Информатизация процесса образования заложена в Концепцию модернизации российского образования до 2010 года как приоритетное направление развития. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) «новые информационные технологии обучения» (НИТ) «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД) и др.
Информационные и коммуникационные технологии - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является персональный компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и интерактивные средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. НИТ включают в себя программированное, интерактивное и имитационное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, демонстрации, виртуальные лаборатории, ЦОРы и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивной доски в учебном процессе »
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Для остановки нет причин,
Иду, скользя…
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
(Владимир Высоцкий)
Информатизация процесса образования заложена в Концепцию модернизации российского образования до 2010 года как приоритетное направление развития. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) «новые информационные технологии обучения» (НИТ) «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД) и др.
Информационные и коммуникационные технологии - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является персональный компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и интерактивные средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. НИТ включают в себя программированное, интерактивное и имитационное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, демонстрации, виртуальные лаборатории, ЦОРы и др.
ИКТ и НИТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относятся любые педагогические технологии, в т.ч. и обучение. С использованием ИКТ и НИТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса, а также перспективы повышения качества образовательного процесса. Административные программы информатизации образования рассматриваются как средства повышения производительности преподавания со стороны преподавателя и обучения со стороны студента, как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации образования и самообразования.
После насыщения образовательных учреждений (ОУ) компьютерной техникой все больше внимания уделяется вопросам содержания образования и внедрения новых информационных технологий обучения. Сегодня процесс информатизации образования, на наш взгляд, ведется по нескольким направлениям: комплектование ОУ дополнительным цифровым оборудованием (цифровым видео- и звуковым оборудованием, интерактивными досками, периферийным компьютерным оборудованием и др.), насыщение специализированным программным обеспечением (электронными учебниками, виртуальными лабораториями, справочниками и пр.) и разработка и внедрение методик использования всего спектра ИКТ, НИТ, ЦОРов в образовательном процессе. На следующих этапах информатизации нас ожидает автоматизация всех процессов информационно-методического обеспечения, организации управления образовательного процесса и контроля качества результатов и условий образования.
Одним из последних современных цифровых устройств из класса ИКТ является электронная интерактивная доска - это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: микроскоп, фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображаемыми материалами можно работать прямо во время урока).
Современные студенты имеют совершенно иной, чем в былые годы, психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.
Неотъемлемым атрибутом любой учебной аудитории всегда являлась школьная доска. Доска — это поле информационного обмена между преподавателем и студентом.
Интерактивная доска (ИД) — это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Она не только соответствует способу восприятия информации поколения современных студентов, но и позволяет преподавателю создать ситуацию успеха для любого студента, независимо от его уровня знаний и умений.
При работе с ИД преподаватель может использовать следующие ресурсы:
• мультимедийные продукты известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);
• презентации и материалы, сконструированные самостоятельно в стандартных программах;
• мультимедийные продукты, выполненные самостоятельно в программах сопровождения ИД.
Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании — это характерные признаки мультимедийных приложений к учебникам и интерактивных наглядных пособий.
Рассмотрим возможности применение некоторых встроенных программных средств ИД.
1. Выделение цветом рекомендуется использовать для акцентирования внимания студентов на чем-то важном, обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной плоскости. Например, учащимся могут, предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров.
2. Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать на экране какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.
3. Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.
4. Функция затемнения части экрана удобна в тех случаях, когда преподаватель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно. Например, сначала условие задачи, а затем ее решение.
5. Выделение отдельных элементов на изображении целесообразно применять для акцентирования внимания студентов на нужной области. Этот прием уместен, если на слайде помещена объемная информация. При повторении формул с помощью трафарета есть возможность направить внимание студентов на ту или иную формулу, затемняя остальное поле слайда.
6. Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором действия позволяют преподавателю создавать на занятии ситуацию успеха, студент знает, что всегда может исправить свои ошибки — это придает ему уверенность в своих силах.
7. Просмотр действий видеозаписи выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов занятия. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы студента. Запись в режиме реального времени информирует преподавателя, когда студент испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.
Живой интерес вызывает у студентов компьютерное моделирование на интерактивной доске. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента.
Динамическая ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую студентам интересно решить самим. В созданной нами интерактивной среде студенты могут самостоятельно проводить исследования, моделировать различные события, выполнять практические задания.
ИД можно использовать на различных этапах занятия.
Создавая мультимедийное сопровождение занятия, преподаватель может конструировать слайды для различных этапов занятия. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.
Перед преподавателем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в занятие определяет сам преподаватель.
В настоящее время, к сожалению, ИД не имеют достаточного методического сопровождения и конкретных рекомендаций по применению.
При работе с ИД преподаватель получает ряд дополнительных методических возможностей: неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать занятие.
Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает занятие живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность студентов, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска преподавателя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.
Применение любых цифровых образовательных ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого студента, на формирование способности к самообучению.
Интерактивные доски — это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия преподавателя с аудиторией. Работая с интерактивной доской, преподаватель всегда находится в центре внимания, обращен к студентам лицом и поддерживает постоянный контакт с обучающимися.
Благодаря наглядности и интерактивности аудитория вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания. Использование ИД позволяет повысить уровень мотивации и интереса к предмету. Студенты отмечают, что занятия с использованием ИД являются для них наиболее интересными и запоминающимися.
Преподавателям, которым посчастливится получить интерактивную доску для использования в работе, смогут сами найти для нее множество полезных и интересных способов применения, сочетая новейшие компьютерные технологии с традиционными, описанными в любом учебнике педагогическими приемами. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективность современного занятия определяется уровнем его интерактивности.