kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная иноязычная коммуникация как основа формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Ключевое слово педагогического процесса, сопровождающегося существенными инновационными изменениями в системе современного российского образования – личностное развитие школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная иноязычная коммуникация как основа формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника»

НАУЧНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКА


В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Ключевое слово педагогического процесса, сопровождающегося существенными инновационными изменениями в системе современного российского образования – личностное развитие школьника.

В условиях возрастающей интеграции российского образования в мировое образовательное пространство одним из требований к выпускникам общеобразовательной организации является владение иностранным языком, обеспечивающее процесс успешной социализации, самореализации и является инструментом межкультурного общения в современном поликультурном мире.

Данная тенденция развития современного общества находит отражение в нормативных документах в сфере образования. Согласно требованиям новых ФГОС выпускник образовательной организации должен уметь использовать иностранный язык как средство получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Поэтому основной целью дисциплины «Иностранный язык» является развитие иноязычной коммуникативной компетенции – основы иноязычной коммуникации [2, с. 726], под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Вот почему целью обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе сегодня является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции как способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.

Развитие коммуникативной компетенции происходит через формирование способности учащегомя осуществлять речевую деятельность, коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения [3, с. 20].

Благоприятной средой для реализации коммуникативной компетенции является как урок, так и факультативное занятие по английскому языку. Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно обогатить занятие условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить ученикам возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на иностранном языке над возможными путями их решения с целью акцентирования внимания на содержании высказывания с формированием мысли, реализацией содержания, а не только использованием клишированной формы [4, с. 120].

Иноязычная коммуникация схематично может быть представлена схемой: источник (иноязычное сообщение) приемник (канал связи) код.

На старшем этапе средней общеобразовательной школы наиболее интенсивно и эффективно происходит формирование иноязычной научной компетенции, основой которой является научная модальность. В рамках научной коммуникации ученики начинают осознанно пропускать через себя научный исследовательский материал на иностранном языке.

Многие исследователи в структуре психологической готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности выделяют динамическую и статическую стороны, рассматривая её как сложное образование, состоящее из совокупности качеств, свойств и состояний, позволяющих ученику осуществлять иноязычную научную деятельность [5, с. 321]. При этом важным аспектом, наряду со знаниями, умениями, навыками и способностью к осуществлению научной деятельности, является отношение учащегося к данному виду деятельности, его интересы и склонности, осознанная мотивация [1, с. 104].

Следует отметить, что формирование иноязычной научной компетенции – достаточно сложный и многогранный процесс, составляющей которого является научная модальность. Дж. Лайонз, определяя модальность научного текста как отношение автора к содержанию высказывания, расширяет понятие «отношение», заменяя его понятием «субъективизм». Последнее понимается через внедрение автором собственного «Я» в научный текст (желания, сомнения, убеждения и т. д.) – субъект выступает источником модальности [6, c. 118].

Модальность является универсальной языковой категорией и обязательным конституирующим признаком научного высказывания; имеет определённые лингвистические признаки научной субъективной и научной объективной авторской модальности.

Старшеклассник, вовлеченный в научно-исследовательскую деятельность на английском языке, имеет возможность сформировать умения: планировать работу по сбору научного материала; самостоятельно отбирать и формировать материал; выдвигать гипотезу исследования; использовать различные источники научно-методической информации; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать собственное и грамотно критиковать противоположное мнение; устанавливать научно-социальные контакты (распределять обязанности, работать в малом коллективе); адекватно оценивать себя и других; обрабатывать полученные научно-исследовательские данные и презентовать их; контактировать с малой и большой аудиторией.

Таким образом, исследовательские работы учащихся в рамках научного общества школьников – первый шаг к получению качественно нового образования, стимулирующего исследовательскую деятельность учащихся при условии наличия поддержки педагогическим коллективом школы.

Благодаря участию в различных мероприятиях научного характера (факультатив, научных кружок / группа, научный семинар, конференция), учащиеся получают начальный опыт научного общения и культуры; осознают, что для выработки собственной позиции по актуальным проблемам изучения иностранного (английского) языка, необходимо владеть широкой и разносторонней информацией, знать факты, различные точки зрения, закономерности, оценки конкретной проблемы; уметь собрать информацию. Опора на научные методы исследования помогает начинающему исследователю правильно интерпретировать полученные данные, корректно сделать выводы, расширить научно-познавательный кругозор.

Список использованной литературы

1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1979. – 150 с.

2. Гуркина, А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку / А. Л. Гуркина // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 726–729.

3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня : реформы, нововведения, опыт. – 2006. – № 8. – С. 20–26.

4. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 569 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений ВПО / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 11-е изд. – М. : Академия, 2011. – 608 с.

6. Lyons, J. Semantics / J. Lyons. − L. : Cambridge University Press, 1977. – 897 p.


© Андронова В. А., Адамчук Т.В., 2017



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Виктория Алексеевна

Дата: 06.02.2022

Номер свидетельства: 599703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "125250"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414940444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Выступление на тему "Формирование полилингвальной личности в условиях лицея" "
    ["seo_title"] => string(85) "vystuplieniie-na-tiemu-formirovaniie-polilinghval-noi-lichnosti-v-usloviiakh-litsieia"
    ["file_id"] => string(6) "107399"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403248331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Компетентностный подход в обучении учащихся английскому языку на разных этапах обучения "
    ["seo_title"] => string(105) "kompietientnostnyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-anghliiskomu-iazyku-na-raznykh-etapakh-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224474"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438855068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства