Просмотр содержимого документа
«Обучение грамматике английского языка младших школьников. Из опыта работы.»
Тема: Обучение грамматике английского языка младших школьников. Из опыта работы.
ФИО: Любочкина Кристина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Образовательная организация: МБОУ СОШ № 32
Местонахождение: г. Шахты Ростовской области
Английский язык, как учебный предмет, занимает прочное место в программе обучения младших школьников. Не усвоив в достаточной степени систему родного языка, их нагружают еще одной. И хотя методисты «кричат», что обучение иностранному языку во 2-4 классах выполняет главным образом развивающую функцию, на деле мы наблюдаем совсем другую картину. Выпускник начальной школы должен уметь говорить, читать, знать основные грамматические явления.
За недолгий период моей работы в школе я успела поработать с программами Биболетовой М.З., Кузовлева В.П., Быковой Н.И., разработанными для начальной школы. Например, в учебнике 2-го класса Биболетовой М.З. вводится понятие артикля, а, соответственно, и существительного в 3-й четверти. Конечно же, обучающиеся 2-го класса не знали, что такое существительное, и пришлось сказать, что артикль ставится перед названиями предметов и животных, т.е. в рамках изученной лексики. Еще один пример: по программе Кузовлева В.П. обучающиеся третьего класса в течение года проходят три грамматических времени. Классный руководитель, присутствующая на уроке, тут же сделала замечание, что дети не проходили данную тему на уроках русского языка, и мне не следует делать упор на родной язык при объяснении, т.к. я могу запутать их. Таким образом, можно увидеть, что программа обучения английскому языку идет на некоторое опережение по сравнению с родным языком.
Педагоги по-разному находят выход из сложившейся ситуации. Пытаются обучать грамматике посредством игры, использованием песен, рифмовок, которые облегчают запоминание материала, но вряд ли помогут в выполнении упражнений грамматического характера. Существует огромное количество пособий по данной теме, например, английская грамматика в таблицах или музыкальная грамматика.
На мой взгляд, грамматический материал объяснять всё таки нужно. В данной статье я привожу свой опыт в решении данной проблемы.
В этом учебном году я работаю во вторых классах по программе Быковой Н.И. “Spotlight”. В общем, я довольна данным УМК. На мой взгляд, учебник не сложен и не перегружен большим количеством материала. Но в данный УМК входит сборник лексико-грамматических упражнений, который требует от второклассников довольно углубленных знаний для их возрастной категории. Позвольте привести несколько упражнений из данного сборника:
Вставь am, is are:
This ______my sister.
Larry______in the house.
I____9.
How old _____ Lulu?
They ______candles.
I _____happy.
Daddy _____ sad.
My favourite food ______ chocolate cake.
Конечно, здесь может сработать языковая догадка. Обучающиеся могут вспомнить, как мы говорили на уроке и использовать правильную форму.
Или вот такие упражнения:
Начни вопрос с Can или Is.
______ you swim?
______you dance?
_______ he in the kitchen?
_______ she in the garden?
_______ she sing?
_______ he climb?
Подчеркни правильное слово.
How old are/is you?
I’s/I’m 8.
Is/Are Mummy in the kitchen?
Where’s/Where’re Grandpa?
Daddy are/is in the bedroom.
This is/are my brother.
Знакомство обучающихся с глаголом to be начинается с первых уроков, когда учитель проводит урок-знакомство, учит их представляться.
I’m…/ She’s …./He’s …
И, конечно же, никому не приходит в голову начинать объяснять второклассникам формы глагола to be и правила его употребления в предложении. Сначала обучающиеся просто запоминают речевой образец. Например, в учебнике 2-го класса Быковой Н.И. обучающимся даются сразу краткие формы I’m, he’s, she’s, it’s. Нужно обязательно акцентировать внимание детей, от каких форм образованны сокращенные, и что по-английски он, она, я будет he, she, I. Если этого не сделать, обучающиеся могут путаться при изучении других глаголов и строить предложения следующим образом:
I’m can swim.
Поэтому, с самого начала нужно познакомить обучающихся с местоимениями и научить их заменять ими существительные. В данной ситуации учитель сталкивается с большими трудностями, так как, повторюсь, обучающиеся 2-го класса не знают, что такое существительное, глагол или прилагательное.
С данной проблемой я справляюсь следующим образом. Сначала задаю их просто выучить (печатаю каждому индивидуально местоимения с транскрипцией и переводом), так как выучить не составляет труда, вопросы возникают при употреблении. Затем, предлагаю обучающимся текст на русском языке. Например:
Лена хорошая девочка. Лена живет в маленьком городе. Лена ходит в школу. Лена любит слушать музыку. У Лены много друзей.
Затем прошу детей сказать, что не так с этим текстом. Как правило, обучающиеся сразу обращают внимание на повторяющееся в каждом предложении имя. Задаю вопрос «какими другими словами мы можем заменить имя Лена, чтобы не поменялся смысл теста?». Таким образом, я подвожу обучающихся к выводу, что «Лена» можно заменить на «она». Далее выполняем задание:
Замените слова на he, she, it, we, they
Daddy –
A table –
Mummy –
sister –
Grandma and Grandpa –
A radio –
Larry –
My brother and I –
Nanny Shine –
Lulu –
После того, как обучающиеся достаточно хорошо усвоили местоимения и научились заменять ими существительные, переходим к глаголу to be. По программе Spotlight мы возвращаемся к нему в 4 модуле после первого ознакомления в первом модуле. До этого обучающиеся просто знали, что нужно говорить не просто She in the kitchen, а обязательно нужна связочка She is in the kitchen. Такого рода предложения были у них на слуху уже полгода.
Таким образом, на одном из уроков ставлю перед обучающимися следующую проблему. Прошу их найти ошибки в моих предложениях.
She am Lulu. I is Nanny Shine. They is in the kitchen.
Задаю обучающимся вопрос «Разве мы так говорили? А как мы говорили?» Таким образом, обучающиеся сами выводят правило, что нужно говорить She is…, I am…, They are. Ввожу остальные формы. И тут же вспоминаем сокращенные формы.
Далее я прошу обучающихся вспомнить, в каких ситуациях мы использовали данные связки (когда знакомились, когда говорили о местонахождении). Закрепляю при помощи описания картинок. Например, на картинке изображено радио на полке, задаю вопросы “What is it?” “Where is it?”
Акцентирую внимание обучающихся на том, что мы используем связку, называя предмет и говоря о его местонахождении.
При выполнении такого рода упражнений из сборника без логики не обойтись.
Подчеркни правильное слово.
How old are/is you?
I’s/I’m 8.
Is/Are Mummy in the kitchen?
Where’s/Where’re Grandpa?
Daddy are/is in the bedroom.
This is/are my brother.
Особенно 3,4 и 5 задания. При его выполнении я говорила так. На примере 3-го предложения.
Давайте прочитаем предложение.
Кто в предложении решает, что выбрать Is/Are? Решает мама.
А мама – это кто? – Она.
Значит выбираем? – Is.
Можно попросить перевести предложение и опять же акцентировать внимание, что IS в предложении используется, когда мы говорим о местонахождении.
Как видите, я стараюсь объяснять грамматические явления без использования непонятных им терминов, но в тоже время мотивирую их думать логически, а не опираться только на свою память.