Преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе
Преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе
В данной статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Выделяются основные виды игровых технологий для использования на уроках английского языка, структура игровой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Преимущества использования игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе
Актаева Айгуль Мухтаровна, учитель английского языка ассоциированной ЮНЕСКО школы при КАУ
Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Выделяются основные виды игровых технологий для использования на уроках английского языка, структура игровой деятельности.
Ключевые слова: игра, игровая технология, игровой метод обучения.
Abstract: This article discusses the advantages of using game technologies in the process of teaching English in primary school. It singled out the main types of game technologies used in the English language lessons, the structure of game activity.
Key words: game, game technology, game teaching method.
Аннотация: Бұл мақалада бастауыш мектепте ағылшын тілін оқыту процесінде ойын технологияларын қолданудың артықшылықтары қарастырылады. Ағылшын тілі сабақтарында қолданылатын ойын технологиясының негізгі түрлері ерекшеленеді, ойын әрекеттерінің құрылымы.
Кілт сөздер: ойын, ойын технологиясы, оқу әдісі.
Как известно, особенную роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, занимают игровые технологии. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемого языка, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у ребенка интереса к учебному предмету, вследствие чего, процесс обучения становится более эффективным. Целью использования учебных игр или игровых упражнений на уроке английского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Обучение английскому языку в начальной школе, начиная с первого класса, по моему мнению, должно в большей части основываться на использовании игровых технологий. Это связано с тем, что первый класс – переходный этап в жизни ребенка: из детского сада – в школу, в мир учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время – способствовать тому, чтобы встреча с незнакомым для ребенка миром не испугала, не разочаровала, а, наоборот, сформировала интерес к обучению.
Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что при систематическом использовании на уроках английского языка игровых технологий предполагаются следующие результаты:
- повышение уровня развития коммуникативных навыков учащихся;
- формирование таких качеств личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
- развитие творческой активности учащихся, наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах;
- формирование умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Но, в то же время, обязательным условием проведения игр является методически грамотное их построение. Для этого необходимо:
- точно знать, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что не умел ребенок делать до проведения игры и чему он научится в результате её;
- игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, пусть даже минимального;
- должна быть коммуникативная направленность игры. Важно, чтобы учащиеся не просто механически подражали, а решали определенную коммуникативную задачу;
- необходимо придать игре характер соревнования для того, чтобы получить, от игры наибольший эффект.
В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. И в соответствии с этим игры и игровые ситуации, в зависимости от поставленных задач, можно разделить на несколько видов:
1) игры на автоматизацию грамматических навыков;
2) игры на усвоение изученной лексики;
3) игры для развития навыков говорения и аудирования.
I. Грамматические игры.
Грамматические игры способствуют развитию активной речи учащихся. Тренировка употребления грамматических структур, требующая многократного повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затраченные усилия не приносят удовлетворения. Чтобы сделать эту скучную работу интересней можно использовать следующие игры.
1. Игра «Цепочка» помогает отработать структуруI’ve got.… Один из учащихся начинает:
P1 I’ve got a cat.
P2 I’ve got a dog.
P3 I’ve got a puppy...
Цепочка обрывается, если кто-то неправильно составляет предложение. Возможен второй усложненный вариант: «Повтори и добавь свое»:
P1 I’ve got a cat.
P1 I’ve got a cat and a dog…
Для дифференциации структур: I’ve got a… - He’s got a…
P1 I’ve got a sister.
P2 Daniyar has got a sister and I have got a brother.
2. Для активизации в речи вопросительной формы - Have you got a…?/ Has she got a ...?, можно использовать игру «Отгадай». Учащиеся выбирают ведущего, который загадывает любой предмет, затем учащиеся по очереди спрашивают:
P1 Have you got a ball?
P2 No, I haven’t.
P3 Have you got a doll?
P2 Yes, I have.
Отгадавший занимает место ведущего.
Подобные игры также можно использовать при изучении темы «Colours». Ребята отгадывают цвет любимой игрушки (игрушек):
Is it yellow?
Are they yellow?
3. В начальных классах вводится грамматическая структура: I can (read). Дети любят принимать участие в игре «Хвастунишка».
P1 I can read.
P1 I can write.
P1 I can run.
Игра прекращается тогда, когда кто-то затруднится в составлении образца.
4. Отрабатывая отрицательную форму: I can’t ... уместно соревнование «Неумеек».
P1 I can’t write.
P2 I can’t fly
5. Игра для закрепления структуры I can see. Учащиеся один за другим называют предметы, которые они видят в классе (на картинке), используя эту структуру. Побеждает ученик, назвавший большее количество предметов.
6. При изучении структуры – Are you a (dog)? Yes, I’m a (dog), учащиеся выходят к доске, показывают характерные для определенного животного движения и воспроизводят соответствующие звук. Остальные отгадывают:
P1 Are you a dog?
P2 Are you a cat?
7. Для отработки оборота - There is/There are, можно использовать игру «Кругосветное путешествие».
Учитель начинает игру:
T. There is a blackboard on the wall.
P1 Near the blackboard there is a door.
другие ребята продолжают описывать комнату (картинку) в выбранном направлении. Учитель может принимать участие в игре, жестом показывая на предмет, о котором надо сказать.
8. Очень интересная игра – «Маша-растеряша». Утром Маша собирается в школу и не знает, где её вещи. Она спрашивает:
P1 Where is my pen?
P2 It’s on the table.
P1 Where are the books?
P3 They are on the chair.
9. Игры для отработки Present Indefinite Tense .
a) «Цепочка». Повтори и добавь свое.
P1 I like milk.
P2 Ann likes tea and I like milk .....
b) Вопросительную форму: Do you like to...? отрабатываю вигре «Угадай».
P1 Do you like to play football?
P2 Do you like to read books?
II. Лексические игры.
Лексические игры способствуют построению фундамента речи, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию учащихся.
1. Игра «Веселые старты». В ходе этой игры происходит тренировка лексики по различным темам. Несколько учеников делятся на две команды и отходят от учителя на 7-10 шагов. Учитель называет любое слово по-русски, та команда, которая первая переводит слово на английский язык, делает один шаг вперед. Побеждает та команда, которая первая доходит до учителя.
2. Игра «Части тела». Ученик выполняет команды остальных ребят.
P1 Touch the nose.
P 2 Touch the left hand
P 3 Touch the mouth.
3. Для закрепления лексики очень часто можно использовать мяч. Учитель кидает мяч и называет слово на русском, а дети возвращают мяч и говорят слово на английском (можно наоборот).
4. Игра «Кто больше назовет животных». Участники двух команд по очереди называют животных изображенных на картинке (тематика картинок может быть разная).
5. Игру «Рифмовки» можно применять для запоминания названия цвета.
bed red
night white
town brown
6. Игра «Кто больше?». Образуются две команды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) названия продуктов; в) цвета и т.д.
7. Игра «Вставь букву». Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
III. Аудитивные игры.
Аудитивные игры способствуют достижению следующих задач аудирования:
- научить распознавать отдельные речевые образцы и сочетания в потоке речи;
- развить слуховую память и реакцию.
1. Игра «Simon says…» (Саймон говорит…) — очень популярная игра в англоговорящих странах. Учитель будет ведущим, т.е. Саймоном, который отдает команды, например: «Simon says: Clap your hands». Ученики должны выполнить команду. Саймон отдает команды быстро, и участникам нужно не мешкать, и также быстро выполнять их, иначе их ждет выбывание. К тому же, приказ должен обязательно начинаться со слов «Simon says …», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает.
Это игра на развитие внимательности и повышение скорости реакции у детей. А в нашем случае, еще и на четкое понимание команд на английском языке. Со временем ребята могут сами давать команды.
2. Игра «Who knows the parts of body better?». Класс делится на 2 команды. Ученики- представители от каждой команды по очереди выполняют команды учителя:
Touch your head!
Touch your shoulders!
Count your fingers! ...
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
3. Игра «Найди монстрика по описанию». Детям представлены карточки с изображением монстриков. Карточек должно быть достаточно много. Учитель читает описание внешности одно из монстриков. Кто первый из детей отгадает нужного монстрика, тот и получает карточку. Выигрывает тот, у кого оказалось больше всего карточек.
4. Игра «Съедобное - несъедобное». Учитель произносит предложения:
We can eat meat.
We can eat chalk.
При упоминании съедобного предмета, ученики поднимают руку, кто ошибется – выходит из игры. Можно применять к различной тематике: We can put on a hat (a chair).
IV. Речевые игры.
Речевые игры учат детей выражать мысли в логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки, а также обучают детей речевой реакции в процессе коммуникации.
1. Игра «Кто это?». Ребята учатся описывать внешность человека. Один ученик описывает внешность кого-либо из класса, но не говорит кто это, остальные ребята должны отгадать, кто это. Тот, кто отгадал, загадывает свое описание.
P1 She is nine. She is not tall. She’s got dark hair. Her eyes are grey. She has a black dress on.
2. Игра «Guess it». Ведущий загадывает любой предмет в классе. Ученики пытаются отгадать и задают только общие вопросы (их количество ограничено до 10). Побеждает тот, кто отгадывает, задав меньшее количество вопросов.
Примеры вопросов: Is it a thing?, Is it on this wall?, Can I see it?, Is it white?
3. Игровая ситуация «Новый ученик». Учитель представляет «нового ученика». Чтобы больше узнать о нем, ученики задают ему вопросы:
What is your name?
How old are you?
Where are you from?
4. Игровая ситуация «В зоопарке». Директор зоопарка (кто-либо из ребят) проводит экскурсию и рассказывает о каждом животном.
Подводя итоги, можно сказать, что благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются память, мышление, воображение, творческие способности. Игры обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, способствуют решению определённых учебно-воспитательных задач по обучению иностранному языку. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. А также нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Следует, однако, помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо разумно их применять, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игра — это не просто коллективное развлечение, это один из основных способов достижения определенных задач обучения. В каком объеме должны использоваться игры на уроках английского языка зависит от класса, возраста и уровня знания обучающихся.
Литература:
1. Дроздова Н. В. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. - 80 с.
2. Источник: Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008.
3. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка». — М.: Просвещение», 1981.
4. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
5. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.
6. Петричук И.И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе.- 2008.- № 2.