Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении английского языка является проведение нестандартных уроков. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. Такие уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартные уроки в обучении иностранному языку»
Хвостова Людмила Александровна, учитель иностранного языка
МБОУ СШ №61 им. М.И. Неделина г. Липецка
Нестандартные уроки в обучении иностранному языку
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщение, а пытаются вместе с учителем донести основной материал с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и других средств. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
Каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодого поколения, в формировании личности ребенка. Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении английского языка является проведение нестандартных уроков. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для младших школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляюще и постоянно развивают их речь.
По мнению Т.Б. Кропочевой, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. «Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки».
Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.
На мой взгляд, нетрадиционные уроки нужно проводить не чаще одного-двух раз в четверть, обычно при завершении изучения какой-либо темы и ставить по расписанию их желательно последними, так как дети увлекаются игрой, а это может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.
Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы:
Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие.
Уроки-КВН проводятся в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными или игровыми.
Урок-викторина предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.
Уроки-игры могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний.
Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача и другие.
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений, организаций: суд, следствие.
Уроки-путешествия.
Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока может быть построен по русским или зарубежным народным сказкам или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка.
Интегрированные уроки.
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных перед школой задач.
В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Всему этому способствует включение в учебный процесс нестандартных форм урока, которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников.
Использование нестандартных форм урока влияет на развитие познавательного интереса к стране изучаемого языка, его культуре, традициям; вызывает потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, способствует формированию более прочных речевых умений и навыков, тем самым помогает более эффективному решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Тема использования нестандартных форм урока звучит особенно актуально в современных условиях. Отмечается снижение познавательного интереса учеников к процессу обучения, а изучение иностранного языка как обязательного учебного предмета общеобразовательной школы вызывает особые сложности. Именно проведение нестандартных уроков (с элементами занимательности) позволяет более легко, незаметно для школьника, преодолевать языковые преграды.
Что касается моего открытого урока, который я сделала в виде викторины, потому что посчитала, что именно такой вид урока будет наиболее интересен учащимся младшего школьного возраста. Целями данного урока были:
развитие у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной культуры;
развитие внимания, логического мышления, памяти, сообразительности;
организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
активизация работы каждого ученика;
формирование уважительного отношения друг к другу;
профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке;
сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации.
Основными задачами данного урока являлись:
Активизация лексического материала
Развитие навыков аудирования
Развитие умений и навыков чтения (учит читать про себя и полностью понимать содержание текста, построенного на знакомом языковом материале)
Обучение построению и употреблению в речи общих и специальных вопросов
Развитие навыков говорения (учить рассказывать о себе от имени сказочного героя)
Ребята, разбившись на команды, вспомнили изученные грамматические правила, встретились с любимыми сказочными персонажами, поработали с активным вокабуляром по пройденным темам, спели любимые песни, ранее изученные на уроках, поучаствовали в конкурсе капитанов. Мероприятие прошло очень динамично, в здоровой атмосфере соперничества между командами и стало приятным разнообразием среди учебных занятий.
В заключении могу сказать, что многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. Такие уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках.