Использование ИКТ в преподавании иностранного языка (из опыта работы)
Использование ИКТ в преподавании иностранного языка (из опыта работы)
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. Контрольно - оценочная деятельность средствами ИКТ. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов средствами ИКТ. Использование ИКТ для личностного роста преподавателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в преподавании иностранного языка (из опыта работы)»
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в преподавании иностранного языка (из опыта работы)
Крылова Л.Н.,
преподаватель иностранного языка,
Сыктывкарский колледж сервиса и связи
Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеются в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации – чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом преподаватель не только образовывает, развивает и воспитывает обучающихся, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
Использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как формирование устойчивой мотивации; активизация мыслительных способностей обучающихся; привлечение к работе пассивных студентов; повышение интенсивности учебного процесса; обеспечение живого общения с представителями других стран и культур; обеспечение учебного процесса современными материалами; приучение обучающихся к самостоятельной работе с различными источниками информации; реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.
Использую информационно-коммуникационные технологии при подготовке и проведении учебных занятий, обновлении дидактического материала, рабочих программ, календарно-тематических планов, контрольно-оценочных материалов, составлении планов работы кабинета, паспорта кабинета, методических указаний к самостоятельной внеаудиторной работе, докладов и выступлений на заседаниях предметно- цикловой комиссии, конференциях и др.
Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе активизирует процесс обучения, экономит время. Применяю компьютерные презентации на отдельных этапах урока, например, при изучении нового материала. Они позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, позволяет перевести абстрактно - логическое мышление в наглядно-образное, что в конечном счете повышает качество обучения. Тем не менее, стараюсь не использовать компьютер постоянно в течение всего урока, а лишь как средство для поиска необходимой информации, а также в качестве стимула для формирования речевых высказываний.
В качестве примера приведу презентацию к уроку «День рождения», задачей которого было формирование и развитие грамматических навыков по теме Future Simple. Презентация представляет собой обучающий сценарий, модель процесса обучения, опирающуюся на набор правил, упражнений и метод обучения. Презентация представлена в виде последовательности обучающих кадров. Каждый кадр несет определенную методическую нагрузку: информационную, выдачи заданий, контрольную, обратной связи с обучаемыми. Вышеперечисленные обучающие кадры являются основными. К вспомогательным в данной презентации относятся иллюстрирующие кадры и кадры разрядки. Опора на обучающий сценарий при работе с ИКТ позволила обеспечить максимальное представление учебного материала в соответствии с заранее проработанной структурой урока, учебными задачами и методами контроля.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы студентов, подготовке докладов к учебно - исследовательским конференциям уделяю большое внимание использованию интернет - ресурсов. Компьютерные технологии прививают потребность в получении знаний, способствуют всестороннему развитию интеллекта студентов, обеспечивают получение информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач. следовательно, развивают общие компетенции студентов:
Использую Word, Excel, Power Point презентации, компьютерные справочники, выход в интернет, электронную почту, интернет - блоги, социальные сети.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использование сайта преподавателя в образовательных и развивающих целях, например: самостоятельная работа студентов, осуществление контрольно - оценочной деятельности средствами ИКТ. На сайте размещены тесты для самостоятельной работы студентов по грамматике английского языка. Тесты предваряются теоретическими материалами по каждой теме, при составлении учитывались все возможные аспекты каждого грамматического явления. Каждая тема имеет 2-3 варианта тестов (на случай, если обучающийся не сразу освоит материал). Выполнение тестов оценивается автоматически в соответствии с заданными критериями. Контрольно - оценочную деятельность по темам Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple, Present Perfect осуществляю средствами ИКТ. Продолжаю работу над созданием тестов по другим грамматическим темам.
Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию информационных, коммуникативных, общих и профессиональных компетенций студентов.Рассмотрим критерии формирования общих компетенций студентов по использованию ИКТ в рамках дисциплины «Иностранный язык».
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Критерии формирования компетенции
- способность студентов пользоваться онлайн- ресурсами (энциклопедии, словари, статьи, статистические материалы и т.д.) для выполнения различных заданий, связанных с изучением иностранного языка, способность анализировать эти материалы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Критерии формирования компетенции
- сопровождение студентами проектов, докладов на учебно-исследовательских конференциях, форумах и т.д. качественными презентационными материалами, выполненными с использованием разных компьютерных приложений;
- свободное владение поисковыми системами в сети Интернет, в том числе зарубежными поисковыми системами google.com, answer.com, yahoo.com для поиска информации о культуре стран изучаемого языка;
- самосовершенствование в иностранном языке, в том числе средствами ИКТ.
Интернет – ресурсы являются бесценной базой для создания информационно – предметной среды, образования и самообразования, удовлетворения профессиональных интересов.
Занимаюсь самообразованием за счет прохождения дистанционным модульных курсов, изучаю дополнительную литературу по методике преподавания иностранного языка, педагогике, психологии, классному руководству.
Использование образовательных ресурсов
Ресурс
Обоснование выбора ресурса
Системность использования ресурса
Методическая и практическая результативность применения ресурса
Материалы для самообразования преподавателей: видеолекции, тесты, видеоуроки
дистанционные курсы, вебинары; блиц-турниры, олимпиады для обучающихся
Подготовила обучащихся к участию в международной олимпиаде «Инфоурок» зимний сезон 2019 по английскому языку
https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=37090746
Сайт журнала «Иностранные языки в школе»
Содержит разностороннюю
Информацию, касающуюся преподавания иностранных языков
1 раз в месяц
Знакомлюсь с использованием современных педагогических технологий, методикой преподавания, материалами для внеурочной деятельности по иностранному языку
Приняла участие в Общероссийских конкурсах: «Применяем инновационные технологии в ОУ» и «Иностранный язык. Современные технологии преподавания» с уроками «В парикмахерской» (Диплом- I место) и «В ателье» ( Диплом- II место) (2014г.)
www.kriro.ru/
Конкурсы, курсы повышения квалификации новости аттестации, участие в семинарах
Приняла участие в
- в Республиканском конкурсе творческих работ «Учительская весна - 2013» (Диплом- I место за урок «В ателье»);
-в III Республиканской конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» (2018г.).
Обучалась на открытых онлайн- курсах:
-«Ключевые аспекты инклюзивного образования в условиях введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» (2017г.);
- «Противодействие распостранению идеологии терроризма в образовательных организациях»(2018г.);
Статьи по научно- методической работе, педагогике, инклюзивному образованию и т.д.;
методические разработки уроков, внеклассных мероприятий;
конкурсы, конференции для педагогов.
.
Приняла участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства и личных достижений педагогов профессионального образования «Современное профессиональное образование» с уроком «В офисе» (Диплом лауреата, 2017г.)
https://www.pedopyt.ru/
Всероссийский журнал «Педагогический опыт».
Конкурсы, конференции для педагогов, обучающихся. Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий
1 раз в мес.
Знакомлюсь с использованием современных педагогических технологий, методикой преподавания, материалами для внеурочной деятельности по иностранному языку.
Приняла участие:
- во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучший урок по ФГОС» с уроком «День рождения» (Диплом- I место, 2019 г.)
- во Всероссийском педагогическом конкурсе «Лучшая разработка урока» с уроком «Диалоги в парикмахерской» ( Диплом- II место, 2018г.)