Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор: Когтева Ирина Владимировна, преподаватель английского языка
Говоря о гражданско-патриотических качествах, необходимо вспомнить значения слов: гражданин, патриотизм.
Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
Патриотизм - это любовь к Родине стремление служить ее интересам, преданность своему Отечеству и готовность, защитить свою Родину в тяжелый момент.
Патриот - это не просто человек, который любит свою родину, это человек который видит, что он может сделать в интересах своей Родины и делает это.
Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции.
Эти определения необходимо знать и понимать каждому. Именно об этом и пойдет речь.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Сегодня вопросы образования (воспитания), остававшиеся до последнего времени на периферии государственного интереса, вдруг оказались в центре внимания не только общественности но и властных структур: от имени последних заговорили о духовности, патриотическом и даже физическом воспитании подрастающего поколения. Разумеется, этому следует только радоваться, если разговоры не останутся разговорами.
Сегодня совершенно очевидно, что необходимо начинать создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. При этом важно увязывать государственные и общественные формы гражданско-патриотического воспитания.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
• утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
• создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
• воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
• привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
• привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга;
• создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
• формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Патриотизм формируется в процессе воспитания. Воспитывать молодежь, формируя в них гражданско-патриотические качества, мне кажется, необходимо с пеленок. Мои родители рассказывали мне, как их воспитывали, вкладывали в них дух патриотизма, любовь к родине и готовность прийти на помощь своему Отечеству. В школах часто звучал гимн, все дети мечтали стать октябрятами, пионерами, комсомольцами так, как это было в почете у общества…
В целом можно выделить следующие системообразующие элементы патриотического воспитания в СССР:
• воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;
• ДОСААФ СССР;
• Суворовские и Нахимовские военные училища;
• молодежные военно-патриотические объединения и клубы.
Воспитание в подрастающем поколении патриотического чувства или, что то же, любви к отечеству, составляет одну из существенных обязанностей родителей и воспитателей. Воспитание этого чувства важно как для будущего блага самих детей, так и для благоденствия отечества.
Дети и вообще учащиеся готовятся к жизни в Отечестве и среди соотечественников. Следовательно, чтобы дети вышли более счастливыми в своей жизни, необходимо воспитывать в них любовь к отечеству и соотечественникам, так чтобы жить в среде последних было для них внутреннею потребностью и вместе с тем своего рода счастьем.
Любовь к Отечеству и соотечественникам и служение им есть высокий нравственный долг каждого гражданина. Выполнение этого долга обыкновенно доставляет человеку внутреннее довольство, счастье. Следовательно, желая сделать детей счастливыми, внутренне довольными, надо внедрять в их души любовь к отечеству и желание служить ему.
Какие же средства можно указать для воспитания патриотического чувства?
Для воспитания патриотического чувства, как и для воспитания чувства религиозного и нравственного, огромное значение имеет влияние среды, влияние старших, среди которых дети живут. Подрастающее поколение невольно проникается теми чувствами, теми идеалами, которыми живут старшие. Если последние проявляют патриотическое чувство, им наверно проникнется и юное поколение. Пример - самое лучшее и самое верное воспитательное средство в этом случае. Проявление старшими своего патриотического чувства сильно влияет на молодую, восприимчивую душу детей.
Воспитанию советского патриотизма способствует раскрытие всемирно-исторического значения победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся вновь убеждаются, что своей героической борьбой, своим трудом наш народ оказывает огромное воздействие на ход мировой истории.
Кроме исторических рассказов, поэтические произведения, в которых художественно изображено проявление патриотического чувства, как самих поэтов, так и выведенных ими в произведениях лиц, могут служить хорошим средством для возбуждения патриотического чувства в детях
Еще с юных лет, на школьной скамье, нужно готовить учащихся к мысли, что им, по выходе из школы, надлежит быть полезными Родине.
Используемая литература:
Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года.2008 - 81с.
Патриотизм и патриотическое воспитание. Электронный ресурс: http://отечестворт.рф/metod/008/002.htm. (Дата обращения 08.12. 2014).
Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи: Электронный ресурс: http://www.nirsi.ru/100 . (Дата обращения 08.12. 2014).
Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания молодежи: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников, 2003. №5