Особенности уроков английского языка в начальной школе.
Особенности уроков английского языка в начальной школе.
Обучение английскому языку с ранних лет считается одним из важных направлений улучшения концепции школьного образования. Учащиеся начальных классов обязаны овладеть речевыми умениями на достаточном для такого общения уровне в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. Учитель формирует определенный уровень коммуникативной компетенции, включающий языковые, лингвострановедческие, страноведческие умения и навыки речи. На практике оно предусматривает верную артикуляцию и различение на слух звуков, слов, словосочетаний и предложений; освоение более употребительной лексики в рамках конкретной тематики и сферы общения; получения представления об основных грамматических категориях английского языка; распознавания известного лексического и грамматического материала при чтении и аудировании и применение его в процессе устного общения; понимание на слух речи учителя, одноклассников, основного содержания текстов с применением наглядности; участие в диалогическом общении (способность вести разговор во время повседневного общения); способность кратко высказываться
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности уроков английского языка в начальной школе.»
Особенности уроков английского языка в начальной школе.
Обучение английскому языку с ранних лет считается одним из важных направлений улучшения концепции школьного образования. Учащиеся начальных классов обязаны овладеть речевыми умениями на достаточном для такого общения уровне в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. Учитель формирует определенный уровень коммуникативной компетенции, включающий языковые, лингвострановедческие, страноведческие умения и навыки речи. На практике оно предусматривает верную артикуляцию и различение на слух звуков, слов, словосочетаний и предложений; освоение более употребительной лексики в рамках конкретной тематики и сферы общения; получения представления об основных грамматических категориях английского языка; распознавания известного лексического и грамматического материала при чтении и аудировании и применение его в процессе устного общения; понимание на слух речи учителя, одноклассников, основного содержания текстов с применением наглядности; участие в диалогическом общении (способность вести разговор во время повседневного общения); способность кратко высказываться в рамках темы и области общения, воссоздавать на память рифмованные произведения детского фольклора; овладение техникой чтения вслух, чтение про себя учебных и простых текстов; правильное написание слов, словосочетаний, предложений и текстов; усвоения простых сведений о стране изучаемого языка.
Развивающая цель тесно связана с образовательной. Она заключается в создании индивидуальной активности учащегося, его умственной инициативы и самодостаточности как субъекта обучения, а также в стимулировании и создании у него готовности к познавательно - поисковой и творческой деятельности во время работы над изучением английского языка.
Воспитательная цель раннего обучения английскому языку объясняется новыми приоритетами образования: гуманизация, демократизация и поликультурность образования. Основываясь на этом, воспитательная цель учителя английского языка в начальных классах состоит в обеспечении эмоционального комфорта учащегося в период его активного психического и физического формирования, а также в проявлении уважения к его правам. Таким образом, воспитательная задача сводится к привлечению младших школьников к общечеловеческим ценностям посредством концепции индивидуального отношения к современной культуры в ходе ее освоения.
Содержание обучения, при овладении английским языком, состоит в развитии у обучающихся коммуникативной компетенции, то есть способности грамотно применять язык в разных моментах общения. Языковая компетенция складывается из следующих компонентов: фонетическая компетенция, лексическая компетенция и грамматическая компетенция. Рассмотрим каждую компетенцию отдельно. Фонетическая компетенция заключается в том, что учащиеся начальной школы обязаны усвоить необходимый минимум знаний о произношении звуков, звукосочетаний, об ударении и интонации; выучить все буквы английского алфавита, определенные буквосочетания; уметь писать буквы полупечатным шрифтом; понимать основные правила орфографии и чтения. Лексическая компетенция состоит в том, что учащиеся начальной школы обязаны различать производные и сложные слова, простые устойчивые словосочетания, клишированные выражения, определенные словообразовательные средства (словосложение, аффиксация, конверсия), интернациональные слова. Лексический минимум составляет 600 лексических единиц, из них не менее 500 лексических единиц - продуктивный лексический минимум. Грамматическая компетенция заключается в умении обучающихся применять и распознавать в речи артикли, существительные единственного и множественного числа, исчисляемые и неисчисляемые существительные в притяжательном падеже; правильные и неправильные глаголы, глагол-связку to be, грамматические времена the Present Simple Tense, the Present Continuous Tense, the Present Perfect Tense, the Past Simple Tense, the Future Simple Tense и многое другое [33, б. с.].
