Психологи и педагоги осознают острую потребность в создании и реализации личностного подхода к ученику как одного из принципов организации учебно-воспитательной работы. Коренное изменение образовательной цели переориентирует процесс обучения на личность ребенка, её гуманизацию, общеразвивающий характер. Личностно-ориентированное обучение предусматривает организацию обучения на основе глубокого уважения к личности воспитанника, учет особенностей индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному ответственному субъекту учебно-воспитательного взаимодействия.
Вопрос о групповой форме учебной деятельности в психолого-педагогической литературе занимает важное место, так как они открывают для детей возможности сотрудничества, отношений, познания окружающей среды.
Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.
Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского, любая целенаправленная функциональная саморегулируемая педагогическая система стремиться к оптимальным наилучшим результатам учебно-воспитательного процесса на основе 2 критериев: достижение каждым учеником максимально возможного для него, в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости и отсутствие фактов систематического превышения учениками и учителями норм времени. [ 7 ] В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами. Однако, еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».
Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах (speech events)». Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов.
Актуальность данной работы обусловлена особым местом, которое занимают методы интерактивного обучения в современной сиcтеме образования.
Объектом исследования являются методы интерактивного обучения.
Предметом исследования является роль интерактивных методов на уроках иностранного языка.
Таким образом я определила цель работы: проанализировать интерактивный подход к обучению, определить в чем преимущество интерактивных методов обучения по отношению к традиционным методам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и задачи интерактивных методов
Изучить основные формы, принципы и технологии интерактивного подхода
Рассмотреть организацию обучения по интерактивным методам
Разработать план урока на основе интерактивных методов
Теоретическая значимость состоит в углубленном исследовании интерактивных методов, их форм, принципов, технологий опираясь на труды таких исследователей, как: Ю. К. Бабанский, П. И. Пидкасистый, В. С. Кукушин и т.д.
Практическая значимость состоит в возможности использования данного исследования в процессе обучения, исследования помогут учителю пополнить знания о методах интерактивного обучения для более успешного продвижения и повышения эффективности процесса обучения.
1. Интерактивные методы в обучении иностранным языкам
1.1 Общее понятие о методах интерактивного обучения
Метод обучения (от др. греч. Μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. [ 1 ]
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. [ 1 ]
По сложившейся традиции в педагогике методы обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.
Рассмотрим подробнее интерактивный метод обучения.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. [ 23 ] Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.
Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Основные правила организации интерактивного обучения:
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. [17]
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся. [ 6, c 49 ]
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
1.2 Основные интерактивные формы обучения
В современной педагогике существует огромное количество подходов интерактивного обучения, среди которых можно выделить следующие:
творческие задания;
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
тестирование;
разминки;
обратная связь;
дистанционное обучение.
тренинги. [ 17 ]
Давайте рассмотрим подробнее каждый из приведенных выше подходов, подробнее.
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.
Разработка проекта - этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Например: составить проект по снижению риска стихийных бедствий в своем городе.
Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.
Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.
Просмотр и обсуждение видеофильмов. На занятиях по снижению риска стихийных бедствий можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце необходимо обязательно совместно с обучаемыми подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
С помощью тестирования можно определить уровень информированности молодых людей или их отношение к обсуждаемой теме. Подход к формулировке вопросов тестов должен быть корректным: они должны быть составлены грамотно, четко, на понятном языке и щадить чувства учащихся. Получив тест, учащиеся должны внимательно прочитать его и отметить свой вариант ответа в соответствующей графе: «верно» – «не верно», «не знаю». Затем, если тест не анонимный, ответы обсуждаются в парах или малых группах. Итоги анонимного тестирования подводятся преподавателем (тренером). А итоги обычного тестирования - после совместного обсуждения ответов участниками и преподавателем (тренером).
Разминки с целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не следует проводить слишком подвижные игры-разминки.
Обратная связь позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. Участникам (в произвольном порядке) предлагается высказаться по поводу прошедшего упражнения, информационного блока, конкретного дня или всего тренинга. Важно акцентировать внимание на чувствах и переживаниях каждого из участников. Все высказывания должны быть выслушаны молча, без споров, комментариев и вопросов, как со стороны тренера, так и со стороны других участников. Каждого говорящего следует благодарить за сказанное. Предоставлять обратную связь наравне со всеми участниками следует также тренеру.
Системы дистанционного обучения. Синхронный интерактивный курс с инструктированием в реальном времени через Интернет; например, проведение синхронного курса с преподавателем с последующим асинхронным обсуждением или самостоятельное обучение с помощью CD или по Интернет.
Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга:
– оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
– соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;
– обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
– проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;
– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
– уважение чувств и мнений каждого участника;
– поощрение участников тренинга;
– подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
– обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
– обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.
Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет. Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал. Хорошо, если тренер постоянно поощряет участников тренинга различными доступными ему способами: выражает устную или письменную благодарность, вручает какие-то брошюры, буклеты, сувениры и т.п. Либо доверяет отличившимся наиболее ответственные задания.
1.3 Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению
интерактивный обучение иностранный язык
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. [14, c.14]
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами». [15, c. 25]
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие». [15, c. 29]
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей интерактивного обучения от целей традиционной системы образования.
2. Организация обучения по интерактивным методам
2.1 Методы интерактивного обучения по мнению зарубежных исследователей
В рамках системы образования XXI века в качестве одной из задач ставится повышение эффективности учебного процесса. А именно: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации, информационной ёмкости содержания образования и многое другое. С этой целью было создано множество методов, форм и технологий обучения. К одним из форм можно отнести использование Интернет- ресурсов. Использование интернета влечет за собой определенное количество, как привилегий, так и недостатков. Говоря о привилегиях, следует отметить, что на уроках иностранного языка в современном мире интернет является неотъемлемой частью. Это объясняется тем, что использование интернет-технологий в обучении иностранному языку не только помогает в формировании навыков разговорной речи, в обучении лексике и грамматике. Всё более актуальным и важным становится применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку как главного способа развития самостоятельной познавательной деятельности студентов. Здесь играют роль не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, связанный, прежде всего, с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования. Именно поэтому в последние годы в методике преподавания иностранных языков наряду с коммуникативным подходом все чаще используется интерактивный метод обучения, получивший широкое распространение, как в европейской системе образования, так и в отечественной. Интерактивный, как говорилось ранее, означает способность взаимодействовать, а интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. Говоря об интерактивном методе обучения (где язык — это средство создания и поддержания социальных отношений), выделяют:
1. Прямой метод (The direct method) — предполагает обучение на изучаемом языке с самого начала, не используя родной язык. Идея заключается в «естественном» освоении материала - так же, как ребёнок учит свой первый язык.
2. Метод последовательностей (The series method) — вариант прямого метода. Учебные тексты в данном случае — это временные последовательности, часто используются последовательности действий («Я просыпаюсь, иду в ванную комнату, открываю кран, чищу зубы…» и т.п.). Метод подразумевает большое количество повторений изучаемого материала, разнесённых по времени для лучшего усвоения.
3. Коммуникативное обучение (Communicative language teaching) — предполагает использование изучаемого языка, как в заданиях, так и для общения с преподавателем внутри группы. Включает большое количество интерактивных упражнений — ролевые игры, опросы, работу в парах и т.п.
4. Погружение в язык (Language immersion) — метод применяется на начальном этапе обучения, провоцируя билингвизм путём преподавания предметов на неродном языке. При этом даже чтение на родном языке даётся позже чтения на изучаемом языке.
5. Метод молчания (Silent Way) — преподаватель здесь больше слушает, чем говорит. Обучая произношению на начальных уровнях, преподаватель применяет различные цветные таблицы, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук. Таким образом изучаются новые слова. 6. Естественный подход (Natural Approach) — акцент делается на то, что студент не может учить всё подряд. Каждая следующая порция материала должна обязательно базироваться на уже пройденном и при этом быть легко усваиваемой.
7. Метод физического реагирования (Total Physical Response) — подразумевает, что студенты сначала пассивно воспринимают материал, не используя его. На следующем этапе они должны физически реагировать на некоторые слова, например на глаголы действия. И только после прохождения первых двух этапов студенты начинают практиковать язык сами.
8. Навык преподавания посредством чтения и рассказывания историй (Teaching Proficiency through Reading and Storytelling) — метод является ответвлением метода физического реагирования. Заключается в рассказывании преподавателем коротких историй, насыщенных новыми словами и дальнейшей серии вопросов к студентам, требующих от них простых, но эмоционально окрашенных ответов.
9. Метод обучение языку Догма (Dogme language teaching) — метод отказывается от применения учебников. Вместо этого наибольшее внимание уделяется общению преподавателя и студента. Материалы, которыми студент пользуется, должны быть написаны им самим. [ 18, c 139 ]
Таким образом, мы согласимся с мнением ряда ученых в том, что интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами .
2.2 Принципы интерактивного подхода
В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие :
1. взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
2. совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;
3. изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;
4. рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов, как со стороны преподавателя, так и учащихся. [9 c.87]
При этом, эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов:
- комплексного подхода к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе;
- интерактивности;
- дифференцированного подхода;
- учета индивидуальных особенностей;
- вариативности режима работы;
- проблемности;
Принцип коммуникативно-ситуативного обучения предусматривает использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на развитие речи школьника, что способствует «преодолению резкого перехода от учебных условий к естественному общению благодаря формированию у обучающихся прочных ассоциативных связей». При этом занятия по английскому языку не делятся по аспектам, а являются комплексными. Принцип интерактивности предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий».
Принцип комплексного подхода реализуется в использовании всех видов речевой деятельности (включая и говорение) при обучении письменному переводу.
Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в детерминированном, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.
Принцип вариативности режима работы предусматривает обмен профессионально значимой информацией на групповом и индивидуальном уровнях, а также сочетание аудиторной и домашней работы с использованием современных средств связи.
Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, преподаватель становится более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддерживать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения. [7 ]
2.3 Технологии интерактивного обучения
Под технологией интерактивного обучения мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Важно квалифицированно направить педагога на достижение поставленных учебных целей. [ 24, c 114 ]
В настоящее время разработано достаточно большое количество интерактивных технологий, среди которых можно выделить следующие: технология работы в парах или тройках, технология «Аквариум»; технология «Броуновское движение»; технология «Дерево решений», технология «Карусель»; технология «Мозговой штурм» и др.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных технологий.
Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Текст диалога может быть любым, например: разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».
Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Можно использовать темы: «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое!» или «Кто сегодня одет в розовую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
При использовании технологии «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, затем необходимо провести дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно
Не нуждающаяся в представлении и очень интересная технология «Мозговой штурм» получила большую популярность на многих уроках. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования). [ 21, c 268 ]
Все эти технологии направлены не только на то, чтобы передать определенную сумму знаний, но и способствуют установлению эмоциональных контактов между студентами; развитию коммуникативных умений и навыков; обеспечивают студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; приучают работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Интерактивные технологии тесно связаны с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием Интернет-ресурсов, а также электронных учебников и справочников, электронных тетрадей, работой в режиме онлайн и т. д. Уровень развития современных компьютерных телекоммуникаций позволяет участникам вступать в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Новые возможности для взаимодействия участников учебного процесса предоставляют интерактивные занятия в форме видеоконференции.
Видеоконференция – это технология, которая позволяет всем субъектам образовательного процесса видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме, используя возможности привычного всем компьютера, максимально приближая общение на расстоянии к реальному живому общению. Подготовка и осуществление видеоконференции зависит от цели ее проведения, аудитории, для которой она предназначена. Для успешной организации видеоконференции необходимо учитывать технические, организационные, содержательные аспекты. Вместе с тем, организация учебного процесса в форме видеоконференции предъявляет дополнительные требования к психолого-педагогической, методической подготовке преподавателя, уровню его информационной культуры. Интерактивный диалог, реализуемый в условиях видеоконференции, позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности. [ 18, c 154 ]
Заключение
Таким образом, подводя итог по данной теме можно сделать следующие выводы:
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.
Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.
Но также в применении интерактивных методов существуют некоторые негативные стороны.
Действительно, идея активного обучения требует «додумывания» и теоретической доработки. Сегодня активное обучение упрекают в отсутствии четкой теоретической концепции, в смешивании под одним названием различных подходов и методов (в частности, нет общепринятой классификации методов).
Важно отметить еще одно важное обстоятельство. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. В статье Ч. К. Бонуэлл и Т. Е. Сазерленд «Непрерывность активного обучения: выбор деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории» выделяются следующие барьеры при использовании методов активного обучения:
трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях;
активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;
представляется невозможным использование активных методов обучения в многочисленной аудитории;
возможность негативных последствий: отношение коллег к новым подходам; влияние оценки учащихся на работу преподавателя;
влияние на продвижение по службе
Есть и еще один барьер - это сопротивление учащихся новым подходам и методам. Причем чем больше опыт учебной деятельности обучающихся, тем большее сопротивление можно встретить в учебной аудитории.
На мой взгляд, эти барьеры необходимо учитывать при планировании своего урока и быть готовыми прилагать определенные усилия по их преодолению.
Список используемых источников
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/
2 Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г.\ №4
3 Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,
4 Бонуэл Ч. К., Сазерленд Т. Е. Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории \\ Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. статей-рефератов по дидактике высшей школы \ БГУ центр проблем развития образования - Минск 2001
6 Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998
7 Коротаева Е. В. Хочу могу умею! Обучение погружённое в общение - Мн., 1997
9 Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы». – М., 2005.
10 Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.
11 Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999
12 Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Иновационные методы в гражданском образовании. - Мн., 1999.
13 Мещерякова, Е. Летний лингвистический лагерь/Е. Мещерякова,Е. Исакович //Воспитательная работа в школе.-2005.-№ 2. - c. 27-33.
14 Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И.П. Гладилина // Иностранные языки в школе. 2003.
15 Бедулина Г.Ф. Интерактивные методы в преподава- нии социально-гуманитарных дисциплин // Женщина. Обще- ство. Образование: Материалы 13-ой междунар. науч.-практ. конф., 17 декабря 2010г./Минск. Женский институт Энвила. – Минск, 2011. – c. 281-283.
16 Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения \\ Минск - 2003, с. 13-14.
18 Современные теории и методы обучения иностранным языкам в вузе. Материалы межвузовской научно-практической конференции (22 мая 2013 года). Статьи и доклады участников конференции. C. 139- 157.
19 Воронкова Л. В. Игровые программы . Аттракционы , шуточные забавы, сюжетно- рлевые игры. –М.: Педагогическое общество Россия, 2003.
20 Коанышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006.
21 Пидкасисый П.И ., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Роспедагенство , 1996. С. 268.
22 Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» .-М., 2005.
24 Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н // Д.: Феникс, 2005.
25 Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. — М.: Академия, 2008.
Приложение
Класс: 4 " В"
Тема : "My house"
Коммуникативная ситуация: Design a house. ( Unit 6 , Lesson 2 )
Цель: способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся по теме "My house"
Прогнозируемый результат: предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут самостоятельно, с опорой на уже имеющиеся знания по теме, составлять высказывание в рамках предложенной ситуации.
Задачи урока:
Практические: создать условия для активизации употребления лексики по теме; закрепления употребления в речи оборота «there is / there are»; совершенствования навыков говорения
Общеобразовательные: учить применять знания, полученные на других учебных предметах, расширять кругозор учащихся, познавательную активность.
Развивающие: развивать речевые умения учащихся, языковую догадку, внимание, память, наблюдательность, умение делать вывод, умение работать самостоятельно, развивать творческие способности учащихся, умение работать с компьютером и интерактивной доской.
Воспитательные: воспитывать культуру работы в парах по достижению общей цели; умение слушать и слышать одноклассников; повышать мотивацию изучения английского языка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная
Оснащение урока: УМК «Английский язык 4 класс» Л. М. Лапицкая, А. И. Калишевич, Т. Ю. Севрюкова, Н. М. Седунова. Компьютер, интерактивная доска, презентация smartboard, раздаточный материал, тематические картинки.
Ход урока
I. Введение в атмосферу иноязычного общения
1. Приветствие учителя и учащихся - Good afternoon , sit down, please. I'm glad to see you.
2. Определение настроения учащихся - How are you today?
3. Введение учащихся в сюжет урока и определение цели и задач урока- Look at these pictures, what are these? ( Слайды 2,3,4 ) You are right, these are different houses and flats. I want to buy a house. And I don’t know what should be in it. Today we'll speak about your houses and flats, and I’ll understand what I need.
- Do you live in a house or in a flat?
- Do you like your house / flat?
- How many rooms are there in your house / flat?
- What rooms have you got in your flat? Have you got a kitchen (a bedroom, a living-room, a bathroom, a hall) in your flat?
4. Фонетическая зарядка
- Look at the smartboard. Match the words with their transcription. Read the words. ( Слайд 5,6 соедините слова и их транскрипцию, прочтите слова. )
III. Основной этап
1) - Look at these pictures. Put these things in " their rooms" ( Слайд 7 поместить вещи в их комнаты )
Living-room
Kitchen
Bedroom
Pictures : a sofa, a cupboard, a wardrobe, a cooker, a desk, a fridge, a plate, a lamp, a cup, a bookcase, a spoon, a bed, an armchair, a mirror, a table, a chair, a TV, a carpet
2) Read the sentences and guess what it is: ( Слайд 8 угадайте что это( нажать и появится ответ) )
- You can sleep on it.
- You can sit on it.
- You can watch films on it.
- You can put books in it.
- You can sit in it.
- You can play ball there.
- You can look in it.
- You can put plates, spoons, forks and knives in it.
- You can eat at it.
- You can put food in it.
- You can cook breakfast, lunch and dinner on it.
- You can put it on the floor.
- You can put it in the bedroom or in the hall.
- You can put exercise-books in it.
- You have it in every room.
3) - Look at this picture.
- What room do you see on it?
- What room is this? What do you see in this room? (Слайд 9 найти предметы)
-Look at the model on the blackboard.
Model : There is ... in the ... .
There are ... in the ... .
Повторить задания со слайдами 10,11,12
физкультминутка
- Let's have a rest and play a game
- Switch your places if :
you live in the flat ( house ).
you have got a kitchen (a bedroom, a bathroom, a hall, a living-room).
you have got a sofa (a desk, a fridge, a TV, a cupboard, etc.) in the kitchen (hall, living-room, bedroom, bathroom)
- Take your sits, please.
4) - Let's continue our lesson. Do you see sheets of paper and pictures on your tables? Your task is - design a house. Then describe your house.
Model : I've got a ..... ( living-room, bedroom, hall, bathroom, kitchen ) upstairs ( downstairs).
There is ... in the ... .
There are ... in the ... .
IV. Заключительный этап
1. Подведение итогов. Рефлексия
- Do you like our lesson?
- Do you want to live in the flat or in the house?
- What rooms do you want to have? etc.
- Write or draw your emotions on this paper.
2. Выставление оценок с комментариями
3. Объяснение домашнего задания.
- Open your record-books . Write down your home task for the next lesson.
ex.3c, p. 20
- Thank you for your work . The lesson is over . You may be free. Good-bye.