Просмотр содержимого документа
«Компетентность педагога на основе результатов оценочных процедур»
Компетентность педагога на основе результатов оценочных процедур
В современном обществе все большее значение придается иностранным языкам как средству общения между различными культурами. В свете подписания Россией Болонского соглашения во много раз увеличивается значимость изучения иностранных языков в высших учебных заведениях, что, несомненно, будет способствовать эффективному вхождению России в общеевропейское образовательное пространство.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", — гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время-это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура "ФГОС". И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к. формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Для успешной реализации поставленных перед ним задач, он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:
выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;
прогнозировать результаты;
создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника.
В современных условиях реформирования образования, радикально меняются образовательные функции педагога, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма, личностного роста.
А что такое профессиональная компетентость?
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Лат.: prpfessio - официально указанное занятие, профессия; competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным.
В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств.
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения в первую очередь сформулировали требования к учителю, который становится не "транслятором знаний", не "урокодателем", а человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка ,класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности ,стимулирования творческой деятельности учеников. Именно поэтому существенно меняется роль учителя: от транслятора знаний он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника.
Профессионально-компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:
коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),
исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),
компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),
акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.
«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся».
Следует пояснить, что содержание понятия «компетентность» значительно шире таких понятий, как «знания» или «умения», или «навыки». Следует различать термины «компетентность» и «компетенция». Проводя различие между данными понятиями, ряд авторов отмечает, что компетентность выступает в качестве результата научения (обученности), в то время как компетенция - это компетентность в действии. При этом выделяются такие оценочные параметры, как усвоение (знаний, навыков, умений) и применение (имеющее отношение к выполнению деятельности).
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
Обобщение собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга , к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Широкое применение терминовкомпетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.
В настоящее время одним из компонентов современных УМК по иностранному языку является Языковой портфель, который имеет структуру, приближенную к структуре Европейского языкового портфеля. Языковой портфель служит для того, чтобы ученик сам фиксировал в нем свои достижения, анализировал и выявлял трудности, ставил перед собой дальнейшие задачи
На основании теории работы с Портфолио по иностранному языку (Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко) целью Портфолио по иностранному языку является формирование межкультурной компетенции учащихся.
· отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;
· исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
· изучать особенности себя как личности и развивать уверенность в себе;
· развивать письменные навыки;
· обеспечивать преемственность в процессе обучения.
Структура языкового портфолио включает три раздела, а именно: «Языковой паспорт», «Языковая биография», «Досье». Все работы собираются в хронологическом порядке.
Раздел 1. «Языковой паспорт: в нем дети анализируют свой небольшой опыт изучения языка через предложенную учителем анкету.
Раздел 2. «Языковая биография» предназначена для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения иностранным языком. Сюда заносятся листы самооценки после изучения определённых тем и разделов, а также по итогам четвертей. В данном разделе содержится страничка для родителей, в которой они дают оценку работе своего ребёнка.
Раздел 3. «Досье» свидетельствует об успехах учащегося в овладении языком и может иметь следующие разделы: «Мои творческие работы», «За пределами урока», «Контрольная работа. Достижения», «За страницами учебника». Сюда включены «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными отметками), тетрадь дня контрольных работ с отметками, автобиографические записи, работы по чтению, словарные работы, стихи и рассказы, написанные учащимся; индивидуальные и групповые проекты (фотографии, картинки, коллажи, слайды, видео), работы, выполненные на компьютере.
По желанию учитель может включать дополнительные разделы, например, раздел, где содержатся лексические и грамматические материалы в помощь детям при изучении определённой темы (опорные таблицы и схемы, памятки, алгоритмы), которые учащийся может видоизменять по мере прохождения материала.
В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка.
Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:
Учитель начинает видеть, что его не понимают.
Учитель видит, что именно не понимают.
Учитель осознает, почему его не понимают.
Учитель видит , что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.
Учитель способен добиться понимания за минимальное время.
Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.
Эффективным способом повышения профессиональной компетентности учителя иностранного языка является анализ урока. Этот метод помогает повысить качество обучения; улучшить процесс преподавания; помогает учителю осмыслить уровень теоретических знаний, способов, приемов работы на практике, в процессе взаимодействия его с классом и конкретными учениками; дает возможность оценить педагогом свои сильные и слабые стороны; помогает определить нереализованные резервы и ресурсы, выделить индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Содержание компетенции:
Социокультурная компетенция
межкультурное взаимодействие;
языковое и речевое развитие, овладение культурой родного и иностранного языков;
Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития
самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие;
социальная, личностная и деятельностная рефлексия;
Информационно-технологическая компетенция
овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации;
применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя иностранного языка
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.
Итак, оценка профессиональной компетенции учителя основана на трех базовых параметрах: Коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной) Общепедагогической профессиональной компетенции (умениях в планировании, в обеспечении контроля и оценивания, организационных, аналитических, исследовательских, профессионально-коммуникативных умениях) Общекультурной и филологической компетенции.