Инновационные технологии в обучении английскому языку (обобщение опыта)
Инновационные технологии в обучении английскому языку (обобщение опыта)
Данная работа " Инновационные технологии в обучении английскому языку" предназначена для преподавателей английского языка. Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет студентам применять свои знания, умения и навыки, что является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности и позволяет повысить мотивацию изучения английского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в обучении английскому языку (обобщение опыта)»
Департамент образования и науки Приморского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»
Инновационные технологии в обучении английскому языку
( обобщение опыта)
Куренкова Л.Г.
преподаватель
Инновационные технологии в обучении английскому языку.
В наше время невозможно представить современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса студентов к предмету. Применение ИКТ в процессе обучения дает возможность активировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность обучающихся, интенсифицировать учебный процесс.
Применение компьютерных технологий на уроках английского языка позволяет не только творчески решать все задачи урока, но и осуществлять коммуникативную познавательную деятельность. Сейчас практически все учебные заведения оснащены компьютерами, интерактивными досками, имеется бесплатный выход в Интернет, что позволяет интенсифицировать процесс обучения.
Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из принципов обучения-наглядности. Важным аспектом использования ИКТ на уроках английского языка является проектная деятельность в сочетании с мультимедийной презентацией. Подготовка и проведение комбинированных интегрированных уроков – одна из возможностей использования мультимедийных технологий. Студенты используют Интернет для сбора необходимого материала. Создание презентаций - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной, творчески продуманной форме.
Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет студентам применять свои знания, умения и навыки, что является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности и позволяет повысить мотивацию изучения английского языка. Студенты с удовольствием создают презентации, участвуют в конкурсах.
Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности преподавателя и студентов. Применяемые мною методы помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции, навыков аудирования, чтения, говорения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально – активной личности.
Уроки с использованием презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом уровня обученности, способностей обучающихся. Известно, что одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Бесспорным фактом является разная степень подготовленности обучающихся. Чтобы понять причины неравномерной успеваемости, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны. Кто - то пропустил уроки по болезни, кто - то был невнимателен на уроке.
Зачастую дифференциация в обучении основывается не на индивидуальных особенностях личности обучающихся, а на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности обучающихся к изучению иностранного языка не одинаковы. Одним язык дается легко, другим с большим трудом, у третьих выясняется, что иностранный язык с определенного времени не велся. Сказывается нехватка учителей иностранного языка.
Изучение интересов и склонностей обучающихся, их возможностей, а также перспектив этих возможностей должны послужить исходными моментами в дифференцированном подходе к обучению английскому языку. Основная трудность здесь заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный студент может добиться одинакового результата только при различных затратах времени. Несомненно, нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
В настоящее время дифференцированный подход понимается шире: не только дифференцирование заданий по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь сильным и слабым обучающимся, различное время выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за его выполнением. Контроль уровня владения иноязычными новинками является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. От правильной организации контроля зависит качество контроля в целом.
Таким образом можно предположить следующие основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении иностранному языку:
дифференцированная сложность заданий – одинаковые условия его выполнения для всех обучающихся, одинаковые формы контроля за его выполнением;
дифференцированная сложность заданий – дифференцированные условия его выполнения, одинаковые формы контроля за его выполнением;
дифференцированная сложность заданий – дифференцированные условия его выполнения, дифференцированный контроль;
одинаковая сложность заданий для всех обучающихся – дифференцированные условия его выполнения, дифференцированный контроль;
одинаковая сложность заданий для всех обучающихся – одинаковые условия его выполнения, дифференцированный контроль.
Например, обучающимся предлагается текст по аудированию, в котором есть незнакомые лексические единицы без знания которых затруднено понимание текста. Опыт показывает, что значительную трудность для некоторых обучающихся при выполнении задания по аудированию представляет и понимание содержания текста и умение показать преподавателю, что было понятно, а что нет. Поэтому сильным обучающимся можно предложить пересказать текст. Проконтролировать понимание текста слабыми обучающимися можно с помощью вопросов. Можно предложить сильным раскрыть содержание текста после первого предъявления, ответив на некоторые ключевые вопросы. Менее способные пересказывают текст после второго предъявления, слабые отвечают на вопросы. Так удается формировать навыки аудирования у всех обучающихся.
Дифференцированное обучение применимо также при обучении грамматике (Present Perfect, Present Continuous). Освоение структур осуществляется с опорой на наглядность (наглядное действие, картинка). Преподаватель задает вопросы. Работают и сильные и слабые обучающиеся. Далее роль учителя берет на себя один из сильных обучающихся. Успешно осуществляется овладение грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек.
Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых обучающихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого. Индивидуализация учебной работы может происходить в 3 формах: фронтальной, групповой, самостоятельной.
На мой взгляд, современные педагогические технологии такие, как формы уроков с использованием презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей и т.д. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студентами, позволяет проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд- фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер ( ноутбук) для каждого обучающегося.
Эффективность воздействия учебного материала в виде презентаций во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Работая на уроках английского языка, заметила, что использовать ее в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
Совершенно не обязательно создавать презентации на каждый урок, но в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Существующие на рынке программного обеспечении средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации.
Одна из самых эффективных программ для создания презентаций - Microsoft Power Point. Она позволяет в короткие сроки создавать собственные презентации. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
-повысить мотивацию обучающихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала;
- вовлечь обучающихся в самостоятельный процесс обучения;
- интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске.
В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также, стимулом для формирования речевых высказываний.
Красочно оформленные презентации, с использованием эффектов анимации, рисунка, графики, в виде текста, диаграммы, вызывают большой интерес на любом этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Таким образом, компьютер является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.
В настоящее время использование компьютера в учебном процессе очень актуально. Очень важно и то, что на таких уроках обучающийся может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь, если это требуется, или забегая вперед. Сегодня новые методики с использованием презентаций Microsoft Power Point противопоставляются традиционному обучению английскому языку. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка включают:
-изучение лексики;
- обучение диалогической и монологической речи;
- отработку грамматического материала.
Презентации Microsoft Power Point имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.
Они позволяют:
- тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;
- помогают осознать языковые явления;
- сформировать лингвистические способности;
- создать коммуникативные ситуации;
- автоматизировать языковые и речевые действия;
- обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающегося.
Таким образом, использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет многократно повысить эффективность обучения, стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.