Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Игровые методы в обучении английскому языку"»
Игровые методы в обучении английскому языку в начальной школе.
Игра – это свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для её участников. Игра имеет определённый результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Игровая форма занятия создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Для игры в определённых пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику, имеет ярко выраженную целенаправленность.
Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого учителя. Он должен быть на 100% уверен в её полезности, ему надо продумывать все необходимые детали её подготовки, а также уверенно управлять ею. Простота или сложность организации и проведения игры зависит и от типа игры, и от аудитории, и от характера взаимоотношений учащихся между собой и с учителем, то есть от многих факторов.
Многие методисты подразделяют учебные игры на языковые и коммуникативные. По их мнению, к языковым играм можно отнести те игры, в которых проходит целенаправленная и достаточно жёсткая отработка изучаемого языкового материала на уровне грамматики и лексики. К коммуникативным играм относятся игры, где учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, где учащиеся сами решают, что, кому и как говорить, например, в ролевых играх на заданную тему.
Те же авторы выделяют и другую классификацию игр: фонетические, грамматические, лексические и орфографические игры.
В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых – постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра 1. Учитель произносит слова, предлагая командам по очереди называть, какое слово (из четырёх) отличается от остальных.
Например: man – man – men – man
bad – bed – bad – bad
ship – ship – sheep – ship
live – leave – live – live
Игра 2. Перед началом урока учитель помещает на доске различные картинки. На уроке отрабатывается чтение слов, например: pen – pan, sheep – ship, port – pot, back – bag.
Ученик из одной команды говорит представителю другой: «Point to a ship. Now point to a ship».
Правильно выполнив распоряжение учащийся получает право предложить своё задание представителю первой команды: «Show me a pen. Now show me a pan».
Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
Игра 3. После отработки какого-либо звука, например [ӕ] учитель предлагает командам по очереди называть слова с этим звуком. Выигрывает команда, которая назвала больше слов.
Например: flat bag
back cap
hand man
map black
bad lamp
cat glad
to stand to have
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ
направлены на тренировку учащихся в употреблении лексики, активизацию
речемыслительной деятельности и развитие речевой реакции учащихся.
Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определённым темам «Покупки», «Внешность», «Одежда».
Игра 1. Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова. Участники игры по очереди задают ему вопросы:
Is there the letter… in it?
Does it have a letter?
Если названная буква имеется в задуманном слове, ведущий записывает её в соответствующую клетку и ученик, назвавший её, получает право на следующий вопрос. Если же названной буквы нет в слове, учащийся, задавший вопрос, выбывает из игры. Игру продолжают другие ребята, и побеждает тот, кто назовёт задуманное слово.
Игра 2 «LookSharp» позволяет повторить лексику. Она проводится в быстром темпе, без пауз. В игре принимают участие все школьники. Учитель передаёт одному из учеников линейку и называет любое слово, представляющее собой ту или иную часть речи (или той же теме), и быстро передаёт линейку одному из соседей. Ученик, нарушивший правила игры, выбывает из неё и платит штраф: обычно декламирует стихотворение на английском языке.
Примеры: One – two – three - four – five и т.д. (Часть речи – числительное).
Red – green – blue – brown – white и т.д. (Часть речи – прилагательное).
В другом варианте игры «Look Sharp» ученики, отвечая на вопрос учителя What can you see in the…? называют то, что они могут видеть в комнате (на улице, в парке, на картинке). Учащийся последним назвавший предмет, выигрывает.
Игра 3 «Guess the colour». Сначала учитель выступает в роли ведущего, затем ведущим становится ученик, угадавший цвет флага. Ведущий выбирает флаг, прячет его за спиной. Класс должен угадать, какого цвета спрятанный флаг с помощью вопроса: «Is it red?». Таким же способом мы учим буквы, цифры, школьные принадлежности.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
направлены на запоминание учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, а также создание естественной ситуации для употребления данного образца.
Игра 1. Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continious можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображённый на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например:
P1: Is the girl sitting at the table?
Т: No, she is not.
P2: Is the girl standing?
Побеждает ученик, который угадал действие, изображённое на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.
Игра 2. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window. Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.
Игра 3 «What do you like to do?» Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В самом начале изучения английского языка во 2 классе, во время разучивания алфавита можно играть в разнообразные орфографические игры.
Игра 1 «TheABCGame». Учитель должен иметь два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на 2 команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда учитель произносит слово, скажем, «pencil», ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.
Игра 2 «The Chain of Letters». Все участники игры встают в круг. Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает своё место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времён года, месяцев, дней недели и т.д.
Игра 3 «Дежурная буква». Дежурный называет букву, с которой должны начинаться все слова. Играющие пишут как можно больше слов. На выполнение отводится 2-3 минуты: wall, wish, window… . Если слово написано с ошибкой, оно не засчитывается и сжигает одно набранное очко.
Использование орфографических игр даёт хорошие результаты, позволяет освоить алфавит, знание которого необходимо для дальнейшего обучения чтению.
Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованына каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.