Просмотр содержимого документа
«Методы интерактивного обучения на уроках английского языка. Метод мозгового штурма.»
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ТЕХНОЛОГИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА
Технология мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Мозговой штурм используется для стимулирования творческой активности. Широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Так же, используется при тупиковых или проблемных ситуациях.
Сущность мозгового штурма заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".
Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.
Мозговой штурм - это:
· новаторский метод решения проблем;
· максимум идей за короткий отрезок времени;
· расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
· отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:
· инверсия (сделай наоборот)
· аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
· эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения)
· фантазия (сделай нечто фантастическое)
Гипотезы оцениваются по 10 бальной системе, и выводиться средний бал по оценкам всех экспертов.
Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.
Основной задачей мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему.
Этапы работы
Мозговой штурм включает следующие шаги:
1) Выбирается объект (тема);
2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;
3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;
4) Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.
1. Подготовка занятия. Необходимо сформировать группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом.
Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты.
За день-два до штурма нужно раздать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи. Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
Следует подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
· Доска и мел (маркер для доски);
· Листы бумаги на планшетах и фломастеры;
· Разноцветные стикеры;
· Ноутбук с проектором.
2. Вступление. Требуется назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует мозговой штурм.
Желательно, выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.
Назначить продолжительность первого этапа.
Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться.
Так же нужно поставить задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду.
Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.
3. Основная часть. Использование технологии «мозговой штурм» стимулирует группу учащихся к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос.
На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме, ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.
На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.
На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:
· самое оптимальное решение,
· несколько наиболее удачных предложений;
· самое необычное решение и т. п.
Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:
· генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;
· критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;
· аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний и др.
При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения - 10-15 минут.
Ведущий мозговой атаки:
Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.
Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.
Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать:
— Из этого ничего не выйдет. — «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».
— Это не работает — «Но идея ведь неплохая?»
— Это чересчур — «И что?»
— Ну и что в этом оригинального? — «То, что это раньше никто не предлагал».
— Кто угодно может придумать такое — «Точно!»
Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».
Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.
Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца выступления занятия. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.
Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.
Рекомендуемая последовательность действий при решении задач «мозгового штурма»:
1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
2. Отберите подпроблемы для "атаки". Необходимо обратиться к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализировать их, выделить несколько целей.
3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Когда сформулирована проблема, требуется вполне определенная информация.
4. Отберите самые предпочтительные источники информации.
5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, надо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
10. Дайте окончательный ответ.
Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска.
4. Выводы (рефлексия). Метод мозгового штурма эффективен:
· при решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные.
· когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.
Данная технология, направленная на генерирование идей по решению проблемы, основана на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Правила «мозгового штурма»
Важной составляющей, способствующей успеху проведения «мозгового штурма», являются особые условия его проведения, опирающиеся на правила.
1. Отсутствие всякой критики:
во время выдвижения идей запрещаются их критика, неодобрительные замечания, иронические реплики и т. п. Высказывания записываются без изменений и не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или абсурдными;
нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;
запрещается показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, демонстрируя скепсис или ухмыляясь и т. п.).
2. Поощрение предлагаемых идей:
одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем оказывается предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях; превыше всего ставится количество высказанных идей, а не их качество;
идеи презентуются короткими высказываниями.
3. Равноправие участников «мозгового штурма»:
чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен чувствовать, что его предложение будет услышано и рассмотрено;
для предотвращения доминирования одного или двух членов группы целесообразно установить систему, при которой каждый участник может высказать свое предложение в порядке очереди. Это позволит привлечь к генерированию идей всех участников; если у кого-то из участников отсутствуют идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, причем никто не должен эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение. В случае возникновения ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель «штурма» может простимулировать группу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив.
4. Свобода ассоциаций и творческого воображения:
· в «мозговом штурме» существует запрет на введение каких-либо ограничений;
· любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит рассмотрения и внимания участников, так как может вызвать ассоциацию у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи;
Плюсы и минусы «мозгового штурма»
Положительные стороны:
- все учащиеся участвуют на равных позициях;
- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;
- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.
Недостатки:
- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;
- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.
Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.
Заключение
Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).
«Мозговой штурм» эффективно используется для стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Вывод:
Результатом внедрения данной технологии является возросший интерес детей к английскому языку. Возросло количество детей участвовавших в олимпиадах: «Британский Бульдог», «Международная олимпиада по основам наук», «Молодёжный чемпионат» и др. Так же дети участвуют в онлайн конкурсах, проявляют самостоятельность и заинтересованность. Во время проведения недели английского языка учащиеся показывали свои проекты, готовили мероприятия, проводили конкурсы.
Таким образом, использование «мозгового штурма» помогает в решениях поставленных задач на уроках, вызывает огромный интерес у детей, они стремятся найти творческое решение, выделиться. Ответственно относятся к данным заданиям не только во время уроков, но и в свободное от занятий время. Дети изучают дополнительную литературу, активно пользуются средствами массовой информации, в частности интернетом.
«Мозговой штурм» даёт возможность не только поднять интерес учащихся к английскому языку, но и развивать их творческую самостоятельность, творческое мышление, обучать работе с различными источниками знаний.
«Мозговой штурм» "снимает" традиционность урока, оживляет мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.