Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в обучении иностранному языку»
Харабрина Ольга Игоревна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 7 г. Костромы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Появление богатого арсенала обучающей техники и возможность ее использования для изучения ИЯ постепенно изменили как процесс обучения в целом, так и методику преподавания ИЯ в частности. В связи с этим постоянно повышаются и требования к компетенции учителей ИЯ в области использования ИК технологий и, в частности, к умелому использованию аудиовизуальных средств на уроках.
С развитием научно-технического прогресса в школу пришло телевидение,
компьютер, интерактивная доска, управление которой требует специальной подготовки. К сожалению, как показывает практика, учителя по-прежнему недостаточно используют ИКТ на уроках иностранного языка.
ИКТ, на мой взгляд, являются наиболее привлекательными источниками информации, так как:
-организуют и направляют восприятие;
-расширяют кругозор учащихся;
-способствует созданию условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения;
-оптимизируют процесс обучения .
Известно, что средства визуальной передачи информации дают возможность перенести содержание учебного материала из традиционной текстовой формы в более осязаемые и легко усваиваемые формы. Психологами давно замечено, что чем больше каналов восприятия человека задействовано в приеме информации, тем глубже происходит ее переработка и прочнее следы, оставляемые ей в памяти и мышлении человека. Без полной картины изучаемого объекта знания субъекта о нем будут носить отрывочный и незавершенный характер.
Многие исследователи отмечают, что рациональное применение ИКТ позволяет:
-полнее реализовывать важный дидактический принцип наглядности;
- восполнять отсутствие естественной иноязычной среды;
-создавать лучшие условия для программирования и контроля усвоения знаний;
- обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.
В настоящее время в нашей школе используются на уроках иностранного языка следующие виды технических средств:
- компьютеры;
-интерактивная доска.
Так, аудиоприложения, воспроизводимые с помощью компьютерной техники позволяют преподавателю опираться на все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают
возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
Урок ИЯ без использования аудиосредств уже и немыслим. Нужно признать, что успешно используются на уроках ИЯ и видео программы. Особенно часто включаются видеофрагменты на уроках в начальной школе. Также имеются фильмы для старшей ступени обучения, которые фрагментарно включаются в курс уроков, особенно при изучении материалов по разделу «Страноведение».
Большинство учителей нашей школы освоили методику работы с компьютерными программами по иностранным языкам. На сегодняшний день успешно используются уже созданные кем-то лицензионные программы. Однако, есть еще и компьютерные программы, которые позволяют учителю разрабатывать собственные презентации и упражнения на ИЯ в рамках изучаемой темы. Это, прежде всего, такие программы как Smart Board, Power Point.
Презентация учебного материала, созданная с помощью этих программ возможна благодаря наличию интерактивных досок. Конечно, работа с одним из последних современных средств аудиовизуальной наглядности требует специального обучения учителей.
Большинство учителей ИЯ даже не проходили специальные курсы по работе с интерактивной доской, но все же, работают с ней. К сожалению, как показывает практика, иногда, даже недостаточно спецкурсов по подготовке учителя, способного управлять интерактивной доской. Чтобы успешно освоить
такие программы по работе с интерактивной доской как Smart Board или Power Points, необходимо искреннее желание учителя и затрата личного времени на то, чтобы вникнуть и разобраться.
Для того, чтобы, наконец-то, начать работать с применением интерактивной доски - это установить выше перечисленные программы на свой персональный компьютер и постепенно начинать дома разбираться, разрабатывать фрагменты использования интерактивных технологий и включать их в урок. Оптимальнее всего, разработав материал для интерактивной доски, скинуть его на съемный носитель и применить на уроке, находясь в любом школьном кабинете, оборудованном компьютером и интерактивной доской. Программы по работе с интерактивной доской позволяют разрабатывать презентации, как культурологического характера, так и обучающие по работе с лексическим материалом или при обучении грамматике и говорению для ребят с различным уровнем владения языком. Также, возможно разрабатывать и практические упражнения подстановочного характера на разные темы.
Процесс создания презентации, несомненно, творческая работа учителя, но, все же, требует определенной методики работы. Прежде необходимо выбрать тему и определить задачи презентации, т.е. наделить презентацию дидактическими и методическими качествами. Необходимо предварительно познакомиться с алгоритмом работы над презентацией, техникой ее разработки, логикой построения подачи учебного материала. Знание методики подачи материала, конечно же, остается за учителем -предметником. И, безусловно, необходимо себя настроить на большие затраты времени по созданию той или иной презентации для интерактивной доски. Я, считаю, данная работа необходима современному учителю. Однажды попробовав и испытав эффективность данных средств, думаю, вряд ли, увлеченный и творческий учитель прекратит использование такого вида деятельности на своих уроках.
Несомненно, аудиовизуальные средства обучения скрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся. Кроме того, делают процесс овладения иностранными языками привлекательным для школьников на всех этапах обучения, способствуя созданию устойчивого интереса к изучению иностранных языков.
Психологические особенности воздействия аудиовизуальных средств обучения на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и созданию благоприятных условий для формирования коммуникативной (языковой, речевой и социокультурной) компетенции школьников. Однако, следует помнить, что успешное достижение такой цели возможно только при систематическом использовании аудиовизуальных средств в комплексе с печатными средствами и живым словом учителя.
Список литературы:
1. Лурье А. С. Комплексное применение технических средств при обучении устной речи./ А. С. Лурье. – М., 1986
2. Пыхова Е. В. Советы по созданию ученических презентаций по английскому языку. Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=Attach&type=post&id=283
3. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. /Б. Хантер.-М.: Просвещение, 1989.