Просмотр содержимого документа
«"Коммуникативно - деятельностный подход в обучении иностранному языку"»
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
«Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность,
чем грозная необходимость».
Святого Августин.
Как мы все с вами знаем в современном мире знание английского языка считается нормой для активных и целеустремленных людей. Если Вы можете свободно общаться на английском языке, это значительно расширяет Ваши жизненные перспективы. Именно это я и хочу доказать своим ученикам.
В наше время современный подход к образованию в условиях введения и обсуждения новых образовательных стандартов диктует необходимость серьезного обновления его содержания и повышения роли коммуникативной направленности обучения.
Как все мы знаем в методике существует классификация различных современных технологий обучения, которыми необходимо пользоваться на уроках:
-когнитивные(проектная деятельность ,конференции, круглые столы, дискуссии)
-сотрудничающие(драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов)
-здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка),.
Коммуникативный – деятельностный подход – это современный подход к обучению, который означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося, а так же его интересов. Для меня важно что, этот подход способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке.
Коммуникативно-деятельностный подход успешно используется во всем мире и по оценкам педагогов является наиболее полным и совершенным, решая задачу освоения иностранного языка. Суть его заключается в признании того, что язык требуется человеку для общения в различных сферах деятельности.
Объектом обучения с позиции названного подхода должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как аудирование, говорение, чтение, письмо.
Т.о. процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации.
Методическим содержанием К.-д. п. являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися (Зимняя, 1989).
Перед собой я ставлю следующую цель: обучение свободному ориентированию в иноязычной среде, умению адекватно реагировать в различных ситуациях и готовности к речевому общению.
Исходя из данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
-ориентировать занятия по языку на обучение общению и использовать язык с целью обмена мыслями.
-поддерживать у обучающихся потребности в общении.
-реализовать принцип индивидуализации, (так как «овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий»).
- формировать социокультурную компетенцию,т.к изучение страноведения.
Для себя я выделила следующие положительные особенности данного подхода при обучении иностранному языку:
-использование упражнений, максимально воссоздающих значимые для учащихся ситуации общения;
- параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;
- учет индивидуальных особенностей учащегося;
- ситуативность процесса обучения, которая стимулирует речевую деятельность.
- повышение мотивации и познавательной активности при обучению иностранному языку.
- основан на гармоничном сочетании коммуникативной методики с инновационными элементами и приемами преподавания. Методика предполагает максимально возможное погружение ученика в языковой процесс, то есть использование родного языка ученика, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемого сводится к минимуму.
- обучение ведется в комплексе, подводя учащегося к использованию базовых знаний в различных обстоятельствах.
Как и все учителя иностранного языка, я работаю над основными видами деятельности, которые помогают мне решать выше поставленные задачи.
Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная.
Для обучению говорению я часто использую
1) ролевые игры (Role Games), с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределением между учащимися ролями и межролевыми отношениями, которые я считаю наиболее эффективными на начальном этапе обучения.
Все мы знаем, как легко формируется языковой барьер у более слабых детей. Для меня, как для учителя особенно важно то, что ролевая игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Я особенно стараюсь мотивировать и активизировать более слабых детей.
В среднем звене я активно использую лексико-смысловые и аналитические таблицы,case-technology «кейс» - технологии, коммуникативные приемы «Снежный ком», «Составление рассказа по цепочке».
В старших классах моим ребятам очень нравятся дискуссионные игры. Сoдержанием таких дискуссий может быть любая проблема реальной жизни
По-моему мнению использование ролевых игр решает еще и очень важную здоровьесберегающую задачу, которая является одной из основных в современной методике
Кроме того, ребята любят решать
1)проблемные ситуации (discussing problems) это задания, основанные на критическом рассуждении, на предложении, на догадке, на интерпретации фактов, на умозаключении.
Для учащихся среднего и старшего звена я создаю абстрактные и проблемные ситуации, в которых они выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают моё мнение или мнение своего одноклассника
Созданию проблемных ситуаций помогают:
-различные (dialogue vocabulary) речевые клише;
-опоры (например, я думаю (I think), я считаю (I suppose), яполагаю (I suggest), насколькомне, известно (As far as I know) ит. д.)
-ситуативные картинки (« В магазине In the shop», «Утром In the morning»)
-перестановка действующих лиц; Этот прием вносит элемент творчества.
-добавление новых персонажей
-аргументирование (Фильмы должны быть развлекательными. Кто за? Кто против?)
Я думаю, вы все согласитесь, что если учащиеся “пропустят ситуацию через себя”, это повысит эффективность усвоения иностранного языка.
Наиболее высокий уровень владения языком мы можем формировать
1) в свободном (спонтанном) общении (Free communication).
Его особенности:
- содержание не всегда предсказуемо
- требуется активная мобилизация речемыслительных резервов предшествующего речевого опыта
При обучении говорению не стоит забывать о работе над диалогической и монологической речью.
Работая над грамматикой и лексикой, я стараюсь подавать коммуникативные единицы комплексно.
В процессе решения моделируемых речевых ситуаций, близких к реальным я использую следующие упражнения:
-упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления
-упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение)
-упражнения в трансформации
-вопросно-ответные упражнения
- репродуктивные упражнения
-переводные упражнения
Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи
Следующие виды деятельности, которые я тоже подаю с точки зрения К.-Д. подхода это чтение и письмо.
Я думаю что, чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
-использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
-коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
-упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
Система работы с текстом
При работе с любым текстом, как мы знаем, можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый(Е.Н.Соловова).
На Дотекстовом этапе (этап антиципации) я использую следующие упражнения и задания:
1. Работа с заголовком.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Переходя к Текстовому этапу я можно предложить следующие упражнения и задания.
1 Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить
2 Ответить на предложенные вопросы;
3 Подтвердить правильности/ложности утверждений
4 Описать внешность/место события/отношения кого-либо к чему-либо
5 Догадаться, как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста
Работая на Послетекстовом этапе с детьми, я делают упражнения и задания как
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними
2. Доказать, что
3. Охарактеризовать
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
7. Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.
Если же говорить о письме мы с детьми пишем письма друг другу или воображаемому другу по переписке, рассказывая о себе, о событиях в своей жизни. Детям более младшего возраста нравиться писать письма Санта Клаусу, так же поздравительные открытки, сделанные своими руками.
С широким развитием социальных сетей, я так же использую этот ресурс для общения с детьми на английском языке
Кроме того я бы хотела выделить ещё несколько наиболее эффективных методов.
Высокой коммуникативностью характеризуется метод проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит мыслить творчески и критически. На всех этапах работы постоянно отслеживается, деятельность каждого ученика.
Довольно эффективным является применение технологии сотрудничества, в частности приёма “Обучение в команде”, который способствует усилению мотивации учащихся, созданию комфортной среды для каждого, облегчает формирование коммуникативных навыков и умений. Это делает урок не только более разнообразным, но и способствует воспитанию сотрудничества и взаимоуважения.
Безграничные возможности для развития коммуникативной компетенции открывает интернет. Учащиеся могут переписываться по электронной почте со сверстниками-носителями языка, участвовать в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании, международных интернет – проектах. Все это способствует установлению межпредметных связей, повышению уровня владения языком, развитию общего кругозора, получению специальных знаний.
Это делает урок более современным
Не стоит забывать и о внеклассной деятельности, которая обладает огромным потенциалом для формирования коммуникативной компетенции.
У нас в школе проходят:
-неделя иностранного языка
-серия интересных уроков для маленьких детей проводят учащиеся старших классов
-праздники.
Я бы хотела сказать, чтобы добиться высоких результатов в своей работе, учителю, прежде всего, необходимо заниматься самообразованием. Для этого:
-изучать современные методическую литературу и нормативно-правовые документы
-проходить курсы
-обмениваться опытом со своими коллегами
-изучать интернет ресурсы
-участвовать в учительских сообществах в интернете