лексические единицы и грамматический материал.
Учебно-тематический план в 6 классе
№
Тема
Общее кол-во часов
Теория
Практика
1
Праздники и традиции английского народа
5
1
4
2
Встречаем гостей
6
2
4
3
В кафе
5
2
3
4
В магазине
5
1
4
5
Путешествуем по миру
5
2
3
6
Любимые игры английских детей
6
2
4
7
Мои друзья
2
1
1
Итого
34 часа
11часов
23 часа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Список учебно-методической литературы:
1.«Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
2. Аникина Е. А. “English + Russian: Let’s smile!” The collection of games and jokes in English and Russian, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019 3. «Британские легенды и сказки", Москва, 2021 4.Диксон Р. "Английские идиомы", Санкт-Петербург, 2022 5. Кошманова И. «90 устных тем на английском языке», М: «АЙРИС-Пресс», 2020 6. Кравченко Н.В. «Английский язык: устные темы для подготовки к экзамену», М.: «ЭКСМО», 2021 7. Плигин А., Максименко И. «Личностно-ориентированное обучение английскому языку», С-Пб.: «Прайм-Еврознак», М.: «ОЛМА-Пресс», 2019 8. Автор-составитель Пукина Т. В. «Занимательный английский 5-11 классы» (обобщающие уроки, внеклассные мероприятия), Волгоград: «Учитель», 2020 9. "Страницы Британской истории", Титул, 2022. 10. Эванс В., Дули Дж. "Enterprise" Elementary, Express Publishing, 2021 11.«Я иду на урок. Английский язык». Сценарии школьных праздников и постановок (материалы для внеклассной работы из опыта учителей), М.: «Первое сентября», 2021
ТСО:
1.проектор;
2.Компьютер;
3.Музыкальный центр;
4.Предметные интернет-ресурсы;
5.Цифровые образовательные ресурсы.
6.Аудио и видео материал к урокам
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Российский общеобразовательный портал - http://obr.edu.ru/ 2.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/