Просмотр содержимого документа
«Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка»
Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка
Общество не может жить, не пользуясь языком - важнейшим средством человеческого общения. В последнее время констатируется высокий уровень мотивации к изучению английского языка и его применение в средствах массовой информации. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является
средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы.
Создание на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей - один из ключевых векторов развития образования сегодня. СЛАЙД 2 Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
•умение самостоятельно формулировать проблему. Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами.
С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в начальной школе. На этой ступени обучения я не углубляюсь в сущность грамматического явления, так как у детей данного возраста слабо развиты способности анализировать и обобщать. Важным для меня представляется, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи. Считаю необходимым при объяснении грамматического материала использование наглядности. Грамматические структуры усваиваются как при выполнении упражнений на то или иное правило, так и в процессе речи (устной, письменной, монологической, диалогической). Многократное использование грамматических структур с разной лексической направленностью приводит к тому, что учащиеся начинают пользоваться всё новыми и новыми грамматическими структурами , употребляя их в ответе, вопросе, рассказе, пересказе, не задумываясь над построением предложений или формами слов. Так закладываются прочные основы свободного владения языком. Начиная со 2-го класса, в начало урока я обязательно включаю фонетическую зарядку. Очень часто использую для фонетической зарядки стихотворение , песенку или рифмовку, содержащие изучаемую грамматическую структуру. СЛАЙД 3
Такая фонетическая зарядка способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – и грамматических структур.
Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:
- создание для учащихся условий для развития функционально грамотной личности;
- определение этаов работы;
- разработка системы упражнений, направленных на овладение обучающимися грамматическим навыком;
Работа по формированию грамматического навыка проводится в несколько этапов:
На подготовительном этапе я обьясняю грамматическое явление детям.
Далее обучающиеся воспроизводят изученную структуру.
На третьем этапе ученики применяют в речи грамматические структуры путем изменения условий общения.
Для каждого из этапов характерны определённые виды упражнений. В своей работе я использую имитационные упражнения, упражнения по выполнению операций по образцу, подстановочные и трансформационные упражнения. СЛАЙД 4
Имитационные упражнения.
В имитационных упражнениях грамматическая структура задана, её следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу.
Цель: развитие памяти, воображения, снятие внутренней напряжённости, агрессии, активизация эмоций, влияние на формирование личности посредством оптимистичного настроя.
Примеры упражнений
Повторите… вслед за диктором/ учителем.
Прочтите предложение хором/ по цепочке/ в парах.
Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически, грустно, ласково, сердито, весело, жалобно, по-доброму и т.д.
Произнесите фразу, изменяя поочерёдно логическое ударение на отдельных словах.
Подтвердите, что высказывание вашего собеседника соответствует действительности.
Срифмуйте несколько фраз и повторите их.
Прочтите диалог по ролям.
Упражнения по выполнению операций по образцу СЛАЙД 5
В упражнениях данного вида обучающиеся учатся образовывать грамматические структуры, составлять предложения из готовых частей грамматических структур по заданному образцу.
Цель: развитие внимания (таких его свойств, как устойчивость, концентрация)
Примеры упражнений
Замените в предложении выделенную грамматическую форму, используя образец.
Заполните пропуски по образцу.
Измените предложения по образцу.
Ответьте на вопросы по образцу.
Закончите предложения по образцу.
Образуйте… по образцу.
Перефразируйте предложения, употребляя…
Выберите подходящую грамматическую форму из предложенных.
Составьте предложения по образцу.
Расскажите о себе или о своём товарище, используя образец.
Задайте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему.
Подстановочные упражнения СЛАЙД 6
Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизации в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Опорой этого вида упражнений могут служить подстановочные таблицы.
Цель: развитие мышления, формируя его чёткость и организованность.
Примеры упражнений
Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.
Составьте как можно больше предложений, используя таблицу.
Составьте предложения по таблице. Имена, данные в ней, замените именами ваших друзей.
Дополните таблицу своими примерами.
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
Прочтите начало предложения, дополнив его по смыслу.
Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.
Трансформационные упражнения СЛАЙД 7
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации.
Цель: развитие творческого и логического мышления.
3. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).
4. Дополните предложения, обращая внимание на…
5. Замените выделенные слова…
6. Напишите предложения в … форме.
7. Переведите предложения на английский язык.
8.Догадайтесь, какие вопросы были заданы в следующем диалоге (приводятся ответы).
9.Передайте собеседнику смысл следующего сообщения своими словами, используя…
10. Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с …
11. Прочтите предложения, сократите их, сохраняя смысл.
12. Прочтите предложения, расширьте их за счёт слов, данных в скобках.
13. Составьте из двух предложений одно.
14. Ответьте на вопросы, употребляя…
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в начальных классах является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как
• метод проектов, СЛАЙД 8 • драматизация СЛАЙД 9 и т.д.
• игра, СЛАЙД 10 Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игры помогают сделать урок увлекательным, интересным. В процессе игры дети не замечают, что познают, запоминают, пополняют словарный запас, развивают фантазию. Игры можно использовать: в виде теста после изучения какой-либо темы, для повторения или закрепления грамматического или лексического материала, как диагностический инструмент для решения пробелов в знаниях перед ознакомлением с новым материалом, в виде поощрения в конце четверти или после изучения определенной темы. Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые. СЛАЙДЫ 11,12,13
Игры могут носить творческий характер. Основная задача учителя – создать такую ситуацию на уроке, чтобы дети максимально были погружены в языковую среду. Лексические игры. I have a Cat. Цель: Закрепление прилагательных. Например: Учитель говорит I have a cat. Угадайте, какой он. Ученики говорят: You have a little cat. You have a clever cat. You have a white cat. You have a funny cat и т.д. More, Less. Цель: Закрепление количественных и порядковых числительных. Класс делится на две команды «More», «Less». Учитель называет число. Команда «Less» должна назвать предыдущее число, команда «More» - последующее число. Выигрывает команда, участники которой меньше ошибались. Для расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, стишки, песенки, двигательные физминутки. Физминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Провожу физминутку на 20- 25 минуте от начала урока.. ВИДЕОРОЛИК Слайд14 физминутки Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка, в первую очередь включает в себя формирование коммуникативной грамотности. Для этого я предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая форма работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение, поисковый метод. СЛАЙД15
Работа в группе, команде помогает расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова иностранного языка в активном диалоге, поддерживать беседу.
СЛАЙД 16 Учащиеся на уроках английского языка успешно выполняют творческие задания: «Придумать необычное животное и описать его»
упражнение «Змейка», все слова собраны в одно длинное слово необходимо поделить правильно, это задание не только на развитие навыков письма и чтения, а также развивает память и внимание. Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. слайд 17
Материал для составлений заданий функциональной грамотности в средних и старших классах очень актуально выбирать из жизненных ситуации:- Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости - Заполнение электронных анкет, опросов, анкет - Поиск билетов на все виды транспорта. Расписание движения транспорта
- Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений. - Использование сайтов со сводками погоды
- Использование кулинарных рецептов.
- Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д
- Выбор товаров в Интернете.
Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.