kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные проблемы молодого учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описываются проблемы с какими сталкивается молодой учитель. И пути решения данных проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные проблемы молодого учителя»

Основные проблемы начинающего учителя

Цель:  стимулировать молодого учителя на активный поиск решений проблем возникающих на уроке.

 Задачи:

1. Познакомить молодых педагогов с  проблемами, возникающими на уроке.

2. Показать возможные выходы из проблемных ситуаций.

Обучение — то, с чем в жизни и в разном возрасте сталкивался каждый. И, казалось бы, трудно не быть специалистом в этом вопросе, но... На практике начинающие и опытные преподаватели часто сталкиваются с целым рядом проблем

Одно поколение

Часто возраст учеников не сильно отличается от возраста преподавателя. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что почти ровесникам проще найти общий язык. Это положительно сказывается на выборе материала и общем ходе занятия

Минусы связаны с вопросом компетентности и авторитетности молодого преподавателя, который может столкнуться с вполне резонным, с точки зрения, ученика вопросом: «А почему это я должен слушаться тебя, как учителя? Ты же не на много старше меня!». Знакомо? Что делать в такой ситуации?

Ответ прост — не реагировать бурно и агрессивно. Первое золотое правило взаимодействия с учеником: «Что отдаешь, то и получаешь». Не пытайтесь встать на позицию силы, это только усугубит ситуацию. Золотым ключиком к решению проблемы станет сам предмет и ваш искренний интерес к нему. Просто покажите, что вы знаете намного больше интересных вещей, чем ваш ученик, и более того готовы поделиться этими знаниями с ним.

Страх преподавания, неверие в собственные силы

Продумывая, с чего начать урок, какое задание подобрать, начинающий преподаватель настолько погружается в материал, что тонет в нем. Время урока кажется ничтожно маленьким, не способным вместить весь объем информации. Или наоборот, знаний катастрофически не хватает и нависает страх тишины — длительных пауз, провалов в середине урока.

Тщательно планировать и готовить урок.

Есть смысл составить план и разбить его на основные этапы. Важно глубоко погрузиться в материал и найти в нем не только головокружительные сложности, но и интересные моменты, то, что поможет привлечь внимание и разрядит атмосферу. 

Что делать, чтобы избежать этих крайностей? 

Вредный ученик и каверзные вопросы

В практике каждого преподавателя был такой вредный ученик, задающий сложные вопросы, пытающийся вывести из равновесия, подорвать авторитет. Как с ним бороться?

Не поддавайтесь! Даже, если его провокации удаются — сохраняйте спокойствие. В данной ситуации отсутствие реакции - лучшая реакция.

Что делать, если вы не знаете ответа на очередной сложный вопрос? Не пугайтесь, это не катастрофа, вы - живой человек, а не энциклопедия, и можете всего не знать. Просто спокойно сознайтесь, что вопрос сложен для вас, и вы не готовы ответить на него прямо сейчас. Пообещайте, что ответите на следующем уроке и обязательно сдержите слово.

Второе золотое правило звучит так 

«Требуй от ученика только то, что выполняешь сам».

Справедливость – фундамент, на котором строятся эффективные методы обучения. У вредного умного ученика обострено чувство справедливости — вы сможете справиться с ним, только если вы справедливы сами.

Заинтересуйте его предметом. развивайте его интеллект. И в ближайшем будущем в его лице вы обретете не только союзника, но и благодарного слушателя, а значит — хорошего ученика.

А как же быть с каверзными вопросами? Постарайтесь их предугадать. Как? Здесь можно предложить одну любопытную практику.

Практикум 1. Я и вредный ученик

Попробуйте мысленно поменяться местами с учеником, поставьте себя на его место, по ту сторону баррикад. И посмотрите на подготовленный материал урока его глазами. Какие вопросы возникают у вас? Где слабое место? Сформулируйте каверзные вопросы, а потом, вернувшись на свое место, ответьте на них.  

«Тупой» ученик, проблемы с восприятием материала

Здесь надо понять одно – неспособных и тупых от природы нет, есть только ученики с плохо развитыми навыками восприятии или они просто равнодушны к предмету. И в этом случае необходим индивидуальный подход.

В процессе преподавания вы овладеваете все большим объемом информации – это необходимое условие профессионального роста и развития, вы меняетесь. И многие вещи в вашем предмете начинают казаться очевидными, «ёжику понятными».

Не судите учеников по себе! Поймите простую истину: «ёжику ничего не понятно».

Запаситесь терпением, элементарные вещи вам придется многократно повторять. Постарайтесь при каждом повторении подавать материал в новом свете, находите разные выражения, используйте примеры и метафоры (чем ниже уровень ученика, тем лучше он воспринимает образные, визуальные, яркие примеры).

Для решения проблемы есть смысл обратиться к практикуму.

Практикум 2. Я и «тупой» ученик

Присмотритесь к ученику. Постарайтесь мысленно поменяться с ним ролями. Проанализируйте, что мешает ему на занятии? Может, вы слишком быстро говорите? А ученик интровертен и медлителен от природы? 

Может он с трудом воспринимает информацию на слух? Потратьте время на запись, лучше систематизируйте материал, так, чтобы важное всегда было перед глазами.

Помните, что непрерывно, не отвлекаясь, человек может воспринимать информацию не более 45 минут.

Делайте небольшие паузы, отступления, давайте возможность отдохнуть, не стоит на протяжении урока непрерывно «фаршировать» ученика знаниями.

Находите время для общения, но не впадайте в крайности, иначе занятие получится не по теме.

Урок для самого себя

Странная ситуация, когда учитель так увлекается материалом, что забывает про учеников. Забирается в дебри, в которых не рискует свернуть шею только профессионал. И, упиваясь своими знаниями, совершает увлекательное (для самого себя) путешествие вглубь предмета…

Никогда не забывайте про учеников, ведите их за собой. Делайте паузы, давайте время, помогайте сформулировать и задать вопросы, отвечайте на них. Всегда отслеживайте реакцию на то, что вы говорите.

Обучение – это всегда двусторонний процесс взаимодействия!

Итак, подведем итог. Вот пять основных проблем, с которыми может столкнуться начинающий преподаватель:

      1. Одно поколение.

      2. Страх преподавания, неверие в собственные силы.

      3. Вредный ученик и каверзные вопросы.

      4. «Тупой» ученик, проблемы с восприятием материала.

      5. Урок для самого себя.

Для решения этих проблем необходимо руководствоваться негласными правилами преподавания, которые звучат так:

«Что отдаешь, то и получаешь». Избегайте агрессии, иначе она к вам вернется, не применяйте силовых методов воздействия на ученика;

Найдите индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его личностных особенностей и навыков восприятия информации;

«Требуй от ученика только то, что выполняешь сам». Основное требование — быть справедливым;

Обучение — это процесс взаимодействия, общайтесь с учеником;

Грамотное построение (планирование) занятия позволит отследить уровень усвоения материала.

Соблюдение этих правил позволит вам сделать гармоничным

и наиболее эффективным процесс обучения.

Постановка голоса

Обычно даже начинающий учитель способен управлять своим голосом надлежащим образом, если обратить на это его внимание.

Излишне усложненный словарь.

Учителю следует пользоваться более элементарным словарным фондом.

Коммуникативные ошибки. 

Учителю найти такой темп подачи материала, который соответствовал бы возможностям данного класса.

Перед тем как направиться на урок, следует полистать словарь, чтобы незнакомых слов для учителя не существовало.

Учителю следует внимательнейшим образом перечитывать все написанное им на классной доске.

 Дурные привычки. 

Начинающие учителя иногда не полностью осознают, как они держат себя в классе.

Они должны стремиться как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег.

Пренебрежение личной гигиеной.

Как правило, школьные учителя являются в класс аккуратно одетыми и подтянутыми - на них приятно смотреть.

Чувство такта. 

Время от времени начинающие учителя допускают неосторожные замечания и реплики перед классной аудиторией и вне ее. Одно неосторожно сказанное слово может получить чрезмерно широкий резонанс. Это негативно отражается на учащихся, непосредственно на самом учителе, педагогическом персонале школы, в которой он пробует свои силы, а порой и на микроклимате местной общины.

Разумнее без спешки объективно разобрать достоинства и недостатки спорного вопроса, а после этого предоставить право делать собственные выводы и заключения самим учащимся.

 Недостаточное знание учащихся.

Учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех.

Учитель, самостоятельно проработавший две или три недели в школе, но для которого его ученики по-прежнему выглядят все на одно лицо, теряет в глазах класса авторитет.

И наоборот, могут ли быть сомнения в том, насколько более благоприятными становятся реакции и эмоциональное состояние учащихся, когда к ним обращаются по имени?

Чрезмерное увлечение индивидуальным подходом. 

Начинающий учитель должен планировать свое время таким образом, чтобы успевать оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Профессиональная этика.

В своем естественном стремлении понравиться классу начинающие учителя иногда переходят границы профессиональной этики, поддерживая фамильярные отношения с учениками. Однако излишняя фамильярность со стороны учителя может послужить для них тем толчком, который порождает неуважение к педагогу.

Учитель должен соблюдать известную дистанцию с учениками во избежание панибратского отношения с их стороны, должен избегать любых заигрываний с учащимися ради завоевания дешевой популярности.

Пагубность негативного подхода к учащимся.

Большинство учащихся нуждается в одобрении и поощрении со стороны учителя. Испытывая в этом постоянный дефицит, слыша одни замечания и окрики, учащийся начинает отрицательно воспринимать учителя.

Эмоциональный самоконтроль. 

Эмоциональный контроль по сути своей является самоконтролем. Опыт такого рода приобретается лишь в практике межличностных отношений.

Учителю нечего ждать проявлений самоконтроля у своих учеников, если сам он в должной мере не обладает умением владеть собой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные проблемы молодого учителя

Автор: Мукатаева Замзагуль Талиповна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "аналитическая справка "
    ["seo_title"] => string(24) "analitichieskaia-spravka"
    ["file_id"] => string(6) "130471"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415901664"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ПЛАН  РАБОТЫ РМО УЧИТЕЛЕЙ  ХИМИИ- БИОЛОГИИ  на 2014- 2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-raboty-rmo-uchitieliei-khimii-biologii-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "131232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416124699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства