Приёмы обучения английскому языку в первом классе.
Приёмы обучения английскому языку в первом классе.
Приёмы обучения английскому языку в первом классе.
В свете современных преобразований школы в целом и экспериментальной программы по раннему обучению детей английскому языку в системе «Детский сад -начальная школа» появился вопрос о методах такого обучения.
Если ученикам старших классов можно задать с самого начала урока быстрый темп работы и придерживаться его до звонка, то с первоклашками, которые непоседливы и быстро устают, это не получается. Чтобы дети не утратили интереса к изучению иностранного языка с первых уроков, учителю необходимо хорошо знать физиологические и психологические особенности возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы обучения английскому языку в первом классе.»
«Приёмы обучения английскому языку в 1 классе»
Учитель: Сурина Н. А.
Приёмы обучения английскому языку в первом классе.
В свете современных преобразований школы в целом и экспериментальной программы по раннему обучению детей английскому языку в системе «Детский сад -начальная школа» появился вопрос о методах такого обучения.
Если ученикам старших классов можно задать с самого начала урока быстрый темп работы и придерживаться его до звонка, то с первоклашками, которые непоседливы и быстро устают, это не получается. Чтобы дети не утратили интереса к изучению иностранного языка с первых уроков, учителю необходимо хорошо знать физиологические и психологические особенности возраста.
В 6-7 лет ребёнок не задумывается о роли и значении английского языка в его дальнейшей жизни. Ему гораздо важнее, что происходит «здесь» и «сейчас», то есть он просто отвечает на вопрос: интересно для него занятие или нет. Сделать урок интересным и увлекательным, учитывая возрастные особенности ребёнка,- вот основная задача педагога.
Урок подразумевает совместную деятельность учителя и ученика, на время урока они становятся партнёрами. Педагогика сотрудничества прежде всего ставит целью создание благоприятного психолого-педагогического климата в классе. В начальной школе адаптация к новому коллективу и режиму работы происходит не совсем гладко и безболезненно для ребёнка. Для него это определённого рода стресс: не все дети сразу же готовы включиться в учебный процесс и активно в нём участвовать. Поэтому надо дать ребёнку необходимое время на адаптацию. Если ребёнок на уроке не идёт на контакт, не отвечает на вопросы, не надо на него давить, тем более кричать. Лучше через некоторое время вновь обратиться к ученику, задав ему любой самый простой вопрос, и обязательно похвалить! Похвала часто снимает комплекс неуверенности и боязни сказать что-то не так. Задача учителя ненавязчиво подвести ребёнка к правильному ответу, поддерживая его желание этот ответ найти. Часто дети в период адаптации аккумулируют всё, что происходит на уроке, а затем при правильном педагогическом подходе, в них просыпается желание говорить самим и быть активными на уроке.
Как известно, до 10 лет у детей больше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение и образы. Необходимо учитывать эту возрастную особенность ребёнка и не требовать от него решения трудных логических задач или составления сложных алгоритмов действий. «Золотым ключиком», который открывает все ворота, становится игра.
Хочется поделиться своим опытом, который, возможно, будет полезен учителям, работающим в первом классе.
Начнём со звуков. Как известно, на начальном этапе обучения иноязычные звуки не ставятся, чтобы избежать путаницы со звуками родного языка и не мешать становлению речи. Кроме этого, детям очень трудно объяснить местоположение артикуляционных органов. Но ведь знакомить с фонетической стороной речи необходимо. Наряду со сказкой о мистере Язычке, предложенной автором одного из учебников для 1 класса Негневицкой Е. И., я предлагаю мини – сказку «Весёлый лес» (“Funny Forest”), в которую включаю образные упражнения на имитацию звуков и артикуляционную зарядку. Образы и герои этих мини-сказок легко и прочно запоминаются детьми, а элементы рассказов так же можно использовать на этапе объяснения фонетических знаков и их написания.
Фонетическая сказка “Funny Forest”
В одном большом- большом волшебном лесу жили – были разные существа.
Ветер – ветерок напевал свою песенку – [w-w-w]
Дождик помогал ему и бил капельками по земле – [p-p-p]
О приближающемся дожде предупреждала сова – [u-u-u]
Ей поддакивали вороны, но вместо «да» слышно было только – [٨-٨-٨]
А гуси возмущались – [g-g-g]
Мама – кошка звала своих котят – ]ks-ks-ks]
Слышалось фырканье ежей – [f-v-f-v]
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала–[m-m-m]
А издалека слышалось рычание английской собаки – [r-r-r]
В этом лесу жил- поживал добрый язычок [j]. Он жил в маленьком домике рядом с каруселями, так как любил кататься на каруселях - круговые движения языком в одну сторону и в другую, и на качелях – вертикальные движения языка вверх-вниз.
Ничто не останавливало нашего язычка: ни дождь - [p-p-p] , ни ветер - [w-w-w], Нагуляется, накатается, замёрзнет, задрожит - [ð-ð-ð], зачихает - [t]-t∫-t∫], закашляет - [k-k-k].
Прибежит домой и греет свои ручки - [h-h-h]. И вдруг стук в окошко - [d-d-d][t-t-t], - это подружки язычка пчёлки прилетели. Язычок приоткрыл окошко, немножко высунулся в него –высовывают кончик языка между зубами, и слышит как жужжат пчёлки - ]ð-ð-ð]. Они узнали, что язычок замёрз и угощают его мёдом - [h-h-h-h٨ni] .Поел язычок мёда и немного согрелся.
А на запах мёда прилетели комары. Язычок спрятался и захлопнул окошко, а комары пищат – [z-z-z]
И шмели прилетели, русские – [s-s-s] и английские - [θ-θ-θ]. Они принесли конфеты нашему язычку, чтобы развеселить его. А он ест и облизывается (сначала проводит кончиком языка по верхней губе, а потом по нижней).
Навестить его пришла подружка ежиха. У неё много маленьких ежат. Испекла она им пироги с ванилином, но в одни из них она положила два пакетика ванилина – [w] (две галочки), а в другой – один – [v](одна галочка). Едят ежи первый пирог, очень – очень сладкий он. Сдувают ванилин с губ - [w-w-w], а второй им очень нравится, они едят и облизывают своими маленькими зубками нижнюю губу - [v-v-v].
Язычок приглашает всех своих друзей в дом, они садятся на диван и читают книги, радуются - [ai-ai-ai], смеются - [oi-oi-oi]. Начитались интересных книжек и заснули. Не будем их будить - [∫-∫-∫]
Постепенно можно употреблять слова, фразы, а позже и целые предложения на английском языке.
Для развития у детей слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки, открытые звуки и т. д. я использую игры «фонетические».
Игра 1. “Найдите в каких словах спрятались звуки, которые я буду произносить».Дети смотрят на картинки и слушают названия предметов, изображённых на них. Они должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук. Сами звуки отрабатываются с детьми до начала игры.
Игра 2. «Найдите рифму к словам». Учитель произносит слова, а дети должны найти к ним рифму; или кто-нибудь из ребят произносит слово, а учитель должен подобрать к нему рифму. Для игры надо заготовить несколько таблиц с мелкими картинками, которые могли бы рифмоваться друг с другом. Задача ребёнка: показать и назвать только рифмующиеся картинки и слова. Это задание способствует развитию у ребёнка чувства рифмы, ритма, учит слышать и запоминать звуковой строй слова, учит сочинять стихи. Например: doll – ball, dog – frog, bee – tree, mouse – house, hair – bear.
Игра 3. Учитель раздаёт детям карточки с картинками (картинки могут быть у всех детей разными). Даётся одно задание для всех: « Соедините линией картинки, которые начинаются с одного и того же звука».
Игра 4 . «Волк и семеро козлят». В этой игре учитель может отрабатывать практически любые звуки, которые он вводит на уроке. Дети, закрыв глаза, должны отличить звуки (голос) матери «Козы» от звуков (голоса) «Волка». Звуки можно менять каждый раз, как заново начинается игра, но предварительно надо повторить или отработать их с ребятами. Если ребята-«козлята» узнали свою «маму», они хором зовут её: Come in, dear Mum. А если слышат «Волка», то говорят: Go, go away.
Голос «Козы» Голос «Волка»
[ti: ti: ti:] [tiŋ tiŋ tiŋ]
[θiŋ θiŋ θiŋ] [sin sin sin]
[me me me] [mǽ mǽ mǽ]
Роли «Волка» и «Козы» сначала исполняет один учитель, а потом ему помогают дети.
Лексико-грамматические игры.
Игра 1. Цель игры: соединить значение цвета с образом самого предмета, имеющего этот цвет, тем самым закрепляются знания лексики и одновременно углубляется жизненный опыт (лягушка – зелёная, кит-чёрный и т. д.) Задания могут быть такими:
Разукрась картинки в данный цвет;
Разукрась только те картинки, те предметы, которые наяву имеют этот цвет (кот не может быть синим, а луна зелёной);
Назови предметы в сочетании с их цветом или другими признаками (большой, маленький, хороший, плохой)
Используя кубики мы можем доступно объяснить ребёнку , где должно находиться слово, обозначающее цвет или другой признак предмета. На столе учителя – цветные кубики. Учитель должен создать образ самого предмета. Для этого он выбирает один из кубиков и называет его этим предметом: cat, dog … Поясняя учащимся, что перед каждым предметом в английском языке стоит маленькое слово “a” (показывает второй кубик), которое показывает, что оно в единственном числе. Затем учитель подбирает кубики соответственного цвета и ставит их в том порядке в каком произносит: артикль - прилагательное – существительное a blue pen, a red fox. Кубики обозначающие образ предмета и артикля, остаются постоянными, а кубики цвета меняются в зависимости от цвета названного предмета. Проводится контроль запоминания: Где должен стоять кубик, обозначающий цвет или другой признак предмета: перед “a”, после предмета или между ними? Если ребята усвоили, можно провести следующую игру.
Игра 2. На столе у учителя находятся кубики, обозначающие признаки предмета. Начинаем играть. (закрепление) Бежала мышка. Хвостиком махнула и перепутала нам все кубики. Кто помнит, где должен стоять кубик цвета? И т. д.
Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровьесберегающих технологий. Этому в значительной степени способствуют различные варианты физкультурных занятий, физкультминуток, физкультпауз. На занятиях используются разнообразные формы организации детей: фронтальные, индивидуальные и в подгруппах.
Возможны различные варианты: а) речевое действие с музыкальным действием; б) речевое действие с игровым действием; в) речевое действие с движением; г) речевое действие с движением и игровым действием.
Это могут быть: физкультурные занятия (дети отчётливо произносят слова, сопровождая их действиями); физкультминутка (название и выполнение действий и команд); физкультпауза + стихотворение / рифмовка (дети выполняют движения вслед за учителем); физкультминутка, построенная на танцевальном материале (интегрирование движений, музыки и сюжета эффективно воздействуют на личность ребёнка); занятия на основе подвижных игр.
Всё это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроках иностранного языка в младших классах.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.
Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Для организации благоприятного климата на уроке, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и практических целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Для этого я стараюсь учитывать:
физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста;
предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы напряжение и усталость;
стараюсь проводить урок непринуждённо, с настроением и только положительными эмоциями;
создаю приятную, располагающую к занятиям обстановку;
включаю в урок зарядки-релаксации.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к эффективности усвоения материала (длительность зарядки – релаксации 3-5 минут). При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые я применяю на начальном этапе обучения.
Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. Примерами такой зарядки являются песенки “Clap, clap, clap your hands”, “One, two, three on the tiptoes”, “ If you are happy” и другие.
Физкультминутки.
Физкультминутки являются одной из форм игры-релаксатора на уроках английского языка в начальной школе. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учёбе, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовывать двигательную активность, присущую младшим школьникам, благотворно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между учителем и учеником.
Использование физкультминуток мотивирует предстоящую деятельность учащихся, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного материала, создаёт атмосферу , в которой каждый ученик класса чувствует себя комфортно и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по–английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не только учеников, но и учителя.
Приведённые ниже физкультминутки собраны из разных источников и успешно апробированы мною в начальной школе.
1.
Stand up! Clap! Clap!
Arms up! Clap! Clap!
Step! Step! Arms down!
Clap! Clap! Please,sit down
2.
Hands up! Hands down!
Hands up! To the sides! Hands on hips!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!
3. 4.
Hands up! Clap! Clap! Clap! Hands on the head,
Hands down! Shake! Shake! Shake! Hands on the hips,
Hands on hips! Jump! Jump! Jump! Hands on the table,
Hop! Hop! Hop! Stop! Stand still! Hands like this. (любое движение)
Good! Sit down, please! Hands on the shoulders,
Hands up and down,
Hands behind the head and sit down.
5. 6.
Heads and shoulders, knees and toes, Two little feet go tap,tap,tap.
Knees and toes, knees and toes! Two little hands go clap, clap, clap.
Heads and shoulders, knees and toes, Two little feet go jump, jump, jump.
Eyes, ears, mouth and nose! Two little hands go thump,thump, thump
7. 8.
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose Can you hop like a rabbit?
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes Can you jump like a frog?
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground, Can you walk like a duck?
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around, Can you run like a dog?
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around, Can you fly like a bird?
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground, Can you swim like a fish?
Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high, Can you be like a good child?
Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye, As still as you wish?
Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,
Teddy Bear, Teddy Bear, sit down, please.
10.
This is my right hand, One, two – tie your shoe!(Try to tie shoe)
I’ll raise it up high (Raise the right hand) Three, four – mop the floor!(Move as you
This is my left hand, mop the floor)
I’ll touch the sky (Raise the right hand) Five, six – pick up bricks!(Make an ima-
Right hand (Show the right palm) ginary wall)
Left hand(Show the left hand) Seven, eight – wash a plate!(As you wash
Raise your hands high in the air It’s fun to be this,
At your sides, on your hair. It’s fun to be that:
Raise your hands as before To leap like lamb,
While you clap: one, two, three, four. To climb like a cat;
I put my hands upon my hips, To swim like a fish,
I turn myself around. To hop like a frog,
I raise my hands above my head To trot like a horse,
And then I touch the ground. To jump like a dog.
13. 14.
My hands upon my head I place, Up, down, up, down,(поднимаемрукивверх,вниз)
On my shoulders, on my face. Which is the way (разводим руки в стороны)
Then I raise them up on high To London town?
And make my fingers quickly fly. Where? Where?(поворачиваемся в стороны)
Then I put them in front of me Up in the air,(смотримпосторонам)
And gently clap: one, two, three. Close your eyes-(закрываемглаза)
And you are there.(открываемглаза)
15. 16.
Let’s sing a song Three litlle monkeys are jumping on the bed,
If you are happy and you know it One fell off and bumped his head
Clap your hands (2 times) Mama called the doctor and the doctor said:
If you are happy and you know it “No more litlle monkeys jumping on the bed”.
And you really want to show it (2 times) (детипостукиваюткончиками 3-хпальцев
Clap your hands! Stamp your feet! по ладони правой руки; потом прижимают один
Wink one eye! Touch your nose! палец к ладони, «убирают» его, прикладывают к
Shake your hands! Jump so high! голове, показывая, что ушибли её; набирают
номер телефона и прикладывают трубку к уху;
«грозят» указательным пальцем.)
Игра. Это не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Например, при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик у доски выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении темы «Моё любимое животное» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. При изучении темы «Мой день» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
пальчиковые игры.
Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Данный вид деятельности можно использовать и в начале урока. Это настроит детей на занятие, даст позитивный заряд, а также поможет активизировать мозговую деятельность.
What’s the weather like today?
Look through the window! What’s the weather like today?
Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками – лучиками)
Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)
Is it windy? ([w – w - w] размахиваем руками, показывая порывы ветра)
Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями)
Is it dry? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)
Is it wet? (стряхиваем с рук воду)
Hello!
Пальчики левой руки по очереди «здороваются» с пальчиками правой руки, похлопывая друг друга кончиками “Hi” или “Hello!”. Либо большой палец по очереди «здоровается» с другими пальцами руки. Можно выполнять одновременно двумя руками.
Му Family
Поочерёдно разгибая пальчики из кулака и загибая обратно:
This finger is my grandfather,
This finger is my grandmother,
This finger is my daddy
This finger is my mummy,
And it’s me!
Wake up!
Поочерёдно загибаем пальцы в кулак, потом резко разжимаем, широко расставляя пальцы.
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep,
This finger wants to sleep.
Wake up! It’s time to play!
Balloon
«надуваем» шарик: сначала ладони вместе – шире – шире –вместе (воздух выходит [∫-∫]). Сопровождать глубоким вдохом и выдохом.
Let’s play a balloon!
And make it bigger – bigger – bigger! (разводим руки)
Hop ! [∫-∫-∫] (сводим руки)
В ходе урока движения пальцев рук и кистей помогут ребёнку расслабиться, убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают общую умственную усталость.
Danceoftheleaves
First they dance upon the trees,(поднять руки вверх и раскачивать, имитируя порывы ветра, пальчики при этом шевелятся как листочки)
Then they float on the breeze. (руки плавно «плавают по волнам», пальчики расслаблены)
Then they gaily blow around, (сделать круги руками, вращая ладони)
Now they’re sleeping on the ground. (мягко опустить руки вниз, присев на корточки).
Homes
This is a nest for Mr. Bluebird (сложить ладошки чашечкой, изображая гнездо)
This is a hive for Mrs. Bee (сложить кулачки вместе, изображая улей)
This is a hole for funny rabbit (соединить кончики пальцев двух рук, изображая вход в норку для кролика)
And this is a house for me.(сложить руки «домиком « над головой)
Массажные игры
Посмотри на меня и послушай меня:
Eyes, are you ready? (поглаживание век)
Yes, we are. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)
Ears, are you ready? (поглаживание ушей)
Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)
Hands, are you ready? (поглаживание кистей рук)
Yes, we are. (хлопки в ладоши)
Legs, are you ready? (поглаживание ног)
Yes, we are. (притопывание)
Shoulders, are you ready? (поглаживание плечей)
Yes, we are. (постукивание по плечам)
Children, are you ready? (развести руки в стороны)
Yes, we are. (обнять себя руками)
Литература:
«Английский язык для детей средней группы детского сада с использованием регионального краеведческого компонента.» Составители : Н. Д. Епанчинцева, О. А. Моисеенко, Е. С. Дерюгина, Е. Н. Рузанова . Белгородский региональный ИПКППС, 2009
Бочарова, Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения\\ Иностранные языки в школе. -1996.-№3
Играйте с нами (из опыта работы Пономарёвой Н. Ю.):учебно-методическое пособие; под редакцией Н. Д. Епанченцевой. - Белгород: изд-во ПОЛИТЕРРА, 2008. - 111с
Никитенко З.Н. «Начинаем изучать английский язык»: Учебное пособие для дошкольников и младших школьников. Москва «Просвещение» 2008 г.