Приемы технологии развития критического мышления на разных фазах урока английского языка
Приемы технологии развития критического мышления на разных фазах урока английского языка
Данная работа предназначена для учителей средней школы, включает в себя приемы технологии критического мышления, используемые на разных фазах урока английского языка в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии развития критического мышления на разных фазах урока английского языка»
Приемы технологии развития критического мышления
на разных фазах урока английского языка.
В технологии РКМ урок строится по схеме: “Вызов” – “Реализация смысла” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов”.
Содержание фазы “Вызов”: пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации. Система приемов организации фазы “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
Учитель может использовать следующие приемы:
1. Верные и неверные утверждения
2. Верите ли вы?
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
4. Дерево предсказаний (предположения по поводу сюжетной линии произведения)
5. Таблица “Вопросительные слова”
6. Кластер
“Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.
7. Толстые и тонкие вопросы (простые однозначные ответы- полные аргументированные ответы)
8. Ромашка Блума
9. Таблица “Вопросительные слова”
10. Ассоциации
11. Синквейн
12. Корзина идей
Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится следующим образом:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
В случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующей фазе урока- реализации смысла., содержание которой- получение новой информации.
Учитель может использовать следующие приемы:
1. Бортовой журнал ( что мне известно по данной теме - что нового я узнал)
2. Инсерт (маркировка текста значками)
3. Двухчастный дневник (цитата-комментарий)
4. Ромашка Блума
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1) Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2) Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3) Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4) Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5) Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6) Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
5. Таблица “Плюс-минус-интересно” (работа с информацией)
6. Таблица “Синтез” (связь содержания текста с личным опытом)
На фазе “Рефлексии” происходит осмысление, рождение нового знания. Учитель может применить следующие приемы:
1.Стратегия “RAFT” ( письменная рефлексия)
2. Перекрестная дискуссия (да, нет, аргументы)
3. Синквейн (белый стих, пятистишие)
“Синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
4. Листы взаимо- и самооценки
5. Карты рефлексии
Через использование на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету приемов и методов технологии критического мышления происходит формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.