В работе представлена классификация ролевых игр. В разработке рассмотрены преимущества использования ролевых игр. Автор делится своим опытом проведения ролевых игр с учащимися 3-7 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ролевых игр.»
Классификация ролевых игр.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.Ролевая игра– метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [9, c. 203].
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. Игра мотив положительные эмоции постановка цели активная мыслительная деятельность осознание учебного материала (запоминание) результат обучения (знания).
Также ролевые игры можно разделить на три группы. Первая группа составляет грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствующие формированию речевых навыков. Основное внимание уделяется грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики [5, c. 101].
Вторая группа называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Лексический и грамматический аспекты языка существуют в тесной взаимосвязи, поэтому в процессе обучения они должны быть неразрывны.
При отборе лексического и грамматического материала необходимо учитывать:
Его коммуникативную значимость для детей,
Объективную сложность;
Способность данной лексики и данной грамматической операции к взаимному согласованию. К третьей группе можно отнести коммуникативные игры.
Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения. Имеются 2 основных типа коммуникативных игр:
Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели.
Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к общей цели. Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения нарушают правильное использование языка.
Игры на соответствие: игры основываются на мозаичном принципе, где каждый игрок группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений. Только одно из них разделяется каждым в группе. Через дискуссию группа определяет, что является более предпочтительным в данной ситуации.
Игры по обмену или сбору информации: игроки имеют определенные предметы или карты, которыми они охотно обмениваются для того, чтобы заполнить набор. Это может быть разыграно всем классом, где игроки свободно циркулируют, обмениваясь статьями или картами или в качестве межгрупповой деятельности.
Также рассматривая ролевую игру, как один из методов обучения, можно выделить следующие ее виды:
контролируемая;
умеренно-контролируемая;
свободная;
эпизодическая;
длительная.
Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее приготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог должен быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое накопление, другую форму вопросов и ответов [7, c. 23].
Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие.
Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.
Наиболее сложным являются свободная и длительная ролевые игры, которые дают возможность для инициативы и творчества.
Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Учитель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом если потребуется, он помогает учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или показывает какую-то другую помощь.
На уроках английского языка можно провести различные игры. Учащиеся участвовали в ролевой игре «Профессии» (ребята изображали профессию, рассказывали о себе, отвечая на вопросы одноклассников по полученной карточке). Учащиеся также принимали участие в лексических и грамматических играх (карты, лабиринты, настольные игры).
Ученики 7-го класса принимали участие в лексико-грамматической игре, «Назови слова» (нужно было подобрать синонимы, антонимы, неправильные глаголы к словам из настольной игры), в грамматической игре «Удивительные глаголы» (нужно было подобрать формы неправильных глаголов, поставить глагол в правильную форму, подобрать глаголы-синонимы, глаголы-антонимы к словам и выражениям из лабиринта).
Ребята 5-го и 7-го классов играли в грамматическую игру «Крестики-нолики» (ставили глагол в нужную временную форму).
Учащиеся 7-го и 3-го классов принимали участие в лексической игре «Домино» (нужно было соединить картинку с действием или словом).
Ребята 7-го класса играли в коммуникативную игру ток-шоу «Расскажи о себе», в которой учащиеся спонтанно отвечали на вопросы за «круглым столом».
Ученики 3-го класса участвовали в коммуникативной игре «Конфетки» (вопросы-ответы).
Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевая игра на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга [5, 30].
Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:
Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные
а) формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.
Ролевая игра ставит учащихся в ситуации в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.
Некоторые люди часто учат английский для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.
Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в классе и повышает мотивацию).
Благодаря широкому разнообразию и коммуникативной направленности игры можно включать на любом этапе изучения лексики иностранного языка. На начальном этапе изучения лексики они будут представлены в виде игровых упражнений, которые облегчат запоминание новых слов. На заключительном этапе уместны ролевые игры и игровые ситуации, которые и приведут к главной цели изучения новой лексики – общению.
Комбинированная деятельность: Игроки должны обыграть определенную информацию для того, чтобы организоваться в группы, такие как семьи или люди, живущие в одной и той же квартире.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2, 173].
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, ролевая игра это метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. Ролевая игра дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируется не только знания, но и развиваются коллективные формы общения [8,176].
Список литературы
1. И. В. Верещагина, Т.А. Притыкина «Книга для учителя» (2-3 класс).
2. Е.А. Маслыко, П.К Бабинская, А.Ф. Будько, СИ Петрова; Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, «Высшая школа».
3. И.Л. Шолпо; Как научить дошкольника говорить по - английски. СПб., «Специальная литература», 1999.
4. Абалкина, П.И. Совершенствование методики преподавания английского языка: учебник / П.И. Абалкина. – М.: ВЛАДОС, – 2005. – 345 с.
5. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: учебное пособие / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2008. – 237 с.
6. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе – 2010 – №1. – с. 34 – 38.
7. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение: учебник / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика 2006 – 132 с.
8. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения: учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск: Петра Системс, 2007. – 298 с.
9. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: учебное пособие / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение 2006. – 298 с.