Просмотр содержимого документа
«Использование грамматических сказок на уроках английского языка»
Выступление на РМО «Использование грамматических сказок на уроках английского языка».
Каждый современный учитель старается преподнести учебный материал в ненавязчивой и занимательной форме, чтобы повысить мотивацию учащихся. При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с рядом проблем, которые в последствие, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому, очень важно учителю, работающему в начальных классах, прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность.
Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для использования иностранного языка, как средства устного и письменного общения, как для составления иноязычного высказывания, так и для его восприятия в процессе иноязычной речевой деятельности.
И учителям нужно опираться на то, что у детей младшего возраста ярко выражено, прежде всего, наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию. Одним из проявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлечённых понятий (в нашем случае общих грамматических понятий) человеческими качествами и свойствами, с чем мы часто сталкиваемся в сказках.
Именно использование сказки предоставляет широкие возможности для обучения грамматическим навыкам. Сказка развивает воображение ребенка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности. Помимо этого сказка является средством творческого моделирования ситуаций общения.
Порою сложно объяснить младшим школьникам спряжение глагола to be, если они не знают еще что такое спряжение. И как нам объяснить что такое артикль, если такого грамматического явления нет в русском языке? Да еще и объяснить так, чтобы ученикам не было скучно и неинтересно?
Цель использования грамматической сказки заключается в глубоком понимании грамматического явления, поэтому она, как правило, используется при ознакомлении с ним, то есть на первом этапе формирования грамматического навыка. К плюсам данного приёма можно отнести следующее: • грамматическая сказка существенно облегчает понимание детьми сути грамматического явления; • грамматическая сказка развивает воображение ребенка; • грамматический материал, переданный через сказку, запоминается детьми намного лучше, чем обычное правило; • словесный способ подачи новой информации способствует развитию речевых способностей ребенка.
Грамматическая сказка должна быть лаконична. Это необходимо для поддержания нужного темпа урока. Грамматическая сказка не должна иметь избыточной наглядности, которая отвлекала бы учеников от изучаемого явления, а также должна соответствовать конкретным условиям обучения. Большую трудность в процессе формирования английского языкового сознания у детей вызывает построение различных типов английских предложений. Во-первых, им не сразу удается привыкнуть к жесткому порядку слов внутри этих предложений (причем разному для разных типов); во-вторых, они с трудом различают где, куда и какой поставить вспомогательный глагол, да и нужен ли он вообще в данном конкретном случае. А если учесть тот факт, что само понятие «глагол» и все, что с ним связано, вводится на уроках родного языка значительно позже, чем на уроках иностранного, становится понятно, почему малышам так трудно выполнить простейшие, на первый взгляд, задания, как составить предложение, задать вопрос или не согласиться с чем-либо. С целью облегчения восприятия этого материала, мы ввели понятия «сильных» и «слабых» глаголов1. «Strong Verbs», как сильные люди, со всеми проблемами справляются сами – если им понадобится что-то спросить, или не согласиться, они все сделают сами. Среди таких «силачей» – глаголы am/is/are (was/were), have/has, can (could), must, may. Они бесстрашно выходят вперед, чтобы поинтересоваться чем-то, и легко поднимают словечко «not», чтобы возразить. Остальные глаголы в английском языке3 – «Weak verbs» – «беспомощные». Для них мы зовем помощников, которые с удовольствием помогают своим беспомощным товарищам спросить о том, что их интересует или не согласиться с чем-либо. Этих заботливых друзей мы называем «помогательными» (от слова «помогать»), «вспомогательными глагольчиками» (чтобы дети не смешивали их со смысловыми глаголами), или просто – «помощниками». А как иначе назвать того, кто всегда готов прийти на помощь?
Итак, немного фантазии, изобретательности, и «жители» GRAMMAR LAND становятся нашими лучшими друзьями. Ребята увлекаются этой сказкой-игрой, им нравится приписывать неведомым «глаголам» человеческие качества, они гордятся «сильными» и жалеют «слабых».
Обратимся к конкретным примерам:
Сказка о глаголе tobe является самой популярной и существует множество ее вариантов. (презентация про короля и принцесс). Эта сказка нравится всем и дети с удовольствием пересказывают ее родителям для лучшего запоминания. Сказку можно варьировать, например, заменив принцесс на сыновей старого глагола tobe, который сам уже работать не в состоянии и вместо него работают его сыновья. Если дети задают вопрос, можно ли вместо is поставить, например, are, я предлагаю им рассмотреть ситуацию: Представь себе, что твой папа пошел на работу, например, на завод. А мама пошла на свою работу, например, в магазин. Могут ли они поменяться местами? Может ли папа прийти на работу вместо мамы?
Когда нужно объяснить, почему в утвердительном предложении прямой порядок слов, а в вопросительном – обратный, я пользуюсь карточками, на которых нарисована девочка и мальчик, и рассказываю такую историю: Дружили как-то девочка (назовем ее it) и мальчик is. Когда они ходили на прогулку, часто заходили в магазин, ездили на автобусе и т.д. Что в такой ситуации делает вежливый мальчик? Правильно, пропускает девочку вперед. Именно поэтому в утвердительных предложениях itна первом месте, а isстоитпосле него. А теперь представим себе, что дети пошли в лес. Это у нас будет вопросительное предложение. Девочка испугалась. Что в этой ситуации сделает смелый мальчик? Он пойдет вперед и защитит девочку, и тогда глагол-связка будет стоять перед подлежащим. Обычно я только задаю наводящие вопросы, чтобы дети сами делали выводы.
Если нужно запомнить сокращения isивредной собачкиnot, я рассказываю о том, какая собачка ленивая и не хочет бегать сама, поэтому хозяин is берет ее на руки и получается isn’t.
Время PresentSimpleизучается в 3 классе, дети уже более взрослые и привыкшие к сказкам. Поэтому иногда даю задание придумать свой собственный рассказ.
Вообще, каждому грамматическому правилу можно придумать что-то свое: глагол can трудяга, глагол must строгий и сердитый король.
Благодаря сказкам обучение идет проще и веселее, и результаты не заставят себя ждать. А если позволяет время, то интереснее всего эти сказки разыгрывать по ролям.
Таким образом, благодаря использованию сказок изучение грамматики в младших классах уже не является проблемным, а проходит весело и интересно.