kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация ролевой игры на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме : Организация ролевой игры на уроках английского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация ролевой игры на уроках английского языка.»










Доклад

Организация ролевой игры

на уроках английского языка

























Выполнила : учитель английского языка

Ахметзянова Анастасия Петровна










2016 год

Ролевая игра как методический прием обучения иностранному языку получила широкое распространение в школьной практике. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения.

Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между нами ролями и игровым сюжетом. Исследование этой формы общения осуществляется в нескольких направлениях направлениях, включающих изучение игровых форм деятельности в детском возрасте,методическое обоснование применения учебно-речевых ситуаций в обучении иностранным языкам, определение ситуативной роли как методического понятия,анализ ролевого поведения как фактораинтенсификации учебного процесса, обобщение опыта обучения диалогической речи с использованием ролевой игры, ознакомление с зарубежным опытом использования ролевых игр на уроках, выявление значения ролевой игры для становления нравственного поведения детей и др. Полученные результаты, выводы и рекомендации позволяют шире применять ролевую игру в целях обучения иностранному языка и воспитания школьников.

Психологические исследования показывают, что в период со второго по одиннадцатый класс,когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения в психических особенностях личности на данной стадии ее развития обусловлены ведущей деятельностью, характерной для этой стадии. Младшему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний , дошкольный возрастной период, но также более ранняя форма ведущей деятельности. Этой ранней формой ведущей деятельности является ролевая игра. В младшем школьном возрасте, т. е. В восемь — одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение. У подростоков в одиннадцать -пятнадцать лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в пятнадцать-восемнадцать лет становится учебно- профессиональная деятельность, формирование мировоззрения. Такая возрастная периодизация не является установленной раз и навсегда.

Изменение условий обучения и воспитания — вносит изменение в содержание ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития учащихся.

Переход от одной ведущей деятельности к другой проходит в форме взаимодействия старых и новых способов в поведении. Ранее сформированные особенности личности сохраняются в тот период, когда появляются и активно формируются новые личностные свойства, а в период наиболее полного развития последних создаются предпосылки для зарождения качеств личности, соответствующих переходу к новой ведущей деятельности и следующему возрастному этапу. Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности.

Следует отметить также, что в организации игрового общения важным является создание условий для такого выполнения игрового задания, в котором достигалось бы не присоединение реплик, а взаимодействие партнеров,поскольку общение есть именно взаимодействие участников. Решение этой задачи связано с изучением закономерностей возникновения общения в совместно осуществляемой деятельности, выполнением особенностей речевого взаимодействия партнеров, учетом ограничений, накладываемых иноязычным говорением на форму и содержание речевого общения, поиском путей преодоления таких ограничений и повышения самостоятельности высказываний учащихся.

В результате изучения практики работы учителей и теоретического анализа проблемы возникло предположение о том, что ролевая игра может эффективно использоваться на уроках иностранного языка с учетом основных положений теории ведущей деятельности и содержания возрастных периодов развития школьников, исследований проблем общения и речевой деятельности.

В соответствии с данным предположением в задачи исследования входило определить формы ролевой игры на уроках иностранного языка с учащимися младшего , среднего и старшего школьного возраста, выявить особенности организации учебно-речевого общения школьников в ролевой игре, определить некоторые пути формирования иноязычной речевой деятельности в игровом общении.

Одной из форм игрового общения, апробированной в эксперименте была сюжетная ролевая игра. Для разработки сюжетов таких ролевых игр были выделены следующие сферы речевого общения подростков: в школе — на уроке, в кабинетах, в столовой, в гардеробе, у врача, в библиотеке, в спортзале, в музее; дома — в комнате школьника или в его рабочем уголке, у книжной полки, на кухне, за обеденным столом, у телевизора; в общественных местах- на улице, в автобусе, в магазине; в местах культурного досуга — в театре, в кинотеатре, в концертном зале, в краеведческом музее, на выставке.

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире,опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Экспериментальная проверка показала, что адекватной формой игрового общения становилась имитационная ролевая игра. В такой игре соблюдались правила имитируемой деятельности, общение организовывалось в соответствии с игровым заданием, учитывались правильные и неправильные решения, по окончанию игры подводились итоги, определялись победители, выполнившие задание наилучшим способом.

Имитационные игры разрабатывались и организовывались на основании принятой процедуры, которая включала обоснование выбора формы игры, определение ее целей, разработку сюжета и конкретизацию задач каждого участника, уточнение состава и содержания речевых действий, объяснение примерной последовательности событий, правил игры, критериев оценки действий, осуществление игры, подведение итогов.

Имитационные игры являются не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом , расширяющим возможности познавательной деятельности школьников. В игровой форме учащиеся могут знакомиться с персонажами литературных произведений , фактами биографии выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, углублять представление об отдельных периодах истории страны изучаемого языка, расширять знания об окружающем мире, обращаться к острым социально- политическим проблемам современности. Участникам предлагается найти дополнительные научные факты, подобрать иллюстрации , подумать над формой и содержанием своих реплик. Эта работа приближается по способу организации к обсуждению проблемы на уроке иностранного языка, но отличается тем, что общение школьников осуществляется в соответствии между ними ролями и игровым сюжетом.

Имитационные игры используются также в целях формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных знаний и убеждений . Для достижения этих целей организовываются имитационные игры мировоззренческого содержания. Так, например, имитировалась дискуссия между российским школьниками и их «зарубежными сверстниками» на различные темы. Учащиеся рассказывали « зарубежным гостям» о себе, друзьях, о своей учебе, о правах и обязанностях российских граждан, отвечали на вопросы и т. д.

Игровые ситуации , способствующие формированию мировоззрения школьников, были связаны не только с общественно- политической тематикой. Проводились также игровые дискуссии, раскрывающие отношение школьников к разным направления в литературе, изобразительном искусстве, кино. Для организации такой игры выбиралось произведение искусства, вызывающее к себе разное, противоречивое отношение; формировались группы сторонников и противников данного направления в искусстве; сообщались правила участия в игровой дискуссии , порядок обмена репликами , примерное содержание вопросов. Аргументы, выдвигаемые каждой стороной, регистрировались зрителями.

Темой одной из игровых дискуссий было отношение школьников к телевизионным передачам . Учащимся было преложено посмотреть передачи по английскому языку. В игровой дискуссии участие « сторонники» и «противники» этой передачи. Остальные учащиеся были зрителями. Специфика игровой дискуссии заключалась в том, что обсуждение проблемы шло по заранее разработанному сценарию, допускались повторное обсуждение проблемы и перераспределение ролей между участниками игрового общения.

Участие в игровой дискуссии рассматривалось как важное средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли обмену мыслями и суждениями, активному и инициативному иноязычному общению.

Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе, на уроках иностранного языка со школьниками младшего , среднего и старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения.Школьники учились правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинение и т. д.

На уроках иностранного языка , в зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры

Младший школьный возраст : Сюжетная ролевая игра сказочного содержания.

Средний и старший школьный возраст: Сюжетная ролевая игра бытового содержания, имитационная ролевая игра познавательного содержания, имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания.

Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышалась, если учитель правильно определял продолжительность речевого общения участников. Продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении достигла пяти семи минут, семиклассников — десяти минут, а девятиклассников — пятнадцати минут.

Ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися расного возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности, исследования проблем общения и речевой деятельности. Применение данного приема позволяет успешно решать учебные, воспитательные и общеобразовательные задачи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация ролевой игры на уроках английского языка.

Автор: Ахметзянова Анастасия Петровна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Проект. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(107) "proiekt-primienieniie-eliemientov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "223526"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437806655"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обучение в группах на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(55) "obuchieniie-v-ghruppakh-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448304136"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Педагогические технологии на уроках английского языка в первом классе "
    ["seo_title"] => string(84) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "111765"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407876115"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Прогулка по паркам Лондона" - технологическая карта урока английского языка "
    ["seo_title"] => string(82) "proghulka-po-parkam-londona-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "216619"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433081203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства