Использование межпредметных связей на уроках иностранного языка
Использование межпредметных связей на уроках иностранного языка
Введение
Одним из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам обучающихся является начало формирования таких способов деятельности, которые могли бы применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Такие виды деятельности могут быть освоены обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые должны включать в себя:
освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
освоение обучающимися межпредметных понятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей на уроках иностранного языка »
Использование межпредметных связей на уроках
иностранного языка
проект
Подготовила:
учитель английского языка
МОБУ СОШ № 4 г.о. Рошаль
Московской области
Матюшина Е.А.
Введение.
Одним из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам обучающихся является начало формирования таких способов деятельности, которые могли бы применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Такие виды деятельности могут быть освоены обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые должны включать в себя:
а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Для решения задачи выполнения данного требования необходимо широкое использование межпредметных связей на уроках иностранного языка, поэтому объектом исследования данного проекта будет являться целостный педагогический процесс, в рамках которого и осуществляются эти связи.
Предмет нашего исследования - существующие межпредметные связи.
Целью исследования станет определение роли межпредметных связей, осуществляемых на уроках английского языка, в выполнении требований ФГОС НОО, предъявляемых к метапредметным результатам обучающихся, включающим освоение школьниками универсальных учебных действий.
Для реализации поставленной цели нам потребуется решить следующие задачи:
определить общие темы в программах обучения английскому языку и отдельным предметам;
проследить возможности осуществления межпредметных связей на уроке английского языка в начальной школе;
Методы исследования, которые будут использоваться в проекте, - это обобщение опыта использования межпредметных связей на уроке английского языка.
1. Связь иностранного языка со школьными предметами.
Иностранный язык, пожалуй, - единственный школьный предмет, в программе изучения которому можно обнаружить общие темы практически со всеми остальными учебными дисциплинами.
В наших условиях искусственного погружения в языковую среду одну из первостепенных ролей в организации процесса обучения играет осуществления принципа опоры на родной язык. Связь с русским языком осуществляется при изучении грамматических явлений. При этом положительно на усвоение и запоминание учащимися учебного материала оказывает не только сходство в правилах в английском и русском языках (например, степени сравнения прилагательных), но и различия (количество падежей, времен, определение рода имен существительных), важно только обратить на них внимание детей. Трудность осуществления данного принципа на практике объясняется тем, что хотя многие грамматические явления, существующие и русском, и в английском языке, детьми еще не изучены, и в данном случае приходится рассчитывать только на достаточный уровень речевого развития школьников.
Связь с математикой прослеживается по таким темам, как, например, количественные и порядковые числительные. Кроме того, на каждом уроке проходит осуществление этой межпредметной связи, когда учитель просит обучающихся открыть учебник на какой-нибудь странице, называет номер упражнения.
При знакомстве со сказками, загадками, пословицами и другими элементами английского фольклора осуществляется межпредметная связь с литературой.
На самых первых уроках учащиеся начинают изучать английский алфавит, знание которого важно при работе с компьютером. Также сегодня уже в начальной школе дети готовят презентации; конечно, в данном случае здесь велика роль родителей, так как в основном дети не готовы пока самостоятельно выполнять такую работу, но приобщение к информационно-коммуникативным технологиям - налицо.
"Домашние и дикие животные", "Погода", "Времена года" - это некоторые темы, которые объединяют иностранный язык и окружающий мир. Также сюда можно добавить некоторые сведения по истории и географии, а также реалиях и традициях англоязычных стран.
В программах изучения иностранного языка в начальной школе предусмотрено разучивание большого количества песен. А если учесть, что музыкальный слух и так называемый "языковой слух" тесно связаны между собой, то связь с музыкой решает одну очень важную задачу, а именно формирование и развитие навыков правильного произношения.
Практически во всех учебниках нового поколения детям предлагают подготовить проекты. Для начальных классов это , чаще всего, задания , связанные с таким школьным предметом, как технология (книга -алфавит, закладка и т.д.).
Связь иностранного языка можно увидеть даже с физкультурой, если вспомнить, сколько названий видов спорта входит в активный словарь младших школьников, не говоря уже о том, что физкультминутки - обязательный этап урока в начальных классах, которые чаще всего проводятся тоже на языке.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, используя межпредметные связи на уроках английского языка, мы значительно расширяем кругозор обучающихся и способствуем формированию и развитию универсальных учебных действий школьников.
2. Интегрированный урок английского языка.
Как мы уже установили, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным, то есть он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Преимущества интеграции на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна:
- использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;
- они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. 5. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах:
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Конечно, полноценный интегрированный урок для учителя английского языка проще проводить в среднем или старшем звене, когда учащиеся обладают достаточно хорошей базой, в частности, активным словарем. Но и в начальных классах возможны такие сочетания, как, например, английский язык и окружающий мир, английский язык и музыка, английский язык и технология.
Заключение.
В современном мире человек, владеющий иностранным языком на достаточно высоком уровне, имеет огромное преимущество в своей социальной реализации, например, при устройстве на работу. Поэтому сегодня общество ставит перед школой задачу сформировать в процессе обучения иностранному языку вторичную языковую личность, т.е. обеспечить такой же уровень владения языком, которым обладает его носитель. Для решения данной задачи, которая подразумевает удовлетворение требований ФГОС НОО к метапредметным результатам обучающихся, включающих освоение учащимися универсальных учебных действий, необходимо создание эффективной искусственной языковой среды, которое невозможно представить без использования межпредметных связей на уроке иностранного языка.