Просмотр содержимого документа
«Приемы для организации исследовательской деятельности на уроках английского языка»
Формирование исследовательских умений на уроках английского языка
Исследовательская деятельность является высокоэффективным средством достижения одной из ведущих задач актуальной школы: научить детей независимо и оригинально думать, приобретать знания, ставить и решать проблемы, применяя знания из разных областей; уметь предвидеть результаты с учетом изменчивости подходов к осуществлению исследования.
В настоящее время повышаются требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что проявляется в их способности самостоятельно и обдумано осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности. Учителю приходится искать различные способы для того чтобы, у каждого учащегося была возможность развивать свои способности и таланты и по завершению обучения определиться с выбором будущей профессии.
Исследовательская деятельность знакомит учащихся с методами научной и творческой работы, развивает когнитивный интерес, любопытство, помогает разбираться в информационном пространстве. Использование ресурсов глобальной сети учащимися при подготовке проекта исследовательской деятельности способствует активному введению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, и, в итоге, формированию информационной культуры личности.
В данной статье я остановлюсь на некоторых приемах, упражнениях и игровых заданиях, способствующих формированию исследовательских навыков.
1. Обучающая игра «Главная мысль»- тезирование.
Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу о наиболее важных идеях и выводах.
Цель игры- учиться составлять тезисы к тексту, критически оценивать работы других авторов по тезированию, работать в темпе, давать оценку собственной деятельности. Это упражнение очень хорошо подходит для учащихся обучающихся на III ступени.
На уроке иностранного языка обучающиеся часто работают с текстами различного характера. Задания на обобщение мысли основного содержания абзаца входят в систему подготовки к сдаче ЦТ по иностранному языку. Учащимся предлагается текст( объем и тематика в соответствие с планированием), разделенный на абзацы. Необходимо составить тезисы к тексту, но в упражнении есть и игровая составляющая, т.к. составленные тезисы передаются соседу, который должен проставить номер абзаца, которому этот тезис соответствует больше всего. Передача тезисов и проставление номеров идет по кругу, до тех пор, пока каждый конспект не вернется к своему хозяину. Каждый проверяет правильность соответствия номеров тезисов абзацам. Выигрывает тот, у которого номера абзацев всеми участниками выставлены правильно.
2. Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.
Методика «продолжение неоконченных рассказов от имени разных персонажей», позволяющая смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения. Учитель читает детям неоконченный рассказ. Например, в старших классах учитель предъявляет рассказ от лица подростка и предлагает продолжить рассказ, от лица разных персонажей- отца, матери, самого подростка, при этом придумать финал рассказа, т.е сделать выбор за героя текста, аргументируя решение. Read Kevin’s story about his job. Are there more advantages or disadvantages to his job?
« I have been working as a barista full- time foe more than a year, though anyone can ask the employer for flexible working hours. My compony is a great place to make friends. This job offers a lot of perks such as an ……..» ( Учебное пособие для 11 класса гимназий и лицеев с белорусским и русским языками обучения, Минск «Вышэйшая школа» 2015, авторы Н.В. Демченко, Н.В. Юхнель и др.)
3. «Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.
«Match the phrases from two columns» - соединить две части грамматического упражнения, лексического сочетания, причинно следственных связей в главном и придаточном предложениях, при этом задания составляются для каждого из учащихся на соединение вопроса с ответом или две разрозненные части предложений, пословицы или поговорки. Например, при изучении темы « Ecology» в 11 классе предъявляются цитаты: