Просмотр содержимого документа
«Поиск путей повышения эффективности обучения школьников иностранному языку»
11
МОУ «ТРОИЦКАЯ СОШ № 5»
Поиск путей повышения
эффективности обучения
школьников иностранному языку
Автор: Коржавина Л.И.
Среди многих проблем, выдвинутых педагогическим процессом, есть такие, которые требуют от учителя нового подхода к их решению. К ним относится, прежде всего, проблема, связанная с повышением эффективности обучения, с формированием у школьников мотивации учения, которая является источником активности учащихся. Подготовка человека к выполнению социальных требований начинается со школы. От действенности учебного процесса во многом зависит формирование личности, социально значимой, полезной обществу, способной приумножить его успехи в последующем своём развитии. В связи с этим важным становится вопрос, связанный с эффективностью учебного процесса: как добиваться его высокого качества?
Я убедилась, что от правильного решения данной проблемы зависит положительный результат в обучении ИЯ.
Практика моей работы показывает, что невозможно достичь должного эффекта, если не обеспечена соответствующая мотивация. Невозможно достичь высших уровней развития без личностно значимого отношения к деятельности. Принимая во внимание, что главным фактором при отборе содержания, построении учебного материала, разработке технологий обучения в системе повышения эффективности учебной деятельности становится ориентация на потребности и запросы учащихся, я стараюсь вызвать интерес к моему предмету. Полностью принимаю и разделяю точку зрения Н.В. Шароновой, согласно которой «интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности».
Когда школьники приступают к занятиям ИЯ, я не могу пожаловаться на отсутствие у них интереса. Видимо, увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Но, как показывает опыт, уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а несколько лет спустя - уже единицы.
Как добиться, чтобы интерес к изучению ИЯ был постоянным и устойчивым? Ведь где интерес, там и успех.
Эта проблема побудила меня к поиску новых педагогических технологий, которые обеспечили бы реализацию личностно - ориентированного подхода в обучении ИЯ, основной гуманистический принцип которого состоит в том, что в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Роль же учителя при этом состоит в оказании помощи учащимся в процессе обучения, в побуждении их к активной деятельности.
Моя деятельность направлена на поиск таких способов обучения, которые позволили бы
добиться усвоения детьми основных умений и навыков, а также способствовали бы свободному развитию личности, так как ведущей целью обучения на современном этапе является, прежде всего, развивающая. Мой главный принцип, которым я руководствуюсь при подготовке к уроку, чтобы мне самой было интересно. Ведь ещё Л. С. Выготский писал: «Если мы делаем что-то с радостью, мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-то с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этой деятельности».
Целью обучения ИЯ в рамках базового курса является овладение способностью осуществлять непосредственное общение с носителями ИЯ в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информацию о странах изучаемого языка, их культуре, быте. Это предполагает достижение школьниками минимально - достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами ИЯ.
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее: коммуникативные умения, воспитание школьников, образование средствами ИЯ, развитие личности учащихся, общеучебные и специальные умения и навыки.
Чтобы претворить в жизнь цели, определяемые Государственным образовательным стандартом в области ИЯ, я в своей работе наряду с общедидактическими принципами, опираюсь на следующие принципы обучения:
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка (природосообразность).
Коммуникативная направленность всего процесса обучения ИЯ, которая предполагает использование ИЯ как средства общения и формирования у школьников умения соотносить языковые средства с определённой ситуацией, задачами и условиями общения с опорой на социокультурные знания о стране изучаемого языка.
Интегрированное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму)
Активный, деятельностный и сознательный характер процесса обучения.
Личностно-ориентированный подход к изучению ИЯ.
Использование всех видов наглядности.
Ситуативность, ролевая организация процесса обучения.
Принцип коллективного взаимодействия.
Принцип новизны.
Я убедилась, что для того, чтобы добиться цели обучения, а, значит, высокого качества образованности учащихся, необходимо иметь логически выстроенную систему работы, а педагогический процесс должен быть основан на новейших достижениях педагогической науки в виде педагогических технологий, комфортных для моих учеников.
В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий:
• Педтехнологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровых технологий, технологий обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативного обучения Е.И.Пассова);
• Педтехнологий на основе эффективности организации управления процессом обучения (технологий дифференцированного обучения, технологий индивидуализации обучения, групповых и коллективных форм работы);
• Новые информационные технологии.
Убеждена, что применение элементов вышеуказанных педагогических технологий влияет на эффективность процесса обучения и воспитания школьников, способствует повышению мотивации учения у учащихся, что отражается на результатах обучения.
Итак, каким образом я строю свою педагогическую деятельность?
Начинаю я с планирования целей. Чему я должна научить учащихся, т.е. опираюсь на требования Государственного образовательного стандарта, использую Закон Российской Федерации «Об образовании», Базисный учебный план Свердловской области, в котором закреплено начало обучения ИЯ со 2 класса начальной школы, «Минимум содержания обучения ИЯ», «Требования к уровню подготовки выпускников». Затем использую такие методы, приёмы, элементы педагогических технологий, при помощи которых, на мой взгляд, я могла бы добиться поставленных целей. В своей работе я ориентируюсь на типовые государственные программы.
На основе всего имеющегося материала я составила свою систему обучения школьников ИЯ. Старшеклассники имеют 3 урока в неделю ИЯ.
Один из трёх часов я выделяю на контроль домашнего чтения, ведь в жизни современного человека чтение занимает значительное место, обогащающее его, позволяющее глубже понять окружающий мир. Самостоятельная работа с текстом, на мой взгляд, помогает более успешной реализации программных требований. Мной была написана методическая разработка по работе над домашним чтением. Сложность организации контроля домашнего чтения заключается в том, что количество часов, отводимых на изучение ИЯ, в частности на домашнее чтение, в средней школе ограничено. Дефицит времени я компенсирую тщательно продуманными приёмами контроля прочитанного дома. Это может быть обмен информации (диалоги, полилоги учащихся), краткий или подробный пересказ прочитанного со слов автора, от лица одного из героев.
В помощь ученикам я предлагаю вопросы, которые помогают ребятам лучше понять основную мысль текста, а также новую лексику, которая непременно отрабатывается детьми в упражнениях, при составлении ситуаций, пересказа. Тексты для домашнего чтения я подбираю, учитывая, прежде всего, интересы детей, уровень их развития, их психологические особенности. При планировании данного урока я руководствуюсь принципом напряжённости, т. е. ориентируюсь на максимум возможностей каждого ученика и тем самым вызываю их высокую активность. Задания я составляю с таким расчётом, чтобы, выполняя их, ребята не только описывали события, передавали содержание, но и выражали свои мысли, суждения, высказывали собственное мнение по поводу прочитанного. Формы проведения урока домашнего чтения - разнообразные. Выделив 1 час на контроль домашнего чтения, я не ошиблась. Такой урок играет важную роль в овладении учащимися умением осмысленного чтения, помогает повторить и закрепить лексический и грамматический материал, увеличить потенциальный словарь учеников, позволяет успешно учить школьников разным приёмам самостоятельного учебного труда, а так же способствует повышению мотивации учения.
Выделив второй из трёх уроков на изучение грамматики, я убедилась в правильности своего решения. Используя деятельностный подход и придавая большое значение аналитической работе с языковым материалом, я добиваюсь не просто владения детьми набором грамматических конструкций на уровне имитации, а, прежде всего, выработке умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание, т. е. ребёнок не просто пассивно относится к усвоенному материалу, а активно владеет грамматическими структурами.
Рассчитывая достичь хороших результатов в овладении детьми грамматическими конструкциями, совершенствую формы обучения и информативную ёмкость содержания уроков. Материал подаю крупными блоками. Это проявляется в опыте учителя – эксперементатора В.Ф.Шаталова и др. Для увеличения информативной ёмкости каждого урока на изучение выношу содержание нескольких уроков, а сэкономленное время отдаю выполнению упражнений тестов по грамматике. При обучении детей грамматике иностранного языка я руководствуюсь принципом опережающего обучения, стараюсь дать больше, чем предусмотрено типовой программой обучения ИЯ школьников. Но если раньше я представляла грамматический материал в виде простых таблиц, рисунков, то после обучения на курсах «Сервисы ВЕБ 2.0» применяю карты – знаний (о них я расскажу позже).(карты знаний https://bubbl.us, карты-ума, интеллект – карты http://www.mindmeister.com).
Мной созданы карты – знаний по темам:
Страдательный залог
Действительный залог
Контроль овладения новыми грамматическими явлениями я осуществляю в виде тестов, индивидуальных карточек, перфокарт, самостоятельных и контрольных работ, применяя дифференцированный подход. Карточный вид работы даёт мне возможность проследить за уровнем владения каждым ребёнком той или иной грамматической структурой. Придавая большое значение изучению грамматике, я убедилась в том, что она является базой для овладения ИЯ. Не зная грамматических правил, нельзя составить правильно предложение, текст, а значит, нельзя и общаться на языке.
Это доказывает 3-ий урок - урок развития речевых навыков, предусматривающий общение, осуществляющееся на основе значимой для детей информации.
Один из важнейших способов повышения эффективности урока, я считаю, - усиление его коммуникативной и познавательной направленности. Как показал опыт, этого можно добиться лишь при непосредственном практическом пользовании языком. При выполнении упражнений, ориентирующих учащихся на говорение (когда у говорящего есть определённая речевая задача), а не на проговаривание, по моему мнению, приводит к более качественному получению знаний. Очень важным фактором в этом плане, я считаю, начало урока - речевую зарядку, которая является одним из важнейших средств развития инициативной речи учащихся. На своих уроках применение разных видов речевой зарядки (факты из конкретной жизни класса, школы, рассказ учителя) способствуют, как я уже убедилась, завязыванию непринуждённого разговора, вовлечению всех школьников в активную работу на уроке, что является важнейшим резервом повышения его результативности.
Что касается форм выполнения упражнений, то я выдвигаю в соответствии с новыми установками школы на первое место те формы, которые обеспечивают самостоятельное действие каждого ученика: индивидуально массовая тренировка, работа в парах, в группах, соответственно и контроль в большинстве случаев носит индивидуально-массовый характер. В то же время всё большее значение приобретает взаимоконтроль и самоконтроль (например, во время контроля монологической речи по заданной теме у учителя просто нет возможности опросить всех учащихся класса, тогда он прибегает к такой форме деятельности как взаимоконтроль, где школьники сами проверяют знания своих товарищей). Данная форма работы часто используется на уроке, и дети привыкли к ней, она им нравится.
Стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать групповую и коллективную работу учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение - в ходе обмена освоенной информацией.
Групповая форма работы позволяет, по моему мнению, максимально увеличить время говорения каждого школьника, ибо учебная деятельность коллективна по своей природе и представляет собой систему социально-организуемых взаимодействий, отношений, общения.
Групповую форму организации учебной деятельности я использую при взаимном рецензировании работ участников разных групп, обмене вопросами и ответами, обсуждении сообщений представителей другой группы, работе над разговорной темой, при обсуждении прочитанного, прослушанного и просто интересного, когда у школьников уже сформированы навыки и умения с помощью других форм работы.
Коллективную и групповую учебную деятельность я применяю, например, в проектной методике, которая в особой степени помогает реализовать коммуникативный и личностно - ориентированный подходы. Поскольку проектная технология ориентирована, прежде всего, на личность учащихся, то основную цель проектной работы вижу в развитии самостоятельности и креативности учеников. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.
Работая над проектом, мои ученики мечтают, фантазируют, на основе фантастического развития мысли остаётся реальное осознание сегодняшней жизни.
Кроме того, применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению ИЯ путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению ИЯ. Современные подходы к обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора.
Опыт изучения школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся ИЯ. Словарь работ богат и разнообразен, включает общенаучную лексику, терминологию, богат синонимами, эмоционально окрашенной лексикой.
Никто не утверждает, что проектная методика поможет решению всех проблем в обучении ИЯ, но я убедилась, что это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
Методика проектной деятельности привлекает меня ещё и тем, что в ней заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на ИЯ из-за возможных ошибок в речи.
Хочу также заметить, что школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. Очень часто при подготовке проекта школьники используют различные словари и справочники.
Такую форму учебной деятельности использую, начиная с 4 класса. Учащиеся могут работать над проектом как индивидуально, так и в группах. При этом объясняю, что успех зависит от вклада каждого ученика. В начале работы я даю советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Затем помогаю выбрать тему проекта. Начав работу над проектом в классе, учащиеся составляют план работы, просматривают материал учебника, анализируют имеющуюся информацию, читают задания к проекту, формулируют цель. Затем группы работают дома, рапределив роли, подбирают материал, оформляют его, готовят устное и письменное сопровождение, если есть необходимость и возможность – музыкальное оформление своего проекта. Конечная цель проектной деятельности - защита проекта, проводимая на завершающем этапе работы над темой и сопровождающаяся демонстрацией всевозможных красочных наглядных средств, таких, как плакаты, стенгазеты, анкеты, буклеты, коллажи. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном этапе.
«Знаменитые люди Австрии, Швейцарии» (немецкий язык)
«Традиции празднования Дня Святого Валентина во всём мире» (английский язык)
По характеру конечного продукта проектной деятельности я использую игровые и ролевые проекты, информационные, исследовательские, творческие.
Защита проектов может быть представлена с применением новых информационных технологий. Практика показывает, что использование компьютера усиливает мотивацию учащихся к изучению ИЯ и эффективно влияет на процесс обучения. Интересными были уроки защиты проектов в виде презентаций по темам:
В 8 классе -
«Моя незабываемая поездка»
«Город в Европе, который мне хотелось бы посетить»
«Россия - страна, привлекающая туристов»
10 класс -
«Немецкое искусство»
9 класс –
«Праздники Великобритании» (английский язык)
11 класс –
«Чем знаменита Австрия?».
10 класс –
«Путешествие в США» (английский язык).
Применяя данную технологию, основанную на идее взаимодействия учащихся в
группе, идее взаимного обучения, наблюдаю, как мои ученики учатся брать на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение поставленных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого. Проектная методика помогает мне создавать условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа». Моим ученикам нравятся проекты, считая, что учиться вместе и легче, и интереснее. А я могу ещё добавить – и эффективнее. Кроме того, убеждаюсь, что развиваясь интеллектуально, дети растут и в нравственном плане, развиваются способность к творчеству, самостоятельности, к общению, укрепляются межличностные отношения. Они становятся взрослее в своём общественном сознании и способны занять определённую позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.
Говоря об эффективности применения новых информационных технологий, нельзя не сказать и об использовании мной нового сервиса ВЕБ 2.0 сетевых карт. По – другому их называют карты - ума, карты - знаний, интеллект – карты (https://bubbl.us, http://www.mindmeister.com).
Сетевые карты – это диаграммы, схемы, представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединённые какой – то общей идеей.
Начав использовать сетевые карты в своей работе, я убедилась в том, что их использование имеет ряд преимуществ. Карты – знаний - это
- инструмент для создания обобщающих схем, опорных конспектов по различным учебным темам и разделам, карт последовательности действий учащихся и т.д.;
- бесценный материал при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
- систематизация знаний и большой объём изучаемого материала;
- развитие логического мышления учащихся;
- чёткость и наглядность, (если ученик отвлёкся, то он легко восстановит пропущенный материал, глядя на карту, и сможет воспроизвести её даже спустя длительный срок);
- экономия времени при объяснении материала;
- побуждение учащихся к активной деятельности;
- основа деятельностного подхода в обучении, (дети включаются в редактирование карты, демонстрируя при этом знания по изученному разделу);
- раздаточный материал. (Как показывает практика, раздаточный материал в виде текста никто не читает. Если материл представлен в виде карты, то существует больше шансов, что его хотя бы ученики просмотрят).
Для систематизации знаний по грамматике, мной созданы карты – знаний по темам:
Страдательный залог
Действительный залог
Как показывает опыт, сетевые карты хороши не только при изучении грамматического материала, но и лексического. Я только начала работу в этом направлении, но уже составила сетевую карту по теме «Времена года» для учащихся 4 класса. Она включает в себя демонстрацию нескольких аспектов обучения учащихся: и произношение слов, и систематизацию знаний по теме, наглядный материал в виде картинок, видео, аудио фрагменты. Проанализировав уроки с применением сетевых карт, я пришла к выводу, что разнообразие режимов работы и видов деятельности на уроке, неоднократное повторение лексического материала, предложений с ними содействуют автоматизации речи учащихся, а жизненно важная современная информация о музыке, искусстве, эффективное использование учебно-наглядных пособий способствуют повышению мотивации учения (говорения). Такие уроки показали значительный рост заинтересованности учащихся в обучении, общении, желание высказать то, что они хотят. Появился стимул к развитию речевых навыков на ИЯ.
Помня о коммуникативной цели обучения ИЯ, большое значение придаю игровым
технологиям, считая их очень эффективными. В игре таятся богатые обучающие возможности. Она посильна даже слабым ученикам. Чувства равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт моим ученикам возможность преодолеть стеснительность, мешающую говорить на языке, и благотворно сказывается на результате обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а учащиеся испытывают чувство удовлетворения от того, что они могут говорить наравне со всеми. В моей педагогической копилке большое количество игр и игровых ситуаций: грамматические, лексические, фонетические, интеллектуальные, творческие, дидактические и другие.
Цели проведения грамматических игр - создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность учащихся.
- Чёрный ящик ( -there is/are- ).
- Мой рабочий день (отрицательные типы предложений, повелительное наклонение).
- Сказка (при изучении времён глагола). - Дерево судьбы (тренировка употребления будущего времени). - Хвастунишка (употребление глагола CAN). - Чей это хвост? (притяжательный падеж). - Комментатор. (Цель: освоение структур в Present Progressive. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют его).
Цели проведения лексических игр - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке; познакомить учащихся с сочетаемостью слов; развивать речевую реакцию учащихся. Виды игр:
- Использование пантомимы при обучении лексике.
- Игра “Экстрасенс” позволяет отработать тематическую лексику.
- Игра «Чудесный мешочек» («Продукты»).
- Укрась ёлку разноцветными шарами (для тренировки употребления цвета).
- Собери рюкзак («Поход»).
- Помоги купить одежду для путешествия (« Одежда»).
- Помоги обставить мебелью квартиру друга.
- Игры с мячом.
- Что пропало?
- Съедобное - несъедобное. “Творческие игры” способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений,
предоставляют возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, предусматривают быструю реакцию в общении, максимальную мобилизацию речевых навыков. Эти игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки: переводы стихов, пословиц, поговорок, сочинение сказок, ателье мод, новая школа, образование из слова или словосочетания новых слов. Дидактические игры: игры-путешествия, поручения, предположения, загадки, беседы, аукционы, «Снежный ком».
Особенно ценю ролевую игру. Для её проведения часто использую соответствующее
оборудование – маски, шапочки, элементы костюма, игрушки. Прекрасными помощниками при организации ролевых игр являются сказочные персонажи (например, в диалоге «Знакомство»). У нас «в гостях» часто бывают такие куклы, как Тиль Ойленшпигель (Уленшпигель), Золушка, Белоснежка, Карлик – Нос, Госпожа Метелица, Барон Мюнхаузен, Щелкунчик и другие (начальная школа, немецкий язык). Игра с куклой, которая воплощает определённые человеческие черты, позволяет целенаправленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности. Всё это способствует вовлечению в игру большого числа ребят. Используя в своей работе куклы, я убедилась, что они не только играют немаловажную роль в формировании умений и навыков монологической и диалогической речи, но и способствуют усвоению программного материала за меньшее количество часов, отведённых на изучение данной темы, а оставшееся время отвожу на овладение более трудными темами.
У моих учеников вызывают живой отклик такие ролевые игры:
«В магазине продуктов»
«В магазине одежды»
«У врача»
«В незнакомом городе»
«Урок-экскурсия по Москве (Санкт-Петербургу)
«За столом»
Часто применяю и интеллектуальные игры, такие как КВН, «Своя игра», «Поле чудес», «Звёздный час», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», смотры знаний, учебные встречи. Интеллектуальные игры позволяют систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, а также создают непринуждённую атмосферу на уроке ИЯ.
Примеры данной формы работы на уроке:
- «Великобритания» (8 класс)
- «Немецкоговорящие страны» (11 класс)
- «Известные люди Германии» (10 класс)
- «Знаешь ли ты США?» (9 класс)
- «Традиции и основные праздники США» (10 класс)
- «Грамматика английского языка» (10 класс)
Такой вид работы, на мой взгляд, обладает большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащихся; повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации обучающихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей. Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся: для младших школьников - в коллективных сопереживаниях, для учеников среднего школьного возраста - в самоутверждении и в самовыражении, для старшеклассников - в установлении положительных межличностных отношений и приобретении личностно значимых знаний.
