В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Интерактивные(от англ. inter - “между”; act - “действие”) методы – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. А интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы обучения»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»
«Интерактивные формы обучения на уроках английского языка»
Интерактивные методы обучения на уроках английского языка
В современном обществе всё более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет.
В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Интерактивные(от англ. inter - “между”; act - “действие”) методы – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. А интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Интерактивные методы обучения обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования английского языка. Сегодня такой способ обучения широко применяется повсеместно: в школах, в вузах, на курсах и тренингах, потому что эта методика необычайно эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащихся. Важно, что интерактивные методы обучения можно применять практически для всех видов обучения: при личных встречах в группах, в интернете, по телефонной связи. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.
Разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-е годы), а также “педагогики - сотрудничества” (70-80-е годы) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой. Интерактивные методы обучения английскому языку значительно эффективнее, чем стандартные классические уроки. Во время проведения интерактивного занятия преподаватель и ученики находятся в равных условиях, на одном уровне. На подобных уроках учитель не преподает материал, а становится активных участником дискуссии, направляет ее в нужное русло. Любые интерактивные уроки полезны для человека, потому как учат высказывать свои мнение и отстаивать свою точку зрения. Также на интерактивном уроке есть вероятность получения новых знаний, которыми обладают ученики, но в силу того, что материал зачастую преподает учитель, не могут донести информацию до аудитории.
Интерактивные методы обучения английскому языку помогают ученикам не только обмениваться информацией, но и также получать практические навыки общения на изучаемом языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника. На подобных уроках преподаватель является уже не просто ведущим, а помощником, который может быстро подсказать нужное слово, исправить ошибку. Интерактивные методы обучения английскому значительно ускоряют процесс изучения иностранного языка.
Целью применения интерактивных методов обучения является:
формирование мотивированного интереса к английскому языку;
создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов.
Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.
Для педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии:
1) диалогическая;
2) парная;-
3) полилогическая; -
4) групповая; -
5) игровая.
Это так называемые традиционные формы обучения. Сравним цели традиционного и интерактивного подхода к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами»
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен.
Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований.
Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении, которые должны:
*создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;
*затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
*активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
*создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;
*учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
*предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
Все перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения, которые показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.
В одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Глобальные геополитические и экономические изменения последнего времени предъявляют новые требования к обучению иностранному языку. Возрастающая потребность в специалистах, способных свободно общаться на иностранном языке, обусловила некоторый пересмотр ориентации преподавания иностранного языка. Сегодня все чаще говорят о формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование такой компетенции предполагает, прежде всего, жизненность, естественность, эмоциональное моделирование ситуаций. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.
И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. с мультимедийными средствами обучения. Поэтому жить в современном мире сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии.
Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования прочных языковых навыков и совершенствования владения английским языком. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство.
В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Подобные уроки включают интерактивный мультимедийный компонент, который позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала.
Возможны виды работ в программах: Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point, запись слайдов, презентаций, использование мультимедийного проектора и электронной интерактивной доски, поиск в сети Internet.
Принципы интерактивного подхода.
I. «Учимся вместе». Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987г. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Роль учителя – контроль. Этот вариант я использую при изучении грамматики, при работе с текстом.
II. Исследовательская работа учащихся в группах - следующий вариант вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Чаще я использую этот вариант в проектной технологии. Например, в 11классе по теме "Изобретения. Наука и техника ” учащиеся выполняли проекты.
*Первая группа назвала свой проект " Великие изобретатели” Группа состояла из 3 учащихся. Перед ними стояла задача собрать материал и рассказать о самых известных в мире изобретателях. Они обратились к учителю физики, читали энциклопедию. Проект оформили в виде презентации.
*Вторая группа работала над проектом, который назывался "Современные изобретения ” Ребята выясняли, чем пользуются люди в реальных условиях, без каких вещей уже не могут обходиться. Оформили раздел “Kitchen gadgets”. Они выразили свое отношение к сложившейся ситуации.
*Третья группа проводила интервьюирование "What is your favourite gadget?”, в котором приняли участие учащиеся, учителя и родители. Свой проект они также оформили в виде презентации.
*Четвёртая группа занялась поиском занятных, смешных гаджетов, сделали видеоролик. Для того, что бы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ. Компьютер при этом может выполнять следующие функции:
Компьютер как тренажер в процессе формирования умений и навыков, как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности, как источник учебной информации, как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль.
Программа Microsoft Word может применяться для упражнений на правильность написания изученных слов, построения предложений, трансформации предложений, выдачи теории и выполнения тренировочных упражнений.
Программа Microsoft Power Point — используя средства этой программы можно создать хорошие тренажеры для введения новой лексики и грамматики. Например: презентация (лексики и \ или грамматики) + серия упражнений (с контролем правильно — неправильно) + озвучивание + контрольный тест или упражнение.
Проектная работа с использованием ИКТ
Компьютер можно использовать и при групповой работе над проектом, где учащиеся с разным уровнем компьютерной грамотности объединяются, и работа организуется так, чтобы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся навыки, освоить новые операции. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков участников проекта.
Основные этапы работы над проектом:
1. Развитие необходимых навыков для работы по теме проекта:
-ознакомление с новой лексикой
-отработка лексических единиц в речевых упражнениях, диалогах
-ознакомление с грамматическим материалом и отработка грамматических навыков в упражнениях на воспроизводство, подстановку, трансформацию
-работа с текстом (аудирование, чтение, пересказ, написание изложений и т.д.)
2. Сбор информации по проекту (работа с дополнительной литературой, с Интернет- ресурсами, проведение опросов, подготовка необходимых иллюстраций)
3. Составление текстов, рекламных заголовков, коррекция материала, обсуждение в какой форме будет представлен проект
4. Работа над дизайном проекта
5. Презентация проекта
Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.
Учитель может использовать разработки, созданные самостоятельно, например, презентации на PowerPoint. Эта программа удобна и при выполнении творческих проектных работ учащимися с последующей демонстрацией на класс. Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в методике преподавания различных школьных предметов, в том числе и иностранного языка. Ребята с удовольствием включаются в творческий исследовательский процесс, ведь проекты - это личностно-ориентированный вид работы, так как они пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы, пишут, роются в справочниках, разговаривают с другими людьми, ищут фотографии и рисунки даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. Сообщая и показывая при этом другим о себе и окружающим мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Выполнение и презентация проектов дает ребятам с разным уровнем владения языка возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.
III. «Большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Мы выбрали проблему «Изобретения. Капсула времени»
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Они писали о том, какие средства, какие вещи поместили бы в Капсулу времени для потомков
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту -- не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется. Кроме того, они распределили между собой темы для последующего сообщения. Я, учитель, также участвовала в обсуждении и выбрала задание.
IV. «Аквариум» -- форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название -- аквариум. Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее
У нас ведущей была одна ученица, рассказывали о выбранных изобретениях учащиеся 11-а класса, а «лицом общественности» были ученики параллельного класса и учителя-«иностранцы»
V. Ролевая игра -- методический прием, относящийся к группе интерактивных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.
VI. Парная форма организации учебных занятий или работа в парах. При комплектовании пар учащихся необходимо учитывать уровень их интеллектуального развития, психологические особенности, а так же уровень обученности, т.е. достигнутые ими результаты в обучении.. Пары учащихся следует формировать с учетом цели урока, отдельного его этапа, типа учебных заданий. Методика организации парной работы включает три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
VII.Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -придуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века. Это форма стимулирования творческой активности, оперативный метод решения проблемы, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
VIII.Уроки-дискуссии. Их основу составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т.д. Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовый дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. При подготовке урока-дискуссии учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем.
IX. Уроки-дебаты. Следует отметить, что их целесообразно использовать на уроках иностранного языка в старших классах. Ведь изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Прежде всего, дебаты развивают у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка - аудирование, чтение, письмо и, прежде всего, говорение.
К указанным интерактивным технологиям можно добавить:
-Ротационные (сменные) тройки.
-Карусель.
-Работа в малых группах.
-Незаконченное предложение.
-Броуновское движение.
-Дерево решений.
-Суд от своего имени.
-Гражданские слушания.
-Метод пресс.
-Займи позицию.
-Урок - консультация
-Уроки творчества
-Урок - аукцион Урок - экскурсия
-Урок - зачет
-Уроки сомнения
-Урок - конкурс (викторина)
-Уроки фантазии
-Урок-концерт Урок - коллаж
Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Легко заметить, что в разряд интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках прилежны и усердны. Им не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые ребята получают за урок, намного выше тех, что они получают на традиционных уроках. Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Используя в своей работе технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что это формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Важным на сегодняшнем этапе информатизации является понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании. Говоря современным языком, кино и книги не интерактивны, не позволяют развивать активно-деятельные формы обучения. Именно в этой зоне наиболее очевидны преимущества компьютера, точнее-преимущества электронных изданий и ресурсов. Однако эффективное применение ЭИР распространяется и на получение информации. Действительно, книга описывает окружающий мир в символико-абстрактной форме. ЭИР могут представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. В сегодняшней школе очень важно быть информационно, коммуникативно компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе.
Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в социально активной, творческой, самостоятельной личности и реальным состоянием учебного процесса в отечественной школе. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является сегодня очень актуальным. Главное, они развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Преимущества для учителя:
Больше возможностей для творчества и гибкого использования учебных материалов;
Больше разнообразия и активной работы в заданиях и упражнениях - уроки перестают быть скучными и для учеников и для учителя;
Учитель становится современнее и ближе детям!
Уменьшает время для подготовки к уроку и на проверку заданий;
Заинтересованные и увлеченные дети и повышение результатов обучения – лучшая награда учителю! Преимущества для учеников:
Больше вовлеченности в процесс обучения, активность и заинтересованность;
Больше возможностей для творчества и самовыражения!
Повышение результатов обучения, улучшение успеваемости.
Хотя мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Но практика показывает, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем.