kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблумно-диалогического обучения и приемы введения грамматического материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.»

Ильясова Лариса Владимировна,

учитель английского языка

МАОУ «СОШ №35»

г. Стерлитамака














Методы и приемы
активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
 
























г. Стерлитамак, 2021 год



Каждый педагог, готовясь к своему занятию, стремится, чтобы оно стало интересным, увлекательным для ученика, чтобы на уроке все учащиеся проявили максимум своего внимания, активность во всех формах учебной деятельности. Для активизации деятельности учеников педагог выбирает разнообразные методы, приемы, формы.

Что такое урок, соответствующий ФГОС?

  • Урок выходит за свои временные и пространственные рамки ( в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).

  • Выход содержания урока за рамки учебного предмета (интегрированный, полипредметный, метапредметный).

  • Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий.

  • Урок – диалог.

Требования ФГОС к методике преподавания

1. Компетентностный подход – комплексный характер (универсальные учебные действия), неразрывность знаний, умений. навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.

2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка).

3. Метапредметность, межпредметные и внутри курсовые связи в образовании – интегрированный подход.

4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.

5.Акцент на активную деятельность и результативность (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).

6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структурирование и анализ).

7.Дискуссионный и отрытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).

8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуаций).

9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.

10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).


Отличия современного урока от традиционного

Современный урок

Деятельностный подход

Структура:

• Самоопределение деятельности

• Актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации (постановка проблемы)

Открытие новых знаний

• Первичной закрепление

• Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

• Включение нового знания в систему знаний

• Рефлексия деятельности


Традиционный урок

Сенсуалистический подход

Структура:

• Организационный момент

• Проверка домашнего задания

• Актуализация опорных знаний

Объяснение нового материала

• Первичное закрепление

• Самостоятельная работа

• Итог урока



На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного).

Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем.


Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми».


Место ПДО: урок изучения нового материала на любом предметном содержании.


Цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся, воспитать активную личность.


Задача ПДО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.


Почему же ПДО наиболее приемлемо ?


1.Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.


2. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.


3. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.


4.Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.


5.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.


Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения.


Как открывать знания с учениками?


Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре этапа творческой деятельности:


Этапы научной творческой деятельности


Название


Содержание этапа

Результат этапа

1.Постановка

проблемы

- возникновение пробл. ситуации

- осознание противоречия

- формулирование проблемы


Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения

2. Поиск

решения

- выдвижение гипотез

- проверка гипотез


Решение – понимание нового знания

3. Выражение

решения

- выражение нового знания науч-

ным языком в принятой форме


Продукт – рукопись (книги, статьи, доклады)

4. Реализация

продукта

- публичное представление

продукта


Реализ.продукт – публикация, выступление


I этап. Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1) побуждающий от проблемной ситуации диалог:

-создание проблемной ситуации;

-побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

-побуждение к формулированию учебной проблемы;

-принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.


2) подводящий к теме диалог:

не требует создания проблемной ситуации, представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока.


3) сообщение темы с мотивирующим приёмом:

учитель сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся, для этого можно использовать приём «яркое пятно» или «актуальность», который состоит в сообщении учащимся интересного материала, связанного с темой урока (сказки, легенды, шутка, загадка, занимательные задания).


Коренное отличие всех этих методов в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в развивающем эффекте. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, т. е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности, конечно, речь. Подводящий диалог активно задействует логическое мышление учащихся, а также и речь. При сообщении темы с мотивирующим приёмом ученики и не думают, и не говорят, поэтому развивающий эффект здесь отсутствует.

Но в то же время у всех трёх способов есть и принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их умело, заинтриговал учитель. Любым из трёх путей педагог вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня.

Таким образом, все эти три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию учащихся.


II этап. Поиск решения.

Как искать решение проблемы:


1)классический (через выдвижение гипотез и их последующую проверку);

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез. При этом возможны три принципиально разных варианта:.

- учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;

-ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;

- учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять

гипотезы.

Таким образом, существует три «классических» метода поиска решения, различающихся тем, кто именно осуществляет творческие действия.

Из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.


2) сокращённый (через подводящий диалог).

«Сокращённый» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без неё. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.


III этап. Выражение решения.


Знания необходимо воспроизводить (проговаривать, повторять). Различают воспроизведение знаний репродуктивное (выучи – перескажи) и продуктивное (составление опорных сигналов).


IV этап. Реализация продукта.


Цель: показать своё творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.



Проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением реализации развивающего образования, поскольку является; результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому объективно необходима каждому учителю.


В методике данная проблема освещена достаточно подробно, я же хочу рассказать о своих наработках по этой теме.

Фрагмент урока в 3 классе по теме

« Исчисляемые и неисчисляемые существительные»

Учитель


Ученики

- Что такое синонимы?


- Назовите английские синонимы

слова «много»

- Cоставьте с much и many словосочетания,

используя слова apple, bread, egg, butter

(практическое задание на ошибку)




- Посмотрите, как это задание выполнила

я по правилам учебника

(предъявление научного факта)





- Значит, какой мы можем сделать вывод?




- Выполнение упражнения по

учебнику (закрепление)


- Ребята, мы использовали все синонимы?

- a lot of apples

a lot of bread

a lot of eggs

a lot of butter

-Прочитайте предложения.

Jill has got a lot of friends.

Has he got many friends?

Don’t drink much coffee.

Какое первое предложение?

Какое второе предложение?

Какое третье предложение?

- А теперь сделайте вывод.



- Слова сходные по смыслу.


- much, many, a lot of


Ученик записывает на доске:

much apples

many bread

much eggs

many butter


many apples

much bread

many eggs

much butter

Реакция удивления

( возникновение проблемной

ситуации)

- Many употребляется с названиями предметов, которые можно сосчитать.

Much употребляется с названиями предметов и веществ, которые нельзя сосчитать.


- Нет. А когда используется a lot of?


- Реакция удивления.

А зачем тогда much, many?






- утвердительное.

- вопросительное.

- отрицательное.

- a lot of чаще употребляется в утвердительных предложениях.






Тема «Множественное число существительных»


Анализ


Учитель


Ученики


Подводящий

к теме

диалог

П

О

С

Т

А

Н

О

В

К

А


Урок начинается с речевой зарядки, которую я завершаю вопросом:

- What’s this?

Показываю ручку

- What are these?

Показываю много ручек.




- Чем же мы будем сегодня заниматься?

- Значит, тема урока?




- На доске написаны слова во множественном числе.

Pens

Bags

Toys

Cats

Books

Boxes

Benches

Dresses




-It’s a pen.


Возникает вопрос и недоумение:

- А мы не умеем употреблять слова во множественном числе.


- Изучать новое правило.


- Множественное число существительных.


подводящий

от проблемы

диалог


П

О

И

С

К



- Знакомы вам эти слова?

- Какие изменения произошли в словах?

- Так как образуется

множественное число

существительных?

- Произнесите слова

Repeat after me!

Как вы думаете, а почему

окончания разные?




- Repeat after me again!

Что необычно для вас в произношении?


- В каких случаях окончания произносится как звук [s], [z], [iz]?






- Давайте прочитаем правила в учебнике и проверим наши выводы.

( далее выполняется задание по карточкам, ученики в парах должны разделить существительные на три группы по правилам произношения).


- Да.

- +s (es)


- Прибавляется

окончание

+s (es).



- Если слово

оканчивается на шипя-

щую или свистящую

согласную, то прибав-

ляется окончание –es

- Окончания читаются по-разному.

[s], [z], [iz]

- Если слово оканчивается на глухую согласную, то произносится -[s],

звонкую согласную или гласную – [z],

после sh, ch, x, s, ss –[iz].



Приёмы формирования действий целеполагания


«Работа над понятием»

  • Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например: Притяжательный падеж

  • 1. Что в теме вам известно? (падеж)

  • 2. Какое слово в теме не понятно?

  • (притяжательный)

  • 3. От какого глагола образовано слово «притяжательный»? (притягивать)

4. Знаете ли вы, как образуется притяжательный падеж?


Прием «Мои ладошки»

  • 1. Задаем вопросы.

  • 2. Прошедшее время.


Литература:


1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100», сборник программ-М: «Баласс», 2008.


2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками – М: АПКиПРО, 2006.


3. Проблемно-диалогическое обучение. Новосибирская открытая образовательная сеть.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильясова Лариса Владимировна

Дата: 05.01.2022

Номер свидетельства: 596869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(91) "razvitiie-dietskoi-odariennosti-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-obobshchieniie-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "219487"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434216349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Использование игровых технологий на уроках английского языка ""
    ["seo_title"] => string(70) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "249692"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446963482"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Пед. чтение"Эффективность применения современных педагогических технологий на уроках английского языка""
    ["seo_title"] => string(124) "pied-chtieniie-effiektivnost-primienieniia-sovriemiennykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "310057"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458917169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства