Просмотр содержимого документа
«Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития мотивации и формирования ситуации успеха»
МО «Прибайкальский район»
МУ Управление образования Прибайкальского района
Первый муниципальный учебно-методический фестиваль
педагогов Прибайкалья
«Шаг к успеху»
Портфолио
(публичная защита)
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
как средство развития мотивации
и формирования ситуации успеха
Виноградова Татьяна Кондратьевна,
учитель иностранного языка МОУ «Нестеровская СОШ»,
«Почётный работник общего образования РФ»,
высшая категория
2014г.
Я – учитель иностранного языка. Моя роль в школе как учителя сводится к тому, что я формирую положительное отношение и мотивацию к изучению иностранного языка за счет:
1.Отбора материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся; 2.Благодаря разнообразной методике работы на уроке; 3. Благодаря чувству удовлетворения, которое испытывает ученик от того, что он способен самостоятельно справиться с заданием
Немаловажным считаю и то, какими индивидуальными особенностями обладает ребенок. Я стала вносить в свою работу элементы развивающего обучения, рекомендации учителей - новаторов, собственные методы и приемы создания положительного эмоционального фона учения, ситуации успеха и развития креативности детей.
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нѐм интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Перспективное развитие школы 21 - го столетия ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию.
Понимание необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меняперенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на изучение егосамими учащимися, то есть на актуализацию самостоятельной деятельности учащихсяпо овладению языком и культурой.
В связи с этим самостоятельная учебная деятельностьстановится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса.
Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт
включения их в проектную и исследовательскую деятельность, внеклассную работу,
развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.
Ученика нужно научить учиться, а это значит – научить его самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленные задачи творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.
Исходя из поставленной цели,
ставлю перед собой следующие задачи:
Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию,
Осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т.д.).
Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, денотатные карты (графическое изображение блока информации), работать над текстом, заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.
Ключевые и предметные компетенции, развиваемые на уроках иностранного языка:
ценностно - смысловая,
учебно - познавательная,
межкультурная,
информационная,
личного самосовершенствования,
социокультурная,
компенсаторная/ стратегическая,
социолингвистическая,
речевая/дискурсивная,
языковая/лингвистическая,
коммуникативная.
Формируя навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии продуктивного обучения:
личностно – ориентированную,
информационно - коммуникационные технологии,
технологии групповой деятельности,
критического мышления,
здоровьесберегающие технологии,
технологии разноуровневого обучения,
сотрудничества, игровой, рефлексивной деятельности,
проектно-исследовательскую технологию,
интерактивного обучения,
проблемно – поисковую,
технологию творческой самореализацииличности,
сценарно – контекстную,
технологию аналитической работы с текстом.
Эффективность применения инновационных технологий на уроках французского и английского языков:
повышение мотивации изучения иностранного языка;
стабильная динамика учебных достижений обучающихся;
рост количества учащихся, принимающих участие в проектно – исследовательской деятельности,
увеличение занятости детей во внеурочной деятельности;
улучшение количественного и качественного показателя участия школьников в конкурсах и дистанционных олимпиадах по иностранному языку.
Достижения моих учеников выражаю в следующем:
Диплом «За лучшую актёрскую работу и отличное знание французского языка» на Фестивале театральных постановок «Рождественская сказка» ассоциации «BELTA.
2 место в конкурсе сочинений «It’s great to be Young» (Кожевина Настя) Байкальской ассоциации учителей английского языка «BELTA» »,путёвка в международный летний лагерь.
2 место на республиканской конференции «Серебряная альфа», Истомина Вероника работа «Моя родословная»
Диплом всероссийского конкурса «Крестьянские родословные»
Публикация в журнале «Наша власть», Конкурс «Великая Отечественная. Семейный альбом»
ДипломМинистерства сельского хозяйства РФ. Благодарственное письмо (Российский союз сельской молодёжи) 1 всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина»Истомина В. И др.
Условия достижения результата:
создание ситуации взаимосвязи и сотрудничества;
взаимосвязь иностранного языка с другими науками;
творческая заинтересованность в достижении общей цели;
творческая самореализация учащихся.
Каждый учитель знает, насколько важен систематический подход при изучении любого предмета. Иностранный язык в этом отношении не является исключением.
Невозможно изучать язык хаотично, не выделяя и не обобщая определенных тематических блоков, поэтому в своей работе применяю обобщающие уроки:
урок-проект,
праздник,
путешествие,
конференция,
дебаты,
конкурсная программа и др.
Обобщающие уроки в нестандартной форме дают ученику возможность воссоздать полную картину изученного по данной теме, а также способствуют появлению желания сделать следующий шаг в открытии неизвестного иностранного мира, то есть создают мотивацию.
Основными принципами контроля оценивания знаний учащихся считаю следующие: объяснять оценки, замечать успех ученика, а не недостатки, считать оценку не целью, а средством развития ученика, создавать ситуацию успеха на уроке.
Проектируя урок, стараюсь учитывать вид усвоения учебной информации у каждого учащегося (кинестетики, аудиалы, визуалы). Провожу мониторинг результатов образовательной деятельности школьников по предметам. Результаты мониторинга отражаю в карточках успешности ученика.
Карта № 1 успешности учащихся 5 класса. (результаты диагностического тестирования, результаты контрольных работ, вводнаяотметка, триместровое оценивание).
В своей повседневной деятельности придерживаюсь следующего постулата: «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-Цзы).
Своим педагогическим кредо считаю слова великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нёмумирает учитель».
Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности на протяжении 30 лет работы в нашей школе считаю самообразование и творческий поиск.
Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта, рефлексию профессиональной деятельности своих коллег:
Участие в работе межрегиональной научно – практической конференции «Язык,культура, коммуникация» БГУ и Aliance Française,
республиканской конференции «Серебряная альфа»
Публикации в печатных изданиях (Материалы межрегиональной конференции)
Электронные публикации на сайтах «http://www.proshkolu.ru/», «Pedsovet.org, «nsportal.ru»,
Ведение личного мини -сайта на «nsportal.ru»,www.proshkolu.ru/».
Модератор школьной странички на сайте «http://www.proshkolu.ru/».
Участие в сетевых профессиональных сообществах
Выступление на методобъединениях, семинарах.
Участие в республиканском конкурсе учителей «Педагогическая элита», районного конкурса «Панорама методических идей»,
в работе республиканских семинаров учителей иностранного языка:
ассоциации «BELTA» в центре изучения иностранных языков при БГУ - 2007г.,
в ГОУ лицей № 61 для одарённых детей - 2010г.,
в РИКУиРО «Современные педагогические технологии в федеральных учебниках английского языка» – 2012г
Участие в сетевом взаимодействии школ Прибайкальского района, в международном обмене - открытые уроки для учителя английского языка из Монголии
Методическая деятельность Являюсь руководителем МО учителей иностранных языков Прибайкальского района, школьного МО учителей гуманитарного цикла «Слово» Эксперт районного конкурса «Учитель года -2009», районной научно - практической конференции «Шаг в будущее»
Мною были пройдены курсы повышения квалификации при РИКУиО:
«Обучение иностранному языку в начальной школе» - 72 часа;
«Компетентностный подход в современном языковом образовании» - 72 часа, «Современные оценки профессиональной компетентности учителя иностранного языка» -144 часа «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника». – 72 часа
Я всегда испытывала потребность так организовать учебно – воспитательный труд детей, чтобы он был радостным, успешным.
Считаю очень важным на уроке и во внеурочной деятельности создание ситуации успеха, возможности пережить радость от достигнутого результата, дать детям поверить в себя и тем самым способствовать дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности.
На основе анализа своей деятельности и её результатов считаю,
что интеграция урочной и внеурочной деятельности, продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка,
развитие устной и письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности, снимает
боязнь языка.
В дальнейшем планирую повышать уровень своего педагогического мастерства через самообразовательную работу, апробирование элементов методик и инновационных технологий, направленных на развитие мотивации и осуществление рефлексивного подхода.