Применение инновационных технологий в обучении детей английскому языку в дополнительном образовании
Применение инновационных технологий в обучении детей английскому языку в дополнительном образовании
Методический сборник по применению инновационных технологий в обучении детей английскому языку предназначен для преподавателей английского языка. Используется в работе в течении учебного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий в обучении детей английскому языку в дополнительном образовании»
Применение инновационных технологий
в обучении детей английскому языку в
дополнительном образовании.
Из опыта работы педагога дополнительного образования первой квалификационной категории Макарычевой З.А.
2015 год
ВВЕДЕНИЕ
Знание иностранных языков сегодня- не только культурная, но и экономи-ческая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства , бизнеса . Коммуникативно – речевое и социокультурное развитие школьников , развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в «диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средства международного общения. Тенденции современного образования , в том числе и ученики заставляют учителя идти в ногу со временем , осваивать новые педагогические технологии. Современного школьника очень трудно удивить , поэтому преподавателю постоянно приходится быть в творческом поиске и пробовать применять на практике всевозможные нестандартные приемы и методы обучения для повышения их мотивации к изучению английского языка. Затрагивая личность обучаемого , его эмоции и чувства . преподаватель тем самым стимулирует речевые , когнитивные , творческие способности учащихся.
Согласно образовательному стандарту, обучение английскому языку преследует две основные цели: - развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, учебно- познавательной компетенций ; - развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка: а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний; б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках; в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; г) формирование гражданина и патриота. Поставленные цели могут быть реализованы при применении всех групп образовательных технологий , в том числе инновационных.
Применение инновационных технологий в обучении английскому языку.
В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к системе образования и результатам обучения, образовательный процесс строится на основе деятельностного подхода, использования интерактивных форм и методов обучения, предполагаемые задания носят личностный смысл и направлены на активное речевое развитие. В основе интерактивных методов обучения лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии. Следует отметить, что образовательные технологии не используются изолированно. Идет активный процесс их интеграции. Технология интегрированного обучения является основополагающей на занятиях английского языка. Интегрированные занятия не отличаются от традиционных занятий по типам и формам. Это занятия формирования навыков и умений, занятия их развития, занятия их применения на практике и занятия контроля и проверки. Различие в том, что все типы и формы интегрированных занятий подразумевают достаточно большой информационный блок на самом занятии и самостоятельную работу по решению какой-либо задачи. Исходя из опыта, могу утверждать, что изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. Технология интегрированного обучения позволяет сделать процесс изучения английского языка более эффективным. Здесь эта технология реализуется посредством применения разнообразных методов и форм работы. Основная задача преподавателя в обучении детей умениям самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Для этого в своей работе я применяю несколько описанных ниже технологий.
Интерактивные технологии.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких при которых ученики чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом. Что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают .Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: ученик – учитель, ученик – ученик, при этом каждый является равноправным, равнозначным субъектом обучения. Интерактивные формы успешно решают задачи активного погружения учеников в языковую среду, включения в освоение языкового материала посредством практической деятельности, способствует повышению мотивации в изучении английского языка, формированию умения самостоятельно ее решить, развитию навыков самостоятельной работы с учебным материалом, работы в команде, самоконтроля. Учебный процесс проходит в постоянном взаимодействии всех учеников и преподавателя. К интерактивным технологиям относятся активные формы и методы, такие, как: игры – соревнования, ролевые игры, круглый стол, дискуссии, занятия - фантазии, карусели, аквариумы.
Технология обучения в сотрудничестве.
С первых занятий в группе выявляются сильные и слабые ученики, и в дальнейшем это разделение становится все больше. Сильный ученик быстро усваивает материал и не допускает ошибок в выполнении заданий, это означает, что он научился его выполнять, и ему дополнительная практика не нужна. В то время, когда слабому ученику требуется еще помощь и время, сильный ученик всегда желает идти вперед. Технология обучения в сотрудничестве помогает решить эту проблему. Согласно этой технологии предполагается, что оказание помощи слабым ученикам дети в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в сотрудничестве. Это означает также, что каждый ученик учиться в силу собственных возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если каждый затрачивает одинаковые усилия для достижения своего уровня ЗУН, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что каждый сделал, что мог. Если оценивать усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее, и это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи должно быть естественным для каждого ребенка. Технология сотрудничества решает одну из главных задач на учебном занятии – обеспечение активной деятельности каждого ученика в течении всего занятия, максимальное увеличение времени говорения каждого. Групповое взаимодействие, направленное на решение учебной задачи, в которое каждый вносит свой вклад, стимулирует активность каждого ученика. Сюда относятся работа в парах с постоянно меняющимся или постоянным собеседником, малые группы и ротационные (сменные) тройки.
Технология проектов.
Технология сотрудничества является основной при работе над проектом. В основе технологии проекта лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, ученики понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они смогут эти знания применить. Задача преподавателя – организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом. Проекты могут быть творческие, информативные, фантастические и др. Работая над проектом по одной теме, ученики изучают все аспекты проблемы. Выполняя проектные задания, предусмотренные программой, учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности, готовя проекты как индивидуально, так и в небольших группах , осуществляют самостоятельный поиск и организацию дополнительного материала, в том числе с использованием новых информационных технологий. Ученики объединяются в группы и у каждого ученика в группе своя задача, выполнение которой и является важной формой работы, обеспечивающей успешный результат. Технология проекта дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше ученики начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становиться неотъемлемой частью учебного процесса.
Проектная работа учащихсям первого года обучения«Familytree».
В работу над проектом входит поиск инфор-мации о членах своей семьи, оформление фамильного дерева, ученики приклеивают фото своих род- ственников и информацию о них в предложенный препода вателем образец или выполняют оформле- ние сами. Технология использования аутентичных видеокурсов.
Именно эта технология помогает моделировать ситуации, при которых изучение английского языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсами) ученики учатся быть речевыми партнерами, совершенствуют коммуникативные навыки через общение на английском языке.Доступный аутентичный видеокурс «MuzzyinGondoland» - мультипликационный видеокурс о дружелюбном чудовище из космоса. На Земле он встречает новых друзей: короля и королеву, принцессу Сильвию и смелого садовника Боба. Еще один персонаж Норманн, живущий в башне с часами, появляется, чтобы объяснить наиболее трудные моменты иностранного языка. Данный видеокурс соотносится с программным материалом начальной школы.
Другой многоцелевой курс, охватывающий диапазон от начального уровнядо уровня свободного общения на бытовые темы под названием «Followme»Он включает в себя развлекательные, драматические, документальные эпизоды.
«Familyalbum, USA» - видеокурс, который на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка.
Использование информационно-компьютерных технологий.
Использование на занятиях достижений информационно-компьютерных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учеников всех возрастов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения английскому языку является использование электронных учебных пособий. Объем таких пособий, по сравнению с аналогичными печатными, на порядок выше. Электронные пособия представляют учащимся гораздо более широкие возможности работы, экономят время, позволяя обходится без словаря, помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству. Пособия, содержащие интерактивные игры, анимации, помогают решить проблему мотивации: привнесение элементов творчества – все это способствует оптимизации учебного процесса.
Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебных пособий, например:
«Профессор Хиггинс. Английский без акцента» особенно хорошо помогает в проведении фонетических зарядок. Учащиеся наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.
«Английский базовый курс» содержит 60 текстов для аудирования на темы по истории, культуре, быту Великобритании и США.
«Учим английский язык» - мультимедийный курс, рекомендуемый для детей от3 до 8 лет, но некоторые материалы можно использовать и для других возрастных групп.
Технология компьютерных презентаций.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учениками и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд – фильмов с экрана компьютера. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учеников на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, ка интерактивность, презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учеников. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
- повысить мотивацию учеников;
- использовать большое количество материала;
- вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.