Помимо этого, на протяжении всего обучения в начальной школе должно быть начато формирование социолингвистической компетенции (умение применять языковые средства в определенной ситуации), социокультурной компетенции (концепция взглядов о обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, кроме того концепция умений и навыков вести себя, основываясь на этих знаниях, общеучебной компетенции, стратегической компетенции (умение обучающихся подбирать результативные стратегии для решения коммуникативных вопросов).
Урок английского языка в начальных классах организовывается в соответствии с психо-физиологическими особенностями учащихся и характеризуется динамичностью, целеустремленностью, точным распределением времени, взаимосвязью учебной деятельности с игровой, эмоциональной насыщенностью, опорой мыслительных действий на практические действия, постепенным переходом от сотрудничества с учителем к самостоятельной работе. Характеризующими свойствами урока английского языка должны быть речевая направленность, комплексность, мотивация английской речевой деятельности, опора учащихся на родной язык.
В связи с этим необходимо отметить несколько отличительных особенностей урока английского языка в начальной школе, которые следует учитывать при планировании урока.
Практическая направленность урока. На уроке английского языка учитель формирует у учащихся навыки и умения применять английский язык на практике.
Атмосфера общения. Это одна из главных черт современного урока английского языка. Создание, благоприятной атмосферы – это условие, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению можно считать успешным только тогда, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.
Комплексный подход, единство задач и целей. На уроке английского языка, одновременно должен решаться целый комплекс задач. Урок подразумевает работу над разными аспектами языка (лексика, фонетика, грамматика) и формированием умений в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
Преимущество тренингов, упражнений, выполняемых на уроке английского языка.
Последовательность упражнений.
Комплексность урока – связь и обусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании главной роли одного из них, то есть внутрипредметная интеграция [19, б. с.].
В начальной школе на каждом уроке английского языка можно выделить постоянные и переменные элементы. Постоянные элементы это организация класса, речевая и фонетическая зарядка, упражнения на дом, подведение итога урока, организованный конец урока. Переменные элементы формируются при помощи набора и последовательности задач, согласно которым происходит обогащение учащихся начальной школы новым языковым материалом и формирование умений в области аудирования, говорения, чтения. Речевая зарядка – разминка учащихся на уроке английского языка, которая обязательно должна присутствовать на уроке для того, чтобы ввести их в атмосферу языка. В начальной школе это обычная беседа, которая постепенно усложняется и варьируется. Необходимо чтобы учащиеся воспринимали эту беседу как реальный способ по извлечению информации о каких-либо событиях в классе, школе, дома, так как в ней может отражаться тематический материал над которым велась или ведется работа. Игра является средством обучения языку, формирования у учащихся начальных классов речевых навыков и умений. Игра на уроке английского языка в начальной школе представляет собой способ закрепления и усвоения знаний, способ тренировки. Как и любой другой вид речевой деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследуя конкретную цель, понятное ученику содержание и исполнительную часть – игровые действия; появляется необходимость что-то сказать, возникает внутреннее желание у учащихся принять участие в общении или игровом действии. Существует шесть главных составляющих использования игр на уроках английского языка
Развитие определенных навыков.
Формирование конкретных речевых умений.
Обучение общению на английском языке.
Формирование определенных способностей и психических функций.
Познание (в сфере становления собственного языка).
Усвоение речевого материала [19, б. с.].
Необходимой частью урока английского языка также являются физминутки, в которых помимо возрастных особенностей учитывается и уровень двигательной активности на уроке. Цель физминутки – снять умственное напряжение, дать отдохнуть полушариям мозга, которые отвечают за умственную деятельность, таким способом вызвав положительные эмоции, что способствует благоприятному усвоению материала. Разновидностями релаксации могут быть разного рода движения. Одним из таких приемов обучения английскому языку в начальных классах является использование музыки и песен. Значимость данной работы очень сложно переоценить. Она доставляет радость ребенку, предоставляет возможность отработать ритм, интонацию, артикуляцию английского языка, выучить сложные грамматические структуры, развить внимание, образное мышление.
Все без исключения выше перечисленные условия и требования дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают направленное, последовательное, систематическое и вместе с тем многоплановое воздействие на формирование личности учащихся. Для учеников начальной школы английский язык не просто школьный предмет, а необходимость, которая связана с возникновением реальной возможности общения с другими народами.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий организации урока английского языка в начальной школе. Здесь можно отметить не только новые технические свойства, а также новые формы и способы обучения, новый подход к процессу преподавания. Главной целью обучения английскому языку считается развитие и формирование коммуникативной культуры учащихся, подготовка к практическому овладению английским языком. С целью осуществления познавательной и творческой активности ученика в учебном процессе применяются инновационные образовательные технологии, предоставляющие возможность увеличивать качество образования, наиболее результативно использовать учебное время и уменьшать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет уменьшения времени, предназначенного для выполнения домашнего задания. В школе применяют огромный спектр образовательных педагогических технологий организации урока английского языка, которые используются в учебном процессе. Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Если буквально, то «технология» – это наука о мастерстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [38, 145].
Современные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют конкретную дидактическую систему, нацеленную на развитие таких ценностей как порядочность, дружелюбность, сопереживание, взаимопомощь и которая обеспечивает образовательные потребности любого учащегося согласно его личным особенностям. Установлено, что один из наиболее сложных предметов школьного курса это английский язык. Именно по этой причине одной из главных задач является прививание заинтересованности к этому предмету, стремление пробудить в учащихся креативные и интеллектуальные умения. Английский язык может выступать в качестве хобби, быть средством для работы или предметом изучения в школе или в Университете. Он был и остается самым красивым и прекрасным языком мира. Учить английский язык - означает расширять собственный круг интересов, тренировать память, совершенствоваться и приобретать новые возможности в жизни. Знание английского языка в современном мире является неким окном в другой мир, овладев которым можно достичь намеченных целей с помощью новых возможностей.
В соответствии с образовательным стандартом основного общего образования по английскому языку, обучение преследует две главные цели:
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что в свою очередь предполагает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
Формирование и развитие способности к готовности самостоятельного и непрерывного изучения английского языка:
1. Последующее самообразование с помощью английского языка в других сферах.
2. Формирование способности к самооценке посредством мониторинга своей собственной речи на родном и английском языках.
3. индивидуальное самоопределение обучающихся в отношении их будущей специальности.
Цель педагога заключается в создании благоприятных условий для практического овладения английским языком для любого ученика, подборе таких методов обучения, которые дают возможность каждому учащемуся показать свою активность, творчество, а кроме того в активизации познавательной деятельности ученика в ходе обучения английскому языку. Цели, поставленные перед педагогом имеют все шансы быть реализованными при условии использования всех групп педагогических технологий: технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основу которых входит информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью формирования у них общеучебных умений и навыков; личностно-ориентированные технологии обучения, формирующие условия с целью предоставления собственной учебной деятельности учащихся, учет и формирование личных отличительных черт подростков; технологии развивающего обучения, центральным звеном которых является метод обучения, содействующий включению внутренних механизмов индивидуального развития учащихся, их умственных возможностей; технологии сотрудничества, главная концепция которых состоит в создании условий для продуктивной совместной работы обучающихся в различных учебных ситуациях. Каждый учащийся отвечает не только за итог собственной работы, но и за результат всего класса. Поэтому слабые учащиеся стремятся узнать у сильных то, что им неясно, а сильные в свою очередь стараются чтобы слабые полностью разобрались в задании. Эффективным путем воспитания интереса к английскому языку у учащихся начальных классов также считается организация их игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры дают возможность применять уже знакомые слова в определенной ситуации. Учащимся начальных классов очень нравятся игры с мячом (требуется назвать противоположное по смыслу слово», «Собери урожай (на закрепление букв и звуков)», «Лучший актер (учащиеся представляют себя в виде какого-нибудь животного и рассказывают о себе используя повадки, мимику, жесты данного животного)», «Давайте познакомимся» и другие. Современный урок английского языка, как известно, характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил, а внимание обучающихся особенно в начальной школе неустойчиво. По этой причине применение здоровьесберегающих технологий играет существенную роль в новом ФГОС. В учебном процессе необходимо использовать различные физкультминутки, песни, небольшие рассказы, повествующие о чем-то необычном, забавные эпизоды из жизни, связанные с английским языком. Подобная разрядка способствует снятию напряжения, появлению положительных эмоций, поднятию настроения, что благотворно влияет на усвоение материала учебного урока.