Идея портфолио или папки индивидуальный учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.
Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и прежде всего – мир труда, экономические и социальные условия.
В основе технологии ведения языкового портфолио учащегося лежит опыт введения Европейского языкового портфолио.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ и языковой портфолио учащегося.»
ЕГЭ и языковой портфолио учащегося.
Учитель: Л.В.Егорова
Идея портфолио или папки индивидуальный учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.
Под модернизацией понимается приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившими все сферы жизни и прежде всего – мир труда, экономические и социальные условия.
В основе технологии ведения языкового портфолио учащегося лежит опыт введения Европейского языкового портфолио.
Европейский языковой портфолио был разработан и пилотирован Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге в 1998-2000 годах как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия. Портфолио включает в себя следующие разделы: языковой паспорт, языковая биография и досье.
Цели портфолио: формирование устойчивого интереса учащихся и организация их самостоятельной работы в изучении иностранного языка.
Задачи портфолио:
· образовательная: позволяет учащемуся стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию в изучении ИЯ,
учит его организовать свою самостоятельную работу и определять рациональные способы совершенствования своих умений, развивает навык рефлексии;
· педагогическая: позволяет педагогу оценивать уровень достижений каждого учащегося, повышать их мотивацию в образовательном процессе, вносить корректировки в процесс обучения;
· социальная: повышает интерес родителей к образовательному процессу, развивает социальную мобильность учащихся.
Работа ученика и учителя по составлению портфолио основана на принципах:
· целостность развития и образования - важны все этапы/ достижения жизни;
· развитие и саморазвитие- познание себя через качественный анализ результатов.
Разделы портфолио:
· паспорт, в котором учащийся оценивает свой уровень владения иностранным языком согласно «Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком»;
· языковая биография – отражает языки, которыми владеет учащийся или планирует изучить, его опыт пребывания за границей и межкультурного общения (в том числе, и по переписке). Таблица уровней владения иностранным языком - системообразующий документ портфолио. Она ясно описывает языковые умения и навыки, выработка которых происходит на том или ином уровне изучения языка. Обращаясь к данной таблице 2 раза в год - в сентябре и марте - ученик самостоятельно отслеживает индивидуальный процесс учения, корректирует его, ставит цели (на ранних этапах с помощью учителя). Это способствует формированию автономности обучающегося, способности самостоятельно учиться на протяжении жизни.
- досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося свидетельства его успехов в овладении языками: письменные работы, автобиографические записи, стихи и рассказы, написанные учащимся, индивидуальные / групповые проекты, письменные доклады, свидетельства признания достижений учащегося, итоговые тесты, письма (деловые и личные), работы, выполненные на компьютере, список прочитанной литературы, памятки-рекомендации, критерии оценки.
Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.
Из этого краткого описания языкового портфолио отчетливо видно, что работа над портфолио позволяет ученику все больше и больше становиться – выражаясь привычным нам языком – субъектом процесса учения, в который входит, наряду с результатом и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образовательного пути.
За время работы с данной технологией я пришла к выводу, что её нужно внедрять уже на ранних ступенях обучения, чтобы формировать и систематически развивать у учащихся умение представлять свой учебный и жизненный опыт и отслеживать собственные достижения.
Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений учащегося по предмету и развития его личности. «Оценка в школе - это оценка не только знаний, но и желание знать тот или иной предмет. Оценка – это не то, что стоит в журнале за контрольную, а это оценка стараний и трудов, которые приложил ученик. Каждый развивается по-разному, и, соответственно, успеваемость разная».
Вопрос об использовании портфолио на стыке «школа-вуз» рассматривается на современном этапе развития образования.
Портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности школьника, может быть использован вузами при отборе абитуриентов. С нашей точки зрения, портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, поскольку:
• наиболее полно покрывает дефицит информации об абитуриенте, неизбежный при любой экзаменационной процедуре;
• демонстрирует уровень индивидуальных возможностей и достижений выпускника, его образовательную активность, позволяет вузу «не потерять» талантливых абитуриентов;
• отражает в качестве накопительной оценки устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена. Кроме того, портфолио может служить альтернативой «натаскивания», дающего краткосрочный и поверхностный эффект;
• свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках (ибо портфолио представляет наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы).
Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга.
Это стимулирует активность не только наиболее одарённых школьников, потенциальