Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы преподования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13 имени И.Ф. Рулева
Проектная деятельность на уроках английского языка
как средство повышения качества знаний учащихся
в условиях ФГОС
(обобщение опыта работы)
Учитель английского языка Грядко И.В.
2018
Всю нашу жизнь можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. На современном этапе обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и переучиваться в течение жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Кроме этого, современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. АКТУАЛЬНОСТЬ проекта в том, что “ развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”
( Из Концепции модернизации российского образования )
Важен не конечный результат, а сам процесс приобретения знаний. Каждый учитель иностранного языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету. К сожалению, мы не всегда знаем, как этого добиться. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученики, не видя необходимости в изучении этого предмета, не представляя себе возможные сферы его применения, спрашивают: “А зачем мне иностранный язык?” Оказавшись вне класса, школы, ребѐнок сталкивается с трудностями практического владения языком и реально осознаѐт, что он не может воспользоваться полученными знаниями в обычной жизни. Снижается уровень мотивации, а как следствие этого, интерес к иностранному языку падает. Позитивная мотивация -это ключ к успешному изучению иностранных языков. И ключом решения данной проблемы, на мой взгляд, является использование на уроках метода проектов.
Что же такое проект? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических знаний-проектов. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Проектная деятельность позволяет обучать так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых. Самое ценное в проектной деятельности, на мой взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя – лишь организационная.
Применительно к уроку иностранного языка, это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Что такое метод проектов?
«Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» Полат Е.С [Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с. 67]
Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
ЦЕЛЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ:
- показать умения отдельного участника или группы использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, умножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;
- подняться на более высокую ступень образованности и развития;
- предоставить возможность учащимся самостоятельно приобретать знания при решении практических задач.
ЗАДАЧИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ:
- развивать у учащихся познавательную деятельность, научить самостоятельно добывать знания;
- научить их применять приобретенные знания в учебе и на практике;
- формировать высококультурную личность, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Существует множество классификаций проектов. Так в соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить:
- прикладные;
- исследовательские;
-информационные;
-творческие ролевые проекты. Возможна классификация проектов по: - тематическим областям; - масштабам деятельности; - срокам реализации: мини проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные; - по количеству исполнителей: монопроекты, коллективные проекты.
Этапы работы над проектом:
Подготовка к проекту (выбор темы, формулирование проблемы, озвучивание идеи и ее обсуждение с учащимися).
Организация участников проекта (формирование группы учащихся, постановка задачи перед каждым, определение форм презентации).
Выполнение проекта (поиск информации, ее обсуждение и документирование, выбор способов реализации проекта).
Презентация (защита) проекта (научный доклад, деловая игра, экскурсия, научная конференция, инсценировка, реклама и т.д.).
Подведение итогов проектной деятельности ( анализ, оценка).
Оценка проектной работы – непростое дело. Ведь иностранный язык - это только составная часть всего проекта. Считаю, что неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации. В настоящее время я работаю с разновозрастными группами по УМК О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», который предполагает выполнение проектных работ после изучения каждого раздела. Мои ученики выполнили проекты на разные темы. Вот некоторые из них: «Сказочные герои», «Информация о цветах-символах Великобритании», « Школа будущего», « Моя любимая классная комната», «Дом моей мечты», «Мое родословное дерево», «Мое любимое домашнее животное» и т. д. Таким образом, проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, она помогает преодолению боязни говорить на иностранном языке. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Использование метода проекта превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как обязательное домашнее задание, а как интересное творческое занятие.
В период выполнения проектов развиваются многие учебные навыки. Первое — это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Следующие навыки — коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности, — это и мыслительные навыки.
Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д. Навыки, тесно связанные с мыслительными, это исследовательские навыки: учатся проводить исследование, наблюдать, выявлять, соотносить. Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации. Главной особенностью проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, которое отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре. Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.