Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный подход в обучении иностранному языку учащихся младших классов»
РМО учителей иностранного языка Озинского района
Доклад
по теме
«Коммуникативный подход в обучении английскому языку
в рамках реализации ФГОС. Начальная школа – закладываем базу
для дальнейшего изучения языка»
Подготовила:
учитель иностранного языка
МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Жаркова С.С.
2024-2025 учебный год
Главная цель обучения иностранному языку в школе согласно ФГОС – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком.
Коммуникативная методика (The Communicative Approach) – одно из наиболее перспективных направлений. Приобрела популярность в конце 20 века и до сих пор является самой действенной альтернативой привычному заучиванию правил.
Основная идея заключается в погружении малышей в языковую среду и традиционный быт страны. В начальной школе эта методика включает:
чтение и работу с детской художественной литературой в оригинале,
просмотр мультфильмов в оригинале,
активная работа в парах и мини-группах,
проработка реальных жизненных ситуаций на иностранном языке,
большое количество разговорной практики,
направленность внимания учащихся на цель и содержание высказывания.
В соответствии с данной методикой на уроках дети активно общаются друг с другом, выполняют творческие задания и учатся взаимодействию между собой и с учителем.
Для успешной практики в рамках коммуникационной методики учитель должен опираться на такие ключевые аспекты:
работа с мотивацией детей с помощью вовлекающего контента;
использование актуальных тем или интеграция английского и других предметов;
формирование активного лексического запаса;
поддержание здоровой и дружелюбной атмосферы, способствующей взаимодействию и общению;
наделение учеников личной ответственностью за уровень владения речью;
снятие барьеров и страхов, связанных со свободным общением на английском языке.
При правильном распределении аудиторного времени дети хорошо усваивают грамматику, учатся свободно общаться, развивают социальные и творческие навыки, применяя и закрепляя все грамматические конструкции в ходе живой беседы.
С приходом коммуникативного метода обучения внимание переместилось на реальные жизненные ситуации и оригинальные английские тексты. Коммуникативный подход предполагает, что процесс обучения центрирован на ученике. Поэтому задача учителя как организатора учебного процесса – создание в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных заданий. Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Наша с вами цель - направить учащихся на выполнение языковой задачи.
Говоря об учебных материалах, используемых при коммуникативном обучении иностранному языку, следует отметить их практически неограниченное разнообразие.
Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером. В ходе составления диалогов систематически развиваются все виды речевой деятельности. Более того, диалоги способствуют созданию дружественной, раскрепощенной атмосферы на уроке, которая помогает каждому учащемуся забыть о языковом барьере и в полной мере раскрыть свой потенциал.
Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.
Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения:
имитационные;
повторительные;
трансформационные;
подстановочные (таблицы);
упражнения игрового характера.
Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Поэтому необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.
Упражнения должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются различные коммуникативные задания и коммуникативные игры. Чем больше игровых приемов использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. Игра рассматривается как ситуативно – вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Прекрасно зарекомендовавшим себя методом при использовании коммуникативного подхода в обучении является метод TPR (TotalPhysicalResponse) – это метод активного использования языка жестов и действий. Этот метод еще называют методом полного физического реагирования. Активные игры по методике Total Physical Response нацелены на восприятие языка через органы чувств и подходят для кинестетиков, аудиалов и визуалов.
При использовании коммуникативной методики при обучении учащихся младших классов необходимо учитывать их особенности развития, а именно:
- ограниченный объем оперативной памяти;
- неустойчивость внимания;
- быстрая утомляемость, с трудом сидят на месте;
- импульсивность;
- преобладание наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическим;
- преобладание диалогической речи над монологической;
-информация запоминается, если поступает через большее количество каналов восприятия (Total Physical Response);
- предрасположенность к кинестетическим формам работы, но используют все виды чувств;
- предпочтение изучать целое, а не частное;
- быстрое забывание;
- преобладание механической памяти над логической;
- отсутствие сдерживающих факторов при говорении;
- отсутствие боязни делать ошибки;
- способность имитировать, воображать;
- любопытны;
- нуждаются в поддержке и похвале.
Особенности обучения детей младших классов:
- частая смена деятельности на уроке;
- многократное повторение материала;
- наглядность (картинки, игрушки, схемы, видео);
- доброжелательная атмосфера на уроке, частая похвала учителя даже за незначительные достижения;
- разнообразие форм работы на уроке (парная, групповая);
- учитель при работе с материалом задействует все каналы восприятия (Total Physical Response).
Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. При этом исчезает “чистота коммуникативного метода”, но повышается результативность работы.
Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется очень эффективной.
Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи.