kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Обучение диалогической речи на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться услышать другого участника общения, правильно реагировать на его высказывание и уметь предоставить свою информацию. Поэтому диалогическое общение должно присутствовать на каждом уроке, давая школьникам больше времени на практику устной речи, вовлекая учащихся в тематику урока и, таким образом, делая их активными участниками процесса обучения, что решает проблему мотивации к изучению иностранного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Обучение диалогической речи на уроках английского языка"»

Обучение диалогической речи, разновидности и характеристики диалога. Пути обучения

В основе специфики формирования именно данной формы устноречевого общения лежат трудности, обусловленные характеристиками диалога.



Характеристики диалога



Можно выделить следующие основные характеристики диалога:

Реактивность. Именно данная черта диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функ­ции с помощью различных языковых и речевых средств.



Ситуативность. Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и пре­допределяет логику данной формы общения.





Разновидности диалога

В отличие от монолога, при обучении диалогу обычно выделяются всего две разновидности: свободные и стандартные (типовые).

С прискорбием можно утверждать, что даже в роли детей и родителей мы чаще ведём стандартные диалоги, чем свободные. Очень часто все общение сводится к репликам типа: Как дела?/ Как дела в школе? Ты поел/а? Уроки сделал? Быстро мой руки/ чисти зубы и садись обедать/ложись спать. Опять телевизор смотришь/ лежишь на диване/ играешь на компьютере/ забыл купить хлеб? И т.п.





Что же такое свободные диалоги и бывают ли такие вообще?

Традиционно к свободным диалогам относятся: беседы, дискуссии, интервью, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора, жёстко не фиксируются социальны­ми речевыми ролями. Однако, следует признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общения очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений рече­вой ситуации.





Обучение диалогу путем «сверху вниз»

Очевидно, что этот путь является наиболее оптимальным для обучения стандартным или типовым диалогам. При его использовании учитель и ученики, как правило, следуют нижеприведённой логике.



Учитель

1. Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону»).



2. Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.



3. Отбирает (составляет) диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.



4. Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.



5. Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.



6. В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.



7. Читает диалог (проигрывает запись диалога).



8. Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использования других паралингвистических средств.



9. Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.



10. Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.



11. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.



12. Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.



13. Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.



14. Планирует пары опрашиваемых учеников и последователь­ность их опроса.



Ученики

1. Знакомятся:

- с новыми словами,

- с речевыми моделями и клише,

- с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.



2. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.



3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.



4. Учатся быстро реагировать на определенные реплики.



5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.



6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учи­теля.



Опорами для составления собственных диалогов в данном случае служат:

- сами тексты диалогов-моделей;



- содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;



- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;



- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.





Обучение диалогу путем «снизу вверх»



Этот путь обучения диалогу предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов:



1. Учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведённым образцом;



2. Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец уже не нужен;



3. Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога и образец будет только сковывать инициативу и твор­чество учащихся.



Как показывает практика, наиболее трудным в данной связи представляется обучение технике использования вопросов. Наибольшее затруднение в данной связи представляют следующие моменты:



- Умение сформулировать содержательно ценный вопрос.



- С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, из­менить характер диалога.



- Логично планировать серию вопросов, ориентированных на по­лучение нужной информации, даже в том случае, если партнер не­многословен и явно не расположен к общению.



Тестирование операций порождения речевого высказывания



1. Переведите на иностранный язык слова (сегменты, предложения, абзацы, текст), сверьте пере­вод с ключом.



2. Наращивайте сегмент (предложение, сверхфразовое единство) по принципу «снежного кома».



3. Составьте высказывание из разрозненных слов, сегментов и предложений.



4. Заполните пропуски в сверхфразовых единствах предложениями (сегментами, словами).



5. Прослушайте (прочтите) предложение на русском языке и воспроизведите его на иностранном с максимальной точностью.



6. Прослушайте (прочтите) предложение на иностранном языке и воспроизведите его доступными вам средствами.



7. Постройте предложение, включая в него данный сегмент или слово.



8. Составьте предложения из слов и словосочетаний, данных в исходной форме, сверьте их с ключом.



9. Составьте предложения из слов, данных в актуальной форме, сверьте их с ключом.



10. Замените два предложения одним (сделай­те стяжение).



11. Выберите из сверхфразового единства наиболее значимое предложение.



12. Найдите в ряду данных предложения, которые могли бы служить продолжением отмеченного предложения.



13. Перечислите слова, которые ассоциируются с данным предложением и могут заменить выделенные в тексте слова или словосочетания.



14. Выберите адекватный перевод предложения (или его сегмента) из ряда вариантов перевода; сверьте его с ключом.



15. Продолжите или закончите предложение (высказывание) на иностранном языке (с подсказкой или без нее).



16. Из данных предложений выберите наиболее соответствующие задаче и смыслу высказывания, дополните их своими; сверьте с образцом.



17. Преобразуйте в предложениях одну грамматическую форму в другую.



18. Превратите приведенный список слов в текст.



19. Воспроизведите контексты, в которых употреблены следующие слова и сегменты.



20. Предложите ситуации к словам (сегментам, предложениям).



21. Поменяйте модальность высказываний в соответствии с коммуникативной задачей.



22. Выберите правильный грамматический вариант высказывания из данных, сверьте его с ключом.



23. Исправьте грамматические ошибки в приведенном высказывании, сверьте его с ключом, прочти­те правильный вариант.



24. Выберите необходимые сегменты (слова) из приведенных в колонках и составьте цельные и связные высказывания; сверьте с ключом.



25. Выполните постепенное сжатие высказываний (предложений, сегментов) до уровня ключевых (ядерных) слов и постепенную обратную их раз­вертку; сверьте полученные высказывания с клю­чом.



26. Дополните подходящими по смыслу примера­ми сказанное (прочитанное).



27. Сформулируйте вопросы, которые могли бы вызвать данное утверждение.



28. Отметьте вопросы, которые может вызвать данное утверждение; скажите, в какой ситуации это возможно.



29. Разверните текст по опорным (тезисным) предложениям; сверьте полученный текст с ключом.



30. Определите грамматическую правильность воспроизводимых или самостоятельных предложений (сегментов).



31. Расширьте текст за счет пересказа мелких деталей по имеющемуся в тексте грамматическому образцу (сверьте текст с образцом).



32. Расширьте текст, удлиняя предложения за счет использования характеристик и однородных членов предложения.



33. Расширьте текст за счет ассоциированных отступлений на основе имеющегося речевого опыта по другим темам и ситуациям.



34. Составьте высказывание, пользуясь ограниченным (неограниченным) выбором грамматических форм; попытайтесь исчерпать всевозможные вари­анты максимального употребления имеющейся лексики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Обучение диалогической речи на уроках английского языка"

Автор: Апрышкина Ирина Алексеевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Игры ролевые  на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(47) "ighry-rolievyie-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150750"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420553247"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Роль игры на уроке английского языка "
    ["seo_title"] => string(40) "rol-ighry-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "150753"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420553503"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка : «Использование современных педагогических технологий  на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaispolzovaniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiinaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "314184"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459625144"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методическая разработка урока английского языка деловая игра «Компьютер «за» и «против» "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-anghliiskogho-iazyka-dielovaia-ighra-komp-iutier-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "174291"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства