Просмотр содержимого документа
«К вопросу о групповой работе при формировании коммуникативной компетентности учащегося»
К вопросу о групповой работе при формировании
коммуникативной компетентности учащегося
Соболева А.С., Кузеванова А.Л.,
г. Балашиха, МАОУ СОШ №15
Потребность в общении – одна из самых главных потребностей в жизни каждого человека. Вступая в отношения с окружающим миром, мы сообщаем информацию о себе, получаем интересующие нас сведения, анализируем и на их основе планируем свою деятельность.
Безусловно, одним из важнейших требований к современному выпускнику являются хорошо развитые коммуникативные навыки и умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности.
Один из подход к развитию коммуникативных умений и навыков, формированию коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривает общение как главное условие личностного развития и воспитания подрастающего поколения. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся является одной из приоритетных задач школы: результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Учащиеся в процессе обучения удовлетворяет свои физические, морально-нравственные, интеллектуальные и духовные потребности теми способами коммуникации, которые приемлемы им и тем, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.
Как утверждают многие психологи, преодоление коммуникативных трудностей возможно при методически и технологически правильной организации и проведении различных форм групповой работы в образовательном процессе.
Согласно вышесказанному, современный образовательные процесс, обусловленный требованиями ФГОС, для успешной реализации задач при формировании коммуникативной компетенции ученика должен быть насыщен различными видами групповой работ, элементами коллективно-творческой деятельности.
Групповые виды работ осуществляются посредством тесного взаимодействия учащихся в парах, микро-, макро- группах, когда каждый учит себя и другого, особое внимание уделяется вариантам организации учебно-воспитательной работы и использованию продуктивных средств обучения.
Следует подчеркнуть, что во время групповой работы учитель:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповые виды работ как коллективная деятельность:
- обогащают ЗУН учащихся;
- активизируют учебно-познавательные процессы;
- организуют коммуникативные действия, без которых невозможно распределение функций, обмен информацией и формирование умений взаимопонимания, соучастия, выбора соответствующих способов действия;
- обуславливают обмен способами действий для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
- формируют самоконтроль, способность к рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действенному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Основными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является нижеследующее:
- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Состав групп и их лидеры подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей. При этом помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются при объяснении учебного материала своему однокласснику.
Согласно вышесказанному, реализация групповой работы в образовательном процессе:
- создает комфортные условия для общения учащихся,
- позволяет выстраивать субъектные отношения между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активизирует обратную связь;
- способствует развитию умений и навыков самостоятельно (в группах) решать сложные задания, вплоть до построения новых знаний, повышению уровня самооценки, а значит, самореализации своего «Я».
Информационные источники
1. Л.С.Выготский. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - Москва, 1999.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт. https://fgos.ru/