kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Обучение диалогической речи на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Поэтому диалогическое общение должно присутствовать на каждом уроке, давая школьникам больше времени на практику устной речи, вовлекая учащихся в тематику урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Обучение диалогической речи на уроках английского языка"»

Обучение диалогической речи, разновидности и характеристики диалога. Пути обучения

В основе специфики формирования именно данной формы устноречевого общения лежат трудности, обусловленные характеристиками диалога.



Характеристики диалога



Можно выделить следующие основные характеристики диалога:

Реактивность. Именно данная черта диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функ­ции с помощью различных языковых и речевых средств.



Ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и пре­допределяет логику данной формы общения.





Разновидности диалога

В отличие от монолога, при обучении диалогу обычно выделяются всего две разновидности: свободные и стандартные (типовые).

С прискорбием можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведём стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам типа: Как дела?/ Как дела в школе? Ты поел/а? Уроки сделал? Быстро мой руки/ чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/ лежишь на диване/ играешь на компьютере/ забыл купить хлеб? И т.п.





Что же такое свободные диалоги и бывают ли такие вообще?

Традиционно к свободным диалогам относятся: беседы, дискуссии, интервью, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора, жёстко не фиксируются социальны­ми речевыми ролями. Однако, следует признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общения очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений рече­вой ситуации.





Обучение диалогу путем «сверху вниз»

Очевидно, что этот путь является наиболее оптимальным для обучения стандартным или типовым диалогам. При его использовании учитель и ученики, как правило, следуют нижеприведённой логике.



Учитель

1. Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону»).



2. Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.



3. Отбирает (составляет) диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.



4. Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.



5. Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.



6. В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.



7. Читает диалог (проигрывает запись диалога).



8. Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использования других паралингвистических средств.



9. Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.



10. Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.



11. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.



12. Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.



13. Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.



14. Планирует пары опрашиваемых учеников и последователь­ность их опроса.



Ученики

1. Знакомятся:

- с новыми словами,

- с речевыми моделями и клише,

- с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.



2. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.



3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.



4. Учатся быстро реагировать на определенные реплики.



5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.



6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учи­теля.



Опорами для составления собственных диалогов в данном случае служат:

- сами тексты диалогов-моделей;



- содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;



- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;



- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.





Обучение диалогу путем «снизу вверх»



Этот путь обучения диалогу предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов:



1. Учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведённым образцом;



2. Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец уже не нужен;



3. Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога и образец будет только сковывать инициативу и твор­чество учащихся.



Как показывает практика, наиболее трудным в данной связи представляется обучение технике использования вопросов. Наибольшее затруднение в данной связи представляют следующие моменты:



- Умение сформулировать содержательно ценный вопрос.



- С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, из­менить характер диалога.



- Логично планировать серию вопросов, ориентированных на по­лучение нужной информации, даже в том случае, если партнер не­многословен и явно не расположен к общению.



Тестирование операций порождения речевого высказывания



1. Переведите на иностранный язык слова (сегменты, предложения, абзацы, текст), сверьте пере­вод с ключом.



2. Наращивайте сегмент (предложение, сверхфразовое единство) по принципу «снежного кома».



3. Составьте высказывание из разрозненных слов, сегментов и предложений.



4. Заполните пропуски в сверхфразовых единствах предложениями (сегментами, словами).



5. Прослушайте (прочтите) предложение на русском языке и воспроизведите его на иностранном с максимальной точностью.



6. Прослушайте (прочтите) предложение на иностранном языке и воспроизведите его доступными вам средствами.



7. Постройте предложение, включая в него данный сегмент или слово.



8. Составьте предложения из слов и словосочетаний, данных в исходной форме, сверьте их с ключом.



9. Составьте предложения из слов, данных в актуальной форме, сверьте их с ключом.



10. Замените два предложения одним (сделай­те стяжение).



11. Выберите из сверхфразового единства наиболее значимое предложение.



12. Найдите в ряду данных предложения, которые могли бы служить продолжением отмеченного предложения.



13. Перечислите слова, которые ассоциируются с данным предложением и могут заменить выделенные в тексте слова или словосочетания.



14. Выберите адекватный перевод предложения (или его сегмента) из ряда вариантов перевода; сверьте его с ключом.



15. Продолжите или закончите предложение (высказывание) на иностранном языке (с подсказкой или без нее).



16. Из данных предложений выберите наиболее соответствующие задаче и смыслу высказывания, дополните их своими; сверьте с образцом.



17. Преобразуйте в предложениях одну грамматическую форму в другую.



18. Превратите приведенный список слов в текст.



19. Воспроизведите контексты, в которых употреблены следующие слова и сегменты.



20. Предложите ситуации к словам (сегментам, предложениям).



21. Поменяйте модальность высказываний в соответствии с коммуникативной задачей.



22. Выберите правильный грамматический вариант высказывания из данных, сверьте его с ключом.



23. Исправьте грамматические ошибки в приведенном высказывании, сверьте его с ключом, прочти­те правильный вариант.



24. Выберите необходимые сегменты (слова) из приведенных в колонках и составьте цельные и связные высказывания; сверьте с ключом.



25. Выполните постепенное сжатие высказываний (предложений, сегментов) до уровня ключевых (ядерных) слов и постепенную обратную их раз­вертку; сверьте полученные высказывания с клю­чом.



26. Дополните подходящими по смыслу примера­ми сказанное (прочитанное).



27. Сформулируйте вопросы, которые могли бы вызвать данное утверждение.



28. Отметьте вопросы, которые может вызвать данное утверждение; скажите, в какой ситуации это возможно.



29. Разверните текст по опорным (тезисным) предложениям; сверьте полученный текст с ключом.



30. Определите грамматическую правильность воспроизводимых или самостоятельных предложений (сегментов).



31. Расширьте текст за счет пересказа мелких деталей по имеющемуся в тексте грамматическому образцу (сверьте текст с образцом).



32. Расширьте текст, удлиняя предложения за счет использования характеристик и однородных членов предложения.



33. Расширьте текст за счет ассоциированных отступлений на основе имеющегося речевого опыта по другим темам и ситуациям.



34. Составьте высказывание, пользуясь ограниченным (неограниченным) выбором грамматических форм; попытайтесь исчерпать всевозможные вари­анты максимального употребления имеющейся лексики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Обучение диалогической речи на уроках английского языка"

Автор: Апрышкина Ирина Алексеевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Игры ролевые  на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(47) "ighry-rolievyie-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150750"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420553247"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Роль игры на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(40) "rol-ighry-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150753"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420553503"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методическая разработка урока английского языка деловая игра «Компьютер «за» и «против» "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-dielovaia-ighra-komp-iutier-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "174291"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства