Метод проектов на уроках английского языка (развитие коммуникативной компетенции)
Метод проектов на уроках английского языка (развитие коммуникативной компетенции)
Новые ценности общества и ориентиры образования (личностно-ориентированный подход в обучении, формирование коммуникативной компетентности и духовно-нравственных ценностей учащихся, субъект-субъектные отношения учителя и учеников), а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения: на данном этапе развития образования педагоги все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. В связи с этим всё большее внимание привлекает метод проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках английского языка (развитие коммуникативной компетенции)»
Фурман Елена Николаевна, учитель английского языка
МБУ «Школа № 70» г. Тольятти
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ
В свете стремительных изменений социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная и ряд других. А с изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности. Новые ценности общества и ориентиры образования (личностно-ориентированный подход в обучении, формирование коммуникативной компетентности и духовно-нравственных ценностей учащихся, субъект-субъектные отношения учителя и учеников), а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения: на данном этапе развития образования педагоги все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. В связи с этим всё большее внимание привлекает метод проектов.
Приобретя огромную популярность в двадцатом веке, метод проектов получил широкое применение в практической педагогике, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых. Так Е.Ф. Бехтенова [4] рассматривает в своем исследовании условия формирования проектной деятельности учащихся; влиянию метода проектов на формирование мотивации к учению и повышение познавательного интереса школьников посвящены работы Е. Евдокимовой и О.А. Гребенниковой. В исследованиях Е.С. Полат большое внимание уделено использованию информационных технологий в реализации метода проектов. В.В. Малая исследует метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся.
Значительное число исследований посвящено использованию метода проектов в обучении иностранным языкам. Среди них научные работы Н.Ю. Абышевой,
Т.В. Березиной, Е.С. Полат, И.Л. Бим и других исследователей.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточной исследованностью факторов и условий эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку.
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов на уроках иностранного языка, условия его эффективности при обучении английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку учеников среднего и старшего звена.
Предмет исследования – использование проектной методики в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования: использование метода проектов на уроках английского языка в средней школе будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
наличие выбора темы проекта и форм организации работы;
систематическое развитие навыков проектной деятельности;
различные способы формирования проектных (исследовательских) групп;
учёт особенностей эмоциональной сферы обучающихся, повышение значения презентационно-оценочного этапа работы.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты.
Определить сущностные характеристики метода проектов.
Выявить особенности использования метода проектов при обучении иностранным языкам.
Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.
Выявить условия эффективного применения метода проектов в обучении английскому языку.
Разработать методические рекомендации по организации проектной работы на уроках иностранного языка.
В качестве методов исследования были выбраны теоретический анализ психологопедагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме, а также эмпирические методы – беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение и др.
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В нашем исследовании понятия «метод проектов» и «проектная методика» являются синонимами.
Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже около ста лет. Научным описанием метода проектов, основываясь на постулатах прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления», занимались видные американские педагоги и философы Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «всё из жизни, всё для жизни». Дж. Дьюи подчеркивал необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятельности для реальной жизни [7; c. 94].
В 20-е гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги Б.В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий. Его широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел [8].
Сравнительный анализ истории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся [6, c. 19].
Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия.
Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.
«Метод – дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания» [10; с. 43].
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы – технологию. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.
В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Понятие компетенция, принятое научным сообществом благодаря работам американского лингвиста Н. Хомского (1972), используется в методике преподавания языка при определении общих и частных целей и содержания обучения.
Одно из значений многозначного слова компетенция, зафиксированное в словарях, – это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-либо имеет хорошие знания.
В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку.
Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность. Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция – это комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения, компетентность – это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции [1].
Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия.
Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, развивает личностные качества учащихся и способствует формированию коммуникативной компетенции.
В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 1990-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение [11, c. 46].
Довольно подробно изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимается Е.С. Полат. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка как средства для «формирования и формулирования мысли», выдвигая следующие выводы:
Необходимость активной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции.
Важность предоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей».
Необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».
Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся» [5]. Для чего, безусловно, подходит проектная деятельность.
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты:
сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
использование комплекса знаний и навыков из различных областей;
соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;
ориентация на практический, социально-значимый результат [2].
Анализ и обобщение различных подходов к структурированию проектной деятельности позволяет выделить следующие её этапы:
Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.
Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.
Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.
Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов [9].
Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит, работает на социализацию ученика.
Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям.
Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (разновидность – парные) [3; c. 12].
Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е.С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов [8].
Применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в так называемой «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата;
коммуникативная направленность проектов;
приоритет групповой работы в проектной деятельности;
повышение роли презентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта и рефлексия [5].
Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на уроках иностранного языка.
В ходе исследования в 2011 году мы предложили учащимся МАОУ ИГОЛ им. Е.Г. Лукьянец ответить на ряд вопросов, связанных с проектным методом. Цель опроса – выяснить, интересна ли такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Детям были заданы следующие вопросы:
Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?
а) книги; б) периодическая печать; в) интернет; г) учитель; д) другие источники
(укажите какие)
Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) да; б) нет
Подготовка проектов потребовала много времени, оторвала Вас от более важных и интересных дел?
а) да; б) нет
Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) да; б) нет
Анкетирование обучающихся проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически:
Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги – 15%.
б) Периодическая печать – 5%.
в) Интернет – 65%.
г) Учитель – 10%.
д) Другие источники – 5%.
Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да – 92%.
б) Нет – 8%.
Подготовка проектов потребовала много времени, оторвала Вас от более важных и интересных дел?
а) Да – 20%
б) Нет – 80%
Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) Да – 100%.
б) Нет – 0%.
Основные выводы:
Мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Сегодня идеи, которые был призван реализовать разработанный столетие назад метод проектов, вновь значимы в широких кругах педагогической общественности, и использование проектной деятельности в современной школе становится всё более актуальным. Ведь при помощи учебного проекта можно принципиально реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным и увлекательным, и поэтому более эффективным. Проектное обучение способствует общему развитию учащихся, осознанию ими себя как члена группы, расширению и углублению языковых знаний и коммуникативных умений. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках, средствами иностранного языка.
В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных потенций и языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:
Проекты на тему «Система школьного образования в России и странах изучаемых языков». Проблема: можно ли построить «всемирную» школу будущего, взяв всё положительное, что есть в системах образования России, Великобритании, США?
Какой вы её (школу будущего) представляете?
Проекты на тему «Культура России и стран изучаемых языков». Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?
Проекты «Средства массовой информации». Проблема: действительно ли влияют средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?
Проект «С чего начинается Родина?» начинается с постановки проблемы: с чего начинать изучение нашей Родины, республики, района, деревни?
Проект «Ишим – туристическое место назначения». Проблема: как привлечь иностранных туристов в наш город?
Анализируя наш опыт поиска проблем и разработки учебных проектов, можно отметить, что систематическое использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка действительно способствует интеграции школьников в различные среды – социальные, языковые и т. д.
Наши ученики были активно включены в реальную деловую коммуникацию, совместную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального личностно значимого результата. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов, коммуникативной компетенции.
В ходе нашего исследования были разработаны некоторые методические рекомендации по организации проектной работы (советы учителям, осваивающим метод проектов), примерные алгоритмы работы над проектом и оценивания проекта, схема презентации проекта и другие исследовательские материалы (см. приложения).
А учителям, заинтересовавшимся и намеревающимся освоить эту технологию, хочется сказать: для того, чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать настоящее удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство, которое способствует повышению личной уверенности учащихся, развивает «командный дух», коммуникабельность и умение сотрудничать, обеспечивает механизм критического мышления и умение искать пути решения проблемы, а также развивает у учащихся исследовательские умения, творческие способности и самостоятельность.
Библиографический список
Абышева, Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf.
Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре
Венедиктова, С.А. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка.
[Текст] // ИЯШ, 2002. – № 1. – C. 11-14.
Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / Л.Иванова // Учитель. – 2004. – №6. – С. 11-15.
Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] // http://orus.slavica.org/node/235.
Нехорошева, А.В. Из опыта работы по проектной методике [Текст] // ИЯШ, 2002. – №1.
– C. 18-21.
Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. – №4. – С. 93-96.
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] // http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ, 2002. – №3. – C. 41-46.
Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку [Текст] // Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. – № 3. – C. 46-48.
Приложение 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
(И НЕ ТОЛЬКО)
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.
Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете).
Учитель на уроках, где планируется проектная деятельность учащихся, должен стать практически сторонним, но квалифицированным наблюдателем. Это необходимо для того, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Итак, на первом уроке учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему, но совершенно самостоятельно.
Далее учитель предлагает попробовать найти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать наводящие вопросы, которые не уведут ребят слишком далеко от задуманного учителем сценария. Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остается четыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательских групп). И вот тогда учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал). На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.
В конце концов, в результате такого коллективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются (но опять же не навязываются группе; если группа по какой-то причине не согласна с мнением большинства, ей предоставляется право идти своим путем, но искать доказательства своей правоты).
На протяжении последующих уроков учитель может работать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть времени урока на работу над данным проектом, используя разные методы. Основная же поисковая деятельность происходит во внеурочное время. На уроке могут проводиться какие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие специального оборудования, обсуждения в группах или коллективно и т. д.
И, наконец, на сдвоенном уроке происходит защита проектов (по гипотезам). Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет, какую систему и какие средства доказательств она представит. Учитель на таких уроках – опять практически сторонний наблюдатель.
После защиты гипотезы группой остальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам исследовательской группы любые вопросы по теме проекта. Класс либо соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа всегда имеет право выбора!
После того, как все гипотезы нашли свое подтверждение или какая-то оказалась отвергнутой, ребятам предлагается заглянуть немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, обнаруженные в результате достигнутого.
В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика новых проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какомуто сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их системного творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне естественно интеграция знаний.
Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» – дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое регламентировать нельзя никак.
Результаты выполненных проектов должны быть вполне материальны, то есть каклибо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т. д.).