Статья "Интерактивные формы обучения в реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности."
Статья "Интерактивные формы обучения в реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности."
Статья предлагает учителям некоторые интерактивные формы обучения во внеурочной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания. Это дидактические игры, интерактивные инсценировки, ситуативный практикум, мониторинг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Интерактивные формы обучения в реализации духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности."»
Интерактивные формы обучения в реализации
духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Ни для кого не секрет, что нравственно-культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением. Наши дети овладевают таким комплексом компетенций, который позволяет им уверенно жить и развиваться в условиях современного быстро меняющего мира. Переход коррекционных учреждений на новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) предусматривает создание условий для воспитания социально-адаптированной личности, нравственно-культурного человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем. Поэтому сегодня в центре коррекционного образования становится деятельность педагога и ребёнка, направленная на процесс непрерывного развития его знаний и умений, а также способности формулировать умозаключения, самостоятельно делать выводы и предпринимать различные действия.
В этом педагогу помогают интерактивные формы обучения, которые широко применяются как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. В своей работе я широко применяю и использую следующие интерактивные формы: интерактивные дидактические игры и инсценировки, работа в группах, ситуативный практикум, мониторинг.
В интерактивной дидактической игре основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. Такая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний. С интерактивной инсценировкой тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей, решения задач по культурно-нравственному воспитанию. Этот вид работы требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него. Использование интерактивной игры-инсценировки позволяет вовлечь в творческий процесс не только детей-артистов, но и детей-зрителей, что является немаловажным фактором в укреплении сплоченности детского коллектива группы продленного дня.
Для организации работы в группе класс делится на группы по 3 — 4 человека. Занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Эта форма занятия позволяет актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности. Формировать группы можно по разным признакам. Например, разноуровневые группы могут быть составлены из учеников, имеющих одинаковый уровeнь познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих учащихся: по сходным интересам, стилям работы, связанные дружескими отношениями и т. п. Роли учащихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
все роли заранее распределены учителем;
роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
участники группы сами выбирают себе роли.
Работа в группе широко используется в проектной деятельности.
Ситуативный практикум как форма воспитательного воздействия используется при проведении занятий и мероприятий, направленных на закрепление полученных знаний. Чаще всего это анализ и разбор ситуаций в процессе организации и проведении этических и нравственных бесед. Анализ ситуаций способствует формированию у детей нравственных качеств и личностного «Я».
У большинства учеников с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование интерактивного мониторинга является одним из средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Проверяя учащихся тестами, мы незаметно вовлекаем их в игру. В тесты можно включать задания интерактивных дидактических игр, инсценировок, ситуаций и др.
Наблюдение за работой детей на занятиях показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат. Внедрение интерактивных технологий делает процесс воспитания результативнее и эффективнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, воспитанников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать мероприятия, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к познанию. Процент повышения уровня воспитанности растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к деятельности. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.