Информационно - коммуникационные технологии на уроках английского языка
Информационно - коммуникационные технологии на уроках английского языка
Данная публикация представляет собой отчет по теме самообразования. Тема актуальна, цель ее - через ИКТ способствовать основной цели модернизации образования - улучшение качества обучения, обеспечения гпрмонического развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. В работе представлены основные направления использования ИКТ, особенности их применения в вечерней школе, на уроках и во внеклассной работе. Особое внимание уделяется созданию собственных мультимедийных презентаций и их использование в своей работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создан методический комплекс мультимедийных презентации к урокам (2-11 классы)
2013-14
Обобщающий
1.Подведение итогов
2.Оформление результатов работы по теме самообразования
3.Представление материалов
Сделан отчет на по теме «Использование ИКТ на уроках английского языка» (см. Приложение)
Внедренческий
1.Использование опыта в дальнейшей работе.
2.Распространение собственного педагогического опыта
Выступление на заседании методического объединения, обсуждение, проведение экспертизы методических наработок
Тема: «Использование ИКТ на уроках английского языка».
План работы над темой по самообразованию (Приложение 1)
Содержание
1.Актуальность темы
2.Цель и задачи
3.Пояснительная записка
4. Методологическая основа
5. Система применения ИКТ
6. Аппаратные средства
7. Основные направления использования ИКТ
8. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
Актуальность темы:
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Цель: через применение ИКТ способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Задачи:
1)использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
2)сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
3)формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
4)направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.
Пояснительная записка
В программе развития нашей школы сформулированы цели, задачи и приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: использование эффективных методов и приёмов в преподавании и создание благоприятного микроклимата на уроках в целях повышения уровня обученности каждого школьника; овладение информационными технологиями в преподавании различных предметов и т. д. Исходя из этого, в 2011-2014 годах коллектив работал по единой методической теме «Формирование положительной мотивации к обучению у учащихся вечерней школы через использование различных приемов, форм и методов, интерактивные технологии в образовательном процессе».
Учитывая особенности контингента обучающихся в вечерней школы и условия их жизни и быта, я выбрала методическую тему «Использование ИКТ на уроках английского языка».
Особенности образовательного процесса в вечерней школе.
Основной контингент обучающихся составляют осужденные, люди, лишенные свободы. Как правило, это бывшие учащиеся дневных, вечерних школ, в свое время не завершившие образование по разным причинам. Кроме них, обучаются лица, которые не изучали иностранные языки вообще, например в коррекционных школах, ил изучали когда-то немецкий язык. В связи с этим приходится сталкиваться с множеством проблем при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Трудности возникают и с использованием в учебном процессе мультимедийных продуктов: непонимание содержания, соответственно, снижение интереса к изучаемому. Поэтому многие презентации составлены на русском языке или на двух языках (английском и русском). Внеклассные общешкольные мероприятия проводятся только на русском языке.
Методологическая основа
Вопрос о применении информационных технологий в школе в процессе обучения обсуждается учёными, методистами и педагогами-практиками. Методологической основоймоей работы послужили труды Н.Д. Гальсковой, Е.С. Полат, И.А. Зимней, С.В. Новикова, а также: Современная концепция личностно-ориентированного образования, Концепция информатизации образования Российской Федерации, Государственный образовательный стандарт и Примерная Программа по иностранным языкам.
Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранным языкам. Одно из таких требований – коммуникативный подход, основной задачей которого является формирование и развитие коммуникативной компетенции(способности общения на иностранном языке). Поэтому я решила уделить особое внимание поиску наиболее эффективных методов и приемов работы с учащимися для формирования и развития коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка c помощью ИКТ.
Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».
Система применения ИКТ
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи , анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные. Я, в основном имею дело только с аппаратными средствами.
Аппаратные средства:
Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.
Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
Основные направления использования ИКТ
Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.):
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
6. Заключение
Из выше перечисленных чаще всего я использую готовые мультимедийные продукты, собственные мультимедийные презентации, использую ИКТ во внеклассной работе и прибегаю к ресурсам сети Интернет.
Использование ИКТ на уроках позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.
На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
Данное направление является наиболее распространённым в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ.
Готовые продукты доступны на различных сайтах Интернета, многие из них взяты у коллег – преподавателей английского языка районного методического объединения.
В начальной школе использую презентации «Считалочки на английском языке», стихотворения на английском языке «Little Cat», «Seasons», при изучении темы «Внешность человека» - «My body». Тема «Животные» разработана постоянной участницей сайта «Детские презентации и электронные книги» Викторией Новиковой - «Animals of our planet». Здесь же использую готовые презентации по темам «Моя семья», «город и деревня», «Фрукты» и т.д.
В начальных и в 5-6классах использую просмотр мультфильмов на английском языке. Понимание содержания облегчается двумя факторами: известные мультфильмы «Винни Пух», «Книга Джунглей», «Алиса в стране Чудес», «Малыш и Карлсон», ребята уже смотрели, кроме того, эти мультфильмы транслируются с титрами. Одновременно учащиеся привыкают к восприятию иноязычной речи на слух. Для контроля понимания провожу беседу по вопросам, которые были даны перед просмотром, или тестирование типа «True\False».
В 7 классе имеются готовые презентации «Путешествие по России», «Москва-столица России», «Достопримечательности Лондона», «Праздники в Великобритании», «Времена года», «Овощи, фрукты» и другие.
В 8 классе при изучении темы «Visiting the USA» использую различные готовые презентации, разработанные учащимися цифровой школы имени адмирала А.М.Калинина. На тему «Английский – глобальный язык» имеется презентация, рассказывающая о различных уровнях английского языка в Британии. Презентация учителя одной из московских школ «Окружающая среда» активно используется при изучении темы «Мир вокруг нас» и при изучении грамматики - пассивного залога. «Спорт в твоей жизни» и «Экстремальные виды спорта» учащиеся с интересом смотрят при изучении темы «Keeping fit» - «Здоровый образ жизни».
В 9 классе использую презентации«Средства массовой информации», «Пресса Великобритании», «Исследования космоса», «Первый советский космонавт».
В 10-12 классах при изучении темы «Путешествия» активно использую видеосюжеты из программы «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова, «Музей мадам Тюссо в Лондоне», интернет - презентации «Путешествия по США, Великобритании», видеосюжеты «Путешествия по Австралии, Канаде, Новой Зеландии», «Загадочные места планеты» , «Остров Пасхи» и другие.
Остановимся на приемах работы с видеосюжетом «This is London». После устного знакомства с достопримечательностями Лондона учащимся предлагается просмотр фильма. На доске предварительно выписываю слова, которые могут вызвать затруднение в понимании сюжета. Перед просмотром сообщаю название фильма и предлагаю высказать свое мнение о том, что учащиеся ожидают увидеть. Раздаю ученикам задания, которые будут обсуждаться по окончании фильма. Для более подготовленных детей это могут быть вопросы, для других – задания типа «True\False». Во время показа учащиеся делают записи, которыми они воспользуются во время дискуссии.
В начальных классах использую просмотр мультфильмов на английском языке. Понимание содержания облегчается двумя факторами: известные мультфильмы «ВинниПух», «Книга Джунглей», «Алиса в стране Чудес», «Малыш и Карлсон», ребята уже смотрели, кроме того, эти мультфильмы транслируются с титрами. Одновременно учащиеся привыкают к восприятию иноязычной речи на слух. Для контроля понимания провожу беседу по вопросам, которые были даны перед просмотром, или тестирование типа «True\False».
2. Создание собственных мультимедийных презентаций.
Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).
Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация.
Если готовые мультимедийные продукты часто не полностью подходят к теме урока и не всегда соответствуют уровню подготовки обучающихся вечерней школы, слишком сложные для понимания и выполнения имеющихся в них заданий, то в этом случае, я прибегаю к созданию собственных презентаций. Они четко передают материал, необходимый для изучения, доступны для понимания, задания, тесты, вопросы для проверки понимания, тексты к слайдам я стараюсь составить так, чтобы обучающимся было понятно. Иллюстрации подбираю красочные, привлекающие внимание, комментарии иногда делаю на русском языке, чтобы заинтересовать обучающихся, для которых английский язык второй (в школе изучали немецкий или не изучали совсем). Накоплен довольно большое количество таких презентаций. Например,
В начальной школе по учебнику Биболетовой З.М. разработана презентация
к 15-22 урокам темы «В городе и в деревне», включающая не только красочные картинки, но и задания в соответствии с учебником, а также краеведческий материал – «Мой родной поселок».
В среднем и старшем звене часто использую составленные ранее, скорректированные применительно к контингенту вечерней школы, презентации по теме «Добро пожаловать в Лондон» (7 , 10 класс), «Путешествие по США» (8, 12 класс), «Города США» (12 класс). Презентация к теме «Мир вокруг нас» (8 класс) представляет собой знакомство с новой лексикой в иллюстративной форме: картинка-подпись, затем упражнения на закрепление лексики: английский вариант – назвать русский, сопоставить русские и английские варианты.
Особое значение имеют презентации, связанные с изучением Шекснинского края. Поскольку многие обучающиеся школы уроженцы других районов Вологодской области и других областей России, по окончании темы «Мир вокруг нас» обязательно знакомлю с нашим краем. С этой целью мною созданы две презентации «Земля моя – Шекснинский край» - о Шексне, водных ресурсах района, представителях животного и растительного мира (см. Приложение) и «Sheksna is my native place» - о достопримечательностях Шексны, промышленных предприятиях. (Список и образцы презентаций прилагаются).
3. Использование ИКТ в во внеклассной работе
Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.
В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов.
При проведении внеклассных мероприятий также целесообразно использовать ИКТ для создания игровых систем или другой наглядности. Учителя нередко прибегают все к тем же программных продуктам, позволяющим соединять в себе все мультимедиа ресурсы.
Внеклассные мероприятия все три года проводятся с использованием презентаций, видеосюжетов.
«Путешествуем по Австралии», внеклассное мероприятие, начиналось с клипа с песней Хью Джексона «Я все еще считаю Австралию домом», затем рассказ сопровождался презентацией, и закончилось просмотром видеоролика из серии телепередач Дмитрия Крылова «Непутевые заметки».
«Слова-иностранцы вокруг нас» - мероприятие, посвященное заимствованным словам из английского языка, также проводилось с презентацией, разработанной непосредственно учителем английского языка с учетом уровня образованности и особенностями контингента школы.
(Конспект мероприятий с разработанными презентациями прилагается).
«Сколько стран, столько и обычаев», интеллектуально-познавательная игра, посвященная известным людям англоязычных стран, достопримечательностям, традициям и обычаям, была проведена с применением Интернет - презентации “So many countries, so many customs”, которая была переработана, изменена и дополнена интересными фактами в соответствии с уровнем обучающихся школы.
«Какая ты, Англия?» Мероприятие было проведено с использованием готовой презентации, переработанной и дополненной новой информацией. Рассказ об этой необычной, свято уважающей свои традиции стране, сопровождался показом слайдов. Кроме того, некоторые сообщения, например о Тауэре, традициях чаепития, Стоунхендже, были подготовлены и зачитаны обучающимися. Видеосюжет в заключение мероприятия был показан на английском языке с субтитрами. Проверка понимания его содержания с помощью вопросов викторины показала, что цель мероприятия была достигнута.
4. Использование Интернет – ресурсов.
Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Использование сети Интернет в условиях исправительной колонии запрещено обучающимся, поэтому они не имеют возможности принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.
Учитель использует в своей работе различные электронные ресурсы. наиболее распространенные для учителя английского языка:
На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах я нахожу готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги, презентации и, которые перерабатываю и использую в своей работе (приложение № 2).
Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.
Заключение
В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.
Использование ИКТ на уроках английского языка – на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
индивидуализировать учебный процесс;
Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении английскому языку и нуждается в дальнейшем исследовании.
Библиография
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2009
Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009
Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166
Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000