Как организовать контроль понимания прочитанного в начале обучения английскому языку?
Проблемы, связанные с контролем обучения иностранному языку остаются очень актуальными и сегодня. Правильная оценка уровня овладения материалом учащимися на различных этапах формирования речевых навыков и умений- это цель контроля. По своей сути контроль является обязательным слагаемым всего учебного процесса.
Каковы его функциональные особенности? Контроль благотворно влияет на всю учебную деятельность учащихся. Хорошие результаты учебы напрямую зависят от качественного и своевременного контроля. В своей статье я хочу показать один из самых действенных способов организации контроля понимания учащимися читаемого в самом начале обучения английскому языку. Научить читать - это сложная и кропотливая работа. Её успех зависит от многих факторов, состояния памяти, логического мышления, внимания и много другого. Учащийся должен при чтении умственных задач: сравнивать, анализировать, сопоставлять, выбирать, находить причины следствие действий и т.п. Эффективными средствами работы над текстом являются следующие шаги: составление плана после прочтения текста, пересказ и т.д. Безусловно, не все из этих перечисленных средств контроля следует применять ко всем учащимся. Нужно помнить о том, что речевые умения и навыки развиты у детей в разной степени, а особенно у учащихся начального этапа. При говорении они испытывают зачастую боязнь и очень часто допускают ошибки. Им легче прочитать ту ил иную фразу, чем её озвучить. Педагогам известно, что научить правильно пересказывать текст очень трудно, т.к. это связано и с психологией учащихся, их индивидуальными способностями, уровнем речевой подготовленности и т.п. Очень часто пересказ сводится к простому зазубриванию определенных предложений из текста, причем самых легких.
Всё это в конечном счёте приводит лишь к быстрой усталости, что отрицательно влияет на весь учебно - познавательный процесс. Учитывая специфику психологических особенностей учащихся начального этапа обучения, учителям иностранного языка необходимо обучать так, чтобы у них не накапливался негативный опыт, связанный с трудностями при формировании навыков и умений в различных видах коммуникативной деятельности. Ученик должен быть заинтересован читаемым материалом. Лишь только интерес может стать стимулом для дальнейшей работы над текстом и желанием учащихся участвовать в обсуждении текста, в его анализе в дальнейшей работе. Также очень важно учитывать правильность в формировании заданий для контроля. Учитель должен грамотно определить цель задания,что оказывает большое значение на процесс запоминания учащимися читаемой информации. На начальном этапе обучения при чтении крайне важно, чтобы учитель определял цель не командным - официальным образом. Пусть это будет творческое увлечение, игровое задание. При их выполнении дети смогут общаться свободно без всяких психологических « зажимов», что приведет к лучшим результатам при работе с чтением и освоением текста.