Таким образом, использование такой формы работы на уроке, как одной из форм коллективной работы очень актуально и эффективно, ведь задача заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую совместную деятельность учения, которая была бы личностно значимой, имела общественную ценность, сплачивала коллектив, обеспечивала его влияние на личность.
Среди способов повышения мотивации учащихся к изучению ИЯ и эффективности обучения я отдаю предпочтение использованию следующих эффективных приёмов: стихотворений, считалок, скороговорок, песен, сказок.
Их применение, как я убедилась, способствует отработке отдельных звуков, интонации, усвоению грамматического и лексического материала, расширяет знания о языке через элементы фольклора. Часто встречающие имена собственные, географические названия реалий страны изучаемого языка способствуют развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями. Разучивание песен, стихов и т. д. развивает память учащихся, эмоциональную выразительность речи.
При изучении, например, темы «Части тела» в 4 классе, считаю эффективным использование песенки «Put your finger on your …» на 1 этапе введения лексики. Как показывает опыт работы, данный метод помогает учащимся усвоить за урок 25 лексических единиц. А песня на мотив «В лесу родилась ёлочка» помогает запомнить спряжение глагола to be на очень долгое время. Спряжение глагола to have легко поддаётся заучиванию при помощи мелодии «В траве сидел кузнечик».
Важную роль в повышении эффективности обучения учащихся ИЯ признаю за средствами обучения. Разрабатывая серию уроков по той или иной теме, непременно включаю использование наглядных пособий и ТСО на каждом уроке. Опыт работы показал, что невозможно обучить детей той или иной лексике без применения красочных картинок, рисунков, игрушек, кукол и многого другого. Они, по моему мнению, оказывает неоценимую помощь в изучении ИЯ, способствуют лучшему усвоению материала, оживляют урок.
Ни для кого не является секретом тот факт, что к 8 классу у ребят наблюдается некоторое снижение интереса к ИЯ, ибо элемент новизны исчез, появилось осознание того, что изучение ИЯ - это не только интересное, но и трудное дело. С другой стороны, у школьников появляется осознанное стремление к углублённому изучению отдельных предметов. В наше время, когда знание ИЯ по праву занимает одно из важнейших мест в оценке человека как профессионала, всё больше учащихся выбирают наш предмет для углублённого изучения. В этой связи я отвожу значительное место в учебном процессе внеклассной работе. Она, как известно, способствует развитию и поддержанию интереса у учащихся к ИЯ, повышению уровня их практических навыков говорения, помогает мне закрепить приобретённые навыки и умения на уроках ИЯ, способствует воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многого другого.
Полностью принимаю и разделяю точку зрения В.А. Сухомлинского, согласно которой внеклассная работа играет большую роль в обучении детей ИЯ: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что - то замечательные, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». При планировании мероприятий по внеклассной работе придерживаюсь следующих целей:
1. Знакомство учащихся с культурой и историческим наследием страны изучаемого языка.
2. Развитие коммуникативных способностей школьников в условиях заданной речевой ситуации.
3. Освоение новых лексических единиц.
В нашей школе стало доброй традицией проведение праздников на ИЯ, самым
любимыми из них стали День Святого Валентина, Рождество. Не всегда легко составить сценарий таких мероприятий, поскольку ежегодное их проведение требует исключения повторяемости материала. Кроме того, необходимо учитывать возраст детей, для которых организуется праздник. Мной проводятся праздники рождества в разных классах, начиная со 2 ого и заканчивая 11 классом. Сценарии отличаются друг от друга. В начальной школе происходит первое знакомство с традицией празднования английского рождества, поэтому на мероприятии непременно присутствует информация об обычаях этого праздника в виде красочных презентаций, дети учатся подписывать поздравительные открытки, готовят подарки для друзей, разучивают песни, водят хороводы, рассказывают стихи, танцуют, играют, просматривают отрывки из фильмов. В среднем и старшем звеньях, когда учащиеся уже имеют представление об этом празднике, применяю достаточно серьёзные формы проведения мероприятий такого типа как игра – соревнование «Знаешь ли ты традиции праздника» или проектную методику. Данные мероприятия имеют большую воспитательную, образовательную и развивающую ценность и решают комплекс задач: воспитывают у ребят культуру общения, учат взаимодействию в коллективе, расширяют словарный запас школьников, повышают их мотивацию к самостоятельному изучению ИЯ, развивают творческие способности ребят, приобщая к ИЯ, поэзии, музыке, танцам.
Учащиеся готовятся к этим праздникам заранее. Они разучивают песни, стихи, танцы на ИЯ, готовят подарки, поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, самостоятельно изготовляют украшения в класс и для ёлки. Все живут в ожидании праздника. В результате тщательной подготовки к мероприятию, праздники удаются. Ребята получают глубокое удовлетворение от своего труда, а зрители - от интересного зрелища. Все довольны и благодарны организаторам. Разумеется, что такие мероприятия побуждают детей к дальнейшему творчеству. Праздничная атмосфера, её интересная и разнообразная программа, использование отрывков из оригинальных произведений, вручение активным участникам праздника сувениров - всё это обеспечивает успех внеклассного мероприятия, благотворно воздействует на настроение учащихся, вызывает у них положительные эмоции, которые остаются на долгое время. Организация праздников способствует углублению знаний учащихся по ИЯ и литературе, развитию у них умственных способностей, повышению их интереса к актуальным культурным событиям в нашей стране и в Европе.
Практика показывает, таким образом, что те задачи, которые перед нами ставит жизнь, всестороннее развитие личности, связь обучения с жизнью, вооружение учащихся прочными знаниями, развитие творческих сил и способностей учеников, можно успешно решить при теснейшей связи урока с внеклассной работой.
Праздники, проводимые мной:
- День Святого Валентина (7-11),
- Рождество (7-10),
- День рождения Винни-Пуха (4 класс),
- Мероприятие, посвящённое сказкам Братьев Гримм (немецкий язык) (2 класс),
- Конкурс сказок (11 класс, английский язык).
Современный урок ИЯ характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в 2 - 6 классах неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках ИЯ вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Чтобы достичь высокой эффективности урока, я не только учитываю физиологические и психологические особенности детей, но и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включаю многократные зарядки - релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Используя различные движения, игры, пение, заинтересованность чем-то новым, необычным, способствую освобождению ученика на какое-то время от умственного напряжения (физкультминутки, игры-движения).
Таким образом, особая роль релаксации на уроке в изучении ИЯ определяется тем, что она позволяет без труда переключаться учащимся с одного вида речевой деятельности на другой.
Важнейшим условием успешного обучения ИЯ, я считаю, является создание благоприятного психологического климата на уроке. Я стараюсь установить доверительные отношения с каждым учеником. Урок начинаю с улыбки, стараюсь показать, что очень рада встрече с моими учениками и настраиваю их на доброжелательность. Чтобы преодолеть страх перед ошибками, я стараюсь делать замечания, не повышая голоса, не раздражаясь, за правильные ответы хвалю учеников.
Кроме того, чтобы решить проблему мотивации учащихся, я провожу регулярно беседы с учениками на русском языке или на ИЯ, анкетирование с целью узнать, какие формы и приёмы работы больше всего нравятся, что нового хотят узнать на уроках и во внеурочное время. Такая «тесная связь» очень помогает мне осуществлять дифференцированный подход к учащимся при предъявлении заданий, позволяет уделить необходимое внимание личности каждого ученика, выделить его индивидуальные черты и склонности, подобрать оптимальный режим работы, научить доброжелательному общению в группе.
Включая в свой урок вышеописанные и многие другие фрагменты, мне удаётся создать атмосферу творческого общения. А ведь любое воспитание и обучение осуществимо только в общении. Дети чувствуют себя на уроке раскованно. Они эмоциональны, искренни и непосредственны как в восприятии учебного материала, так и правил хорошего тона, культуры общения, что так не хватает нашему обществу. Результатом эффективности моей работы являются ежегодный выбор моего предмета учащимися для прохождения итоговой аттестации, где они показывают достаточно хорошие результаты при сдаче ЕГЭ, занимают призовые места в олимпиадах.