На современном этапе обучения иностранным языкам основной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Овладевая данной компетенцией, учащиеся становятся конкурентно способными членами общества, так как могут понимать и использовать языковой материал в устной и письменной видах речи, в соответствии с ситуацией и целью общения.
Обучение иностранному языку в старших классах направлено на совершенствование навыков коммуникативной компетенции. Согласно мнению многих методистов, ролевая игра и проектная методика являются эффективными формами активизации коммуникативной компетенции учащихся. В данной работе мы исследуем ролевую игру, так как данная форма взаимодействия максимально приближена к реальной ситуации межличностного общения и соответствует возрастными психологическими особенностями учащихся старших классов.
Рассмотрим функции ролевой игры, поскольку эта информация важна для выбора учителем места ролевой игры в учебном процессе.
1. Компенсаторная
Ролевая игра компенсирует несоответствие потребностей учащихся их возможностям. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своей обычной деятельности и расширить ее. Таким образом, реализуется компенсаторная функция ролевой игры.
2.Мотивационно-побудительная функция
Ролевая игра побуждает к естественному межличностному общению, активизируя речемыслительные процессы учеников.
3. Ориентирующая функция
Ролевая игра ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника; развивает умение контролировать свои поступки и давать объективную оценку поступкам других.
Существует несколько классификаций ролевых игр:
4.Обучающая функция
Ролевая игра способствует развитию и совершенствованию речевых навыков и умений диалогической и монологической видов речи в ситуации межличностного общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевые игры на уроках английского языка. »
Ролевые игры на уроках английского языка.
Аккалжанова Айнур Абаевна, учитель английского языка
Актюбинский областной многопрофильный специализированный лицей-интернат им Есет-батыра
На современном этапе обучения иностранным языкам основной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Овладевая данной компетенцией, учащиеся становятся конкурентно способными членами общества, так как могут понимать и использовать языковой материал в устной и письменной видах речи, в соответствии с ситуацией и целью общения.
Обучение иностранному языку в старших классах направлено на совершенствование навыков коммуникативной компетенции. Согласно мнению многих методистов, ролевая игра и проектная методика являются эффективными формами активизации коммуникативной компетенции учащихся. В данной работе мы исследуем ролевую игру, так как данная форма взаимодействия максимально приближена к реальной ситуации межличностного общения и соответствует возрастными психологическими особенностями учащихся старших классов.
Рассмотрим функции ролевой игры, поскольку эта информация важна для выбора учителем места ролевой игры в учебном процессе.
1. Компенсаторная
Ролевая игра компенсирует несоответствие потребностей учащихся их возможностям. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своей обычной деятельности и расширить ее. Таким образом, реализуется компенсаторная функция ролевой игры.
2.Мотивационно-побудительная функция
Ролевая игра побуждает к естественному межличностному общению, активизируя речемыслительные процессы учеников.
3. Ориентирующая функция
Ролевая игра ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника; развивает умение контролировать свои поступки и давать объективную оценку поступкам других.
Существует несколько классификаций ролевых игр:
4.Обучающая функция
Ролевая игра способствует развитию и совершенствованию речевых навыков и умений диалогической и монологической видов речи в ситуации межличностного общения.
5. Воспитательная функция
Ролевая игра развивает навыки коллективного общения; активной деятельности; дисциплинированности; наблюдательности и внимательности.
1) по форме; 2) По исходной ситуации общения ; 3) по возрасту.
Итак, рассмотрим более подробно данные классификации.
1) По форме – в парах (интерактивный диалог) и в группе – полилог; 2)По исходной ситуации общения:
а) Умеренно-контролируемая
Программа проведения игры разрабатывается учителем;
Учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие;
Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу.
б) Свободная
Обстоятельства общения формулируются учителем;
Учащиеся определяют тему общения, разрабатывают сценарий игры, подбирают соответствующий материал и производят поиск информации, используя рекомендуемую литературу.
в) Сценарная
Данная ролевая игра обычно используется при работе с художественнымитекстами. Учащиеся разрабатывают программу и сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы.
3) по возрасту
Все виды выше указанных ролевых игр, в старшем школьном возрасте, имеют имитационный характер познавательного содержания. Имитационная ролевая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности учащихся. Имитационные деловые игры соответствуют возрастным особенностям учащихся старших классов, профессиональной ориентации школьников, задачам их воспитания и всестороннего развития .
Важно заметить, что участвуя в ролевых играх, учащиеся осуществляют речевую практику максимально эффективно. Все участники совершенствуют навыки, как устной речи, так и навыки аудирования. Ролевые игры способствуют реализации развивающих, учебных и воспитательных целей обучения, а самое важное они создают условия для формирования и активизации коммуникативной компетенции учащихся .
Я являюсь учителем , поэтому далее будет представлена авторская разработка урока английского языка с использованием имитационной умеренно-контролируемой и свободной ролевых игр. Уроки были проведены в 11 классах..
Игровые методики были адаптированы к теме «Character and Career», которую учащиеся проходили на данном этапе обучения. Данная разработка может быть использована для закрепления лексики по указанной теме, совершенствования навыков аудирования, диалогической речи и умения работать в парах . В качестве подготовки к уроку, учащиеся выучили дефиниции по темам характер и профессии.
Cценарий урока в 11-м классе ”How to Choose the Right career” c использованием умеренно-контролируемой и свободной ролевых игр.
T: Good day, everybody! I’m glad to see you!
Pls: We are glad to see you too!
T: Sit down, please. I’d like to begin our lesson with a statement of a wise man. Listen to it and try to guess its author and the topic of the lesson.
“If you choose a job according to your interests and skills you won’t work a single day in your life as you’ll get money for doing your hobby. Have you got any idea?
P1: I think it was said by Confucius.
T: Oh, exactly! And what is the topic of the lesson?
P2: I think we are going to speak about careers.
P3: In my opinion we are going to discuss steps of choosing a career.
T: Well done! Who can comment on the statement of Confucius?
P4:In my opinion, Confucius wanted to draw attention to choosing the right career that will help us to become happy and successful.
T:Do all of you agree with your group mate? (pupils agree)
Now look at the screen. Here you can see a list of actions. What are they for?
List your personal preferences and needs
Be ready to pursue your career
List your passions and interests
Take the career advice
Research the job market
P6: I believe these are the steps of choosing the right career.
T: ok. Think if they are given in the logical order. Share your opinion in groups of 5. (pupils discuss the information on the screen for 3 min)
P1: Could you tell me what the verb “to pursue” means.
T: It means: to make your job a career. So who wants to be the first to discuss the ways of choosing the right career?
P4 of the 1st group: We think that 1-d, 2-c, 3-a, 4-b, 5-e.
P5 of the 2nd group: We disagree with our group mates. Our variant of finding the career for life is the following: 1-c, 2-e, 3– a, 4-d, 5-a.
T: Well both groups are right in some steps. Now watch the video and check your answers.
Pls of the 2nd group: We were right on 2 points.
Pls of the 1st group: We guessed the last step.
(key: c, a, b, d, e)
T: Nowwatch the video again and match the steps of choosing a career with the suitable actions. And answer the question: what professions did Van Gog have before becoming a painter?
Step 1
a think of the lowest income you will agree with and decide if you are ready to live in a different place
Step 2
b consult with a career counselor and do the assessment test to find out your talents and temper
Step 3
c think if you like working with your hands, teaching, helping others, managing money, selling or creating things
Step 4
d. look for jobs that will match your type of personality and skills
Step 5
e list things that you are good at and which you enjoy doing
Step 6
f be ready to retrain and keep up with the demand for change if you want to make a successful career
Pupils check each other’s answers. (key: c, e, d, a, b, f)
T: So do you agree with all these steps of choosing the right career?
Pupils agree.
T: And have you already chosen your career?
P2: I have chosen two professions. They are doctor and computer programmer.
T: Ok. But don’t you think these ones are too different?
P2: Well, yes. I’m going to think it over. I’ll follow all above mentioned steps to make the right choice.
T: Well, now let’s play the game “find someone who”. I need 5 pupils who will be career advisers and ask questions to find the best pupil for a certain profession written on the cards. You are not to show them to the pupils answering questions. Make up questions according to the steps of choosing the right career. The rest of the group are school leavers that answer the questions. At the end of the game school leavers are to guess the profession that suits them perfectly. Exchange your seats while playing.
Cards for career advisers:
A teacher of English
A financial adviser
A mental health counselor
A system analyst
A veterinary technician
Questions are to be made up by career advisers
What are your passions and interests?
What are your strengths, skills and talents? What are you good at?
How much money do you want to get for your future job?
Have you ever taken an assessment test to find out your temper?
What kind of person are you?
Следующая ролевая игра – свободная имитационная игра. Тема: “ Job trends in the modern world”. Данная игра может быть использована на завершающем этапе изучения темы “Careers”. Для подготовки к уроку учащиеся прочитали текст “Job Trends”(учебник Opportunities, Intermediate level, by Michael Harris, David Mower and Anna Sikorzynska), выполнили ряд лексико-грамматических упражнений, а так же сделали обзор информации по теме в интернете.
Роли:
a career adviser
a representative of the U.S. labor department
a representative of the Social studies Faculty
a representative of the Computer Technologies faculty
a representative of the financial management faculty
все остальные ученики (6) –представители СМИ
Исходная ситуация
The above mentioned representatives answer the questions of the journalists. The journalists take notes and give their comments.
At the end on of the discussion journalists sum up the information.
Литература:
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях.. – М.: Еврошкола, 2004.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. (Метод, биб-ка).