Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка
Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка
Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Обучение практическому владению тому или иному виду речевой деятельности возможно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей. С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка »
Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка.
(Выступление на педсовете)
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать, а тому,
как они должны думать, то тогда
исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей.
С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой подготовки. Как правило, учащиеся лишены возможности общения с носителями языка. Как же их научить общаться на иностранном языке? Это происходит благодаря созданию условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, и мальчики, и девочки. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя планка). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты своего труда.
Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть учащийся с низкими учебными возможностями. И если такой ученик в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
Работа в группах возможна при обучении школьников устной речи, чтению. Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.
При развитии навыков и умений монологической речи на уроках перед группами ставятся такие речевые задачи:
представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данными вам опорами, докажите, что путешествовать пешком очень интересно.
Членам группы предлагаются опорные слова и выражения, а также используются иллюстрации.
Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, что путешествие каким-либо другим видом транспорта наиболее интересно.
Эффективна такая форма работы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой "Мой дом" ребятам дается такая установка:
представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру (или новый дом). Вам интересно побольше узнать о квартире или доме. На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор.
В результате работы в группе учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание, то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено задание, и в случае необходимости внести поправки.
Работа в группах значима при проверке домашнего чтения. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.
На начальном этапе обучения при организации проверки понимания прочитанного широко используются тематические картинки. Например, дается задание: выбрать из текста и прочитать те предложения, которые могут быть использованы при описании картинки. Или такое задание: сравнить содержание текста с тем, что изображено на картинке, и прочитать предложения, которые не соответствуют тому, что на ней изображено.
Сотрудничество в группах может быть организовано как ролевая игра на уроках. Так, при освоении темы "Магазин" ребятам предлагается разыграть ситуацию покупки вещи в одном из отделов универмага.
Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.
Работа учащихся в группе позволяет увидеть, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха и горесть неудачи так же естественно, как смеяться, радоваться жизни. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Таким образом, делая вывод, можно сказать, что в сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.
В заключение можно привести несколько советов Симона Львовича Соловейчика:
1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время.
2. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.
3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
6. Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
8. Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.
9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
10. В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.