Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения иностранным языкам.
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения иностранным языкам.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Современные школьники пребывают в большом напряжении и вынуждены поглощать и перерабатывать огромные объемы информации. Все это ведет к росту тревожности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье школьника.
Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны их возрасту и устранялиих перегрузки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения иностранным языкам.»
МБОУ «Вёшенская СОШ»
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения иностранным языкам.
Составитель: Антипова Н.А.
ст. Вёшенская
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Современные школьники пребывают в большом напряжении и вынуждены поглощать и перерабатывать огромные объемы информации. Все это ведет к росту тревожности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье школьника.
Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны их возрасту и устранялиих перегрузки.
Одним из элементов положительных изменений в состоянии здоровья школьников является использование на уроках релаксации.
Релаксация на уроках иностранного языка.
Релаксация - это расслабление после напряженной умственной деятельности. Её цель - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Вот некоторые элементы релаксации, которые применяются ни начальном этапе обучения.
Игра.
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Ещё в работах Я. А. Коменского отмечалось, что с помощью игры легче осуществляется включение в учебную деятельность. На уроках в начальной школе можно использовать следующие игры:
-при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать букву в воздухе головой;
-при изучении новых слов можно поиграть в "Alphabet race": каждый ученик получает карточку с изображением буквы, нужно ученикам каждой группы или команды построится гак, чтобы получилось слово;
-при изучении темы "My pet" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
-повторение лексики с мячом (дети встают в круг и перелают друг другу мяч, у кого - мяч, тот называет слово на заданную тему или отвечает на вопрос учителя);
-игра «Угадай-ка»: ученики загадывают действие (Can you skip, run, play football, fly, swim?), а другой ученик отвечает и подтверждает свой ответ действиями;
Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, вызывают положительные эмоции на уроках.
Пальчиковые игры.
Установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Поэтому важную развивающую роль на начальном этапе играют пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – целесообразное занятие, способствующее повышению активности и левого, и правого полушарий мозга.
При помощи данных пальчиковых игр можно разыгрывать различные диалоги, стихотворения и инсценировки.С помощью обыкновенной перчатки (сделайте вместе с учениками глазки – пуговки, усики из пряжи) у вас появится свой кукольный театр. Нарисуйте и вырежьте вместе с детьми декорации. Ученики с удовольствием будут использовать данную пальчиковую игру, таким образом, развивая свою речь и мелкую моторику рук.
Зарядка с использованием движений и песен.
Эта форма релаксации основана па том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Первое время зарядку нужно проводить под руководством учителя, далее это делают ученики сами, но необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво.
Песня является элементом здоровьесберегающих технологий, которые используются для того, чтобы дать детям возможность снять умственное напряжение и усталость, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала и способствуют созданию психологического комфорта на уроке.
Гимнастика для глаз.
Кроме того, на уроках английского языка можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учащихся: "Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter "H” in our classroom, please!” А в средних классах: "Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву "G”…
Рифмовки.
Разучивание стихов и рифмовок является важным обучающими развивающим фактором. Их использование создаёт благоприятный психологический климат на уроке, снижается психологическая нагрузка, повышается эмоциональный тонус, что положительным образом сказывается на здоровье школьников.
Юмористические рассказы.
Организация урока имеет большое значение. Учитель должен строить урок, чередуя виды работы. Во избежание усталости учащихся необходимо наличие эмоциональных разрядок. Использование коротких юмористических рассказов помогает это сделать на уроках иностранного языка.
Большинство рассказов –это переработанные отрывки из сочинений знаменитых писателей. Юмор и занимательность содержания рассказов способствуют повышению мотивации учащихся к выполнению того или иного вида деятельности.
Использование этих рассказов способствует:
- отработке и закреплению определённых лексико-грамматических особенностей;
- развитию устной речи (ответы на вопросы,проблемы для обсуждения, драматизация диалогов, пересказ текста).
Пословицы и поговорки.
Также для эмоциональной разрядки на уроках иностранного языка можно использовать пословицы и поговорки, которые вызывают особый интерес среди учеников .Они направлены на ознакомление с элементами языка. Пословицы и поговорки могут служить хорошим разговорным началом на всех ступенях обучения иностранному языку.
Пословицы и поговорки могут использоваться на уроках с целью:
отработки произносительных навыков
пополнения словарного запаса
объяснения грамматического материала
обсуждения их значения
нахождения пословиц, выражающих одинаковое или противоположное значение в родном языке
Учащимся обычно нравятся упражнения, в которых идёт пересечениеи сравнение культур. Всё это создаёт мотивацию для использования иностранного языка, стимулирует навыки разговорной речи, помогает учащимся познакомиться с культурой страны изучаемого языка.
Приёмы работы с пословицами и поговорками.
Начальный этап обучения.
подобрать к английской пословице соответствующую русскую пословицу
перемешать слова пословиц. Задание: поставить слова в правильном порядке.
кто быстрее произнесёт пословицу
кто больше назовёт пословиц
На среднем и старшем этапе обучения пословицы и поговорки можно использовать для речевой зарядки.Такой подход обеспечивает логический переход к основному этапу урока. Также можно использоватьследующие задания:- выразите согласие или несогласие с предложенной пословицей.( Аргументируйте свою точку зрения.)
прослушайте (прочитайте) рассказ и подберите пословицу, которая будет наиболее подходящей концовке рассказа.
послушайте ситуацию и назовите соответствующую пословицу
послушайте диалог и скажите, какой пословицей его можно было бы завершить.
Пословицы не только развивают память, но и позволяют научиться адекватно отбирать логическиеединицы, развивать эмоциональную выразительность речи. Таким образом, пословицы способствуют лучшему овладению предметом, расширяют знания о языке и его функционировании, приобщает к культуре страны изучаемого языка.Более того, пословицы и поговорки помогают создать непринуждённую обстановку на уроке, ввести элементы игры.
Упражнение «Я вижу. Я чувствую».
Для релаксации учащихся на уроках целесообразно использовать элементы аутогеннойтренировки.Существует несколько медитативно релаксационных упражнений. Их продолжительность3-5минут. Одно из них – упражнение «Я вижу.Я чувствую.Я слышу». После прослушивания тихой, спокойной музыки ученик должен сказать,что он видит, что он чувствует, что он слышит и т.д.Количество предложений зависит от уровня обученности, но не менее 3 –хпредложений на каждый глагол.
Или учитель показывает картину леса и просит представить аромат лесной поляны, шелест листвы и т.д. Затем просит ученика рассказать о его ощущениях.
Или после прослушивания музыки и просмотра картинокучительдаёт ключевое слово и просит учащихсярассказать об их ассоциациях, связанных с этим словом.Это упражнениене только способствует снятию напряжения, он и играет важную роль в расширении семантического поля.
Метод проектов
Метод проектов нашёл широкое применение в учебно - познавательном процессе главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областейпри решении одной проблемы,даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи,индивидуально дозировать учебную нагрузку.
Метод проектов позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый учениквовлечён в активный,познавательный процесс.
Выполняя проектное задание, ученик приучается творчески мыслить,самостоятельнопланировать свои действия,учится работать в команде,ответственно относиться к выполнению своего задания.
Метод проектов развивает следующие умения:
-умение работать с текстом (вести поиск нужной информации),
- умение анализировать информацию, делать обобщение и выводы, работать с различным справочным материалом.
Таким образом, метод проектов относится к здоровьесберегающим технологиям, т. к. подразумевает разноуровневые задания и создаёт творческую атмосферу на уроке.
Драматизация диалога.
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и релаксации.
Драматизация диалогов, текстовых отрывков и сказок предполагает смену позы и местонахождения в классе, что благотворно сказывается на работоспособности обучающихся. Поэтому разрешается детям передвигаться по классу во время подобных видов деятельности.
Тесты.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы. Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм” – необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Разноуровневые задания также способствуют повышению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке.
Урок по станциям.
Английский учёный - педагог Майкл Уэст сказал:учитель должен максимально увеличить время тренировки каждого ученика,сохранить контроль над классом,уменьшить возникающую усталость.
Следует отметить, что современный урок стал разнообразным по целям и задачам,вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств.
Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны,-сообщать,закреплять,проверять эффективностьусвоения знаний;с другой стороны:-находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности.
Этому способствуют нестандартные, интересные с учебной и методической точки зрения уроки:
Интегрированные уроки
Урок - сказка
Урок-игра
Урок- экскурсия
Урок- проект
Урок по станциям и т. д.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий - создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке. Учитель долженстремиться вызывать положительное отношениек предмету, т. к. положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий.