Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как один из нестандартных методов обучения на уроках английского языка»
Бурлака Ольга Николаевна.
Приднестровье, г. Рыбница, Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Рыбницкий теоретический лицей»
Данная статья посвящена методу проектов. Метод проектов является одним из популярнейших методов в наши дни. Это определенная система в деятельности учителя, позволяющая приобретать учащимися разнообразные знания и умения в процессе выполнения проектов. Проект помогает развиваться школьникам самостоятельность, мышление, творческие способности, предполагает выражение чувств, мнений.
Ключевые слова: метод проектов, самостоятельность, творческие способности.
This article is devoted to a method of projects. The method of projects is one of the most popular methods today. It is the certain system in activity of the teacher allowing acquiring pupils various knowledge and abilities. The project helps students to develop independence, thinking, creative abilities, assumes expression of feelings, opinions.
Keywords: method of projects, independence, creative abilities.
Метод проектов как один из нестандартных методов обучения на уроках английского языка
Английский язык, как и любой другой предмет, обладает своей спецификой использования технологий и методов обучения. В связи с тем фактом, что обучение английскому языку становится одним из приоритетных в образовании, возникает необходимость в использовании современных технологий и методов. Одним из таких методов и является метод проектов.
Умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в многообразном информационном пространстве, раскрытие творческого потенциала, развитие познавательных навыков учащихся лежат в основе метода проектов. Таким образом, говоря о методе проектов, мы говорим о способе достижения дидактической цели путем детальной разработки проблемы, которая в свою очередь завершается практическим результатом. Практический результат может быть оформлен разными способами.
Во время работы над проектом уроки английского языка становятся своего рода исследовательскими клубами, в которых решаются не только практически значимые, но и интересные, доступные проблемы для учащихся.
Причем каждый учащийся вовлечен в познавательно активно творческий процесс на основе методики сотрудничества.
Немало важным является и тот факт, что приступая к реализации проектов
которые могут быть: творческими, межпредметными, исследовательскими
учителю следует при подготовки учащихся к работе учитывать их интересы.
Чтобы активизировать познавательную деятельность необходимо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть проблему в проекте, которая важна для них и для окружающих.
В процессе исследования учащиеся могут пользоваться различными источниками информации: анкеты, интервью, опросы, библиотеки, Интернет.
В процессе подготовки проекта они работают самостоятельно каждый в соответствии со своей ролью, добывают недостающие знания, подготавливают презентацию.
При реализации личностно-ориентированного обучения учащихся с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он выступает организатором самостоятельной работы учащихся, он не участвует, но консультирует. В случае незнания учащимися какого-то аспекта дает им новые знания.
В своей работе мною применяется проектная методика. Одним из самых ярких и интересных проектов, на мой взгляд, и, по мнению учащихся, является проект « Мой город». Опираясь на тематику были определены цели проекта:
1. Найти и собрать как можно больше сведений о нашем родном городе
2. Воспитывать любовь к родному городу
Основные направления проектной деятельности, выдвинутые перед учащимися:
3. Знакомство с миром флоры и фауны нашего города
4. Знакомство с жизнью знаменитых людей города
5. Знакомство с историческими памятниками города
6. Знакомство с историей предприятий города
С учетом количества данных направлений и интересов учащихся, были созданы четыре группы. Каждая группа определила свой способ проведения исследования и форму представления результатов.
Первая группа учащихся, работая над первым направлением, ознакомление с миром флоры и фауны нашего города оформляли рефераты и гербарии.
Учащиеся второй группы, направление которых знакомство с жизнью знаменитых людей города писали доклады, готовили фоторепортажи.
Третья группа учащихся путешествовали по улицам, продумывая маршруты экскурсий.
Что касается четвертой группы учащихся, о предприятиях города они узнавали при помощи анкет, опроса родителей, коренных жителей города, интервью. Свои результаты оформляли в доклады. Работа учащихся завершилась созданием презентации. Презентация является итогом проектной работы. Учащиеся рассказывают о проделанной работе, об их достижениях, о том, что они узнают нового в ходе работы, что научились делать. Во время презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки учащихся. Они учатся, как правильно держаться перед слушателями и преодолевать застенчивость, скованность.
После завершения работы над проектом, мною была составлена анкета и вот что учащиеся думают о методе проектов на уроках английского языка.
Много творческих заданий, я все делаю сам, учусь с интересом, такие уроки запоминаются надолго
Для закрепления знаний и лучшему усвоению английского языка, а также возможность использовать язык в ситуациях реальной жизни предоставляет метод проектов.
Нельзя не сказать и о методе проектов в начальной школе. На начальном этапе изучения английского языка, целью обучения является формирование умений общаться, учитывая речевые возможности и потребности учащихся. Именно на начальном этапе при овладении английским языком важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. В наши дни многие учителя хорошо знакомы и владеют проектной технологией, однако многие из них опасаются применять ее в начальной школе. Конечно же, такой проект как в старшей и средней школе создать не позволит даже использование этого метода. Однако опираясь на свою практику, могу с уверенностью сказать, что если учитель тщательно спланирует и организует проектную работу и родители останутся небезучастны, дети начальной школы не разочаруются и с удовольствием возьмутся за работу. Прежде всего, необходимо выбрать посильную и интересную для ребенка тему. Так, например, в ходе изучения темы « животные» я предлагаю учащимся выбрать любое животное и узнать: чем оно питается, где обитает, какие звуки издает. Следующим этапом является рисунки учащихся или подбор картинок этого животного, стишков, загадок, ребусов и даже поделок.
Учебно - исследовательская деятельность не возникает сама по себе, для этого необходимы условия и ряд принципов. При работе с младшими школьниками можно выделить несколько основных принципов. Принцип доступности, который учитывает определение тематики и возраст учащихся. Принцип временного развития, в основе которого лежат этапы подготовки, проведения и организации исследовательской деятельности и предупреждающие меры неудач и трудностей.
В сравнении с традиционными методами обучения метод проектов обладает следующими преимуществами:
1. Повышает мотивацию учащихся при обучению английскому языку
2.Способствует лучшему закреплению и усвоению навыков, знаний и умений учащихся.
3. Создание творческой атмосферы на уроке вовлекающей в активный познавательный процесс учащихся, который основывается на сотрудничестве.
4. Направлен на результат, который можно увидеть и применить в реальной деятельности.
5. Важно чтобы дети учились с удовольствием, без принуждения. В таком случае они учатся продуктивно, много узнают. Развлекательность – это одна из немаловажных особенностей проекта.
При использовании проектной методики в своей работе я могу сделать вывод, что метод проектов очень эффективен не только при повторении и закреплении материала, но и его практического применения. В ходе работы над проектом учащиеся сотрудничают, а в процессе сотрудничества воспитываются следующие нравственные качества: желание и умение сопереживать и помочь, взаимопомощь, повышается не только мотивация обучаемых, активность, но и формируются творческие способности. Таким образом, обучение и воспитание являются неразрывным процессом.
Библиография
1. Ариан М. А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. // ИЯШ – 1993 - №3. С. 17-21.
2. Барменкова О.И. О работе над проектом. // ИЯШ – 2002 - №3. С. 25-27.
3 Душеина Т. В.Проектная методика на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2003 - №5 – С. 52-54
4. Сергеев. И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. // Начальная школа – 2005 - №11 – с. 49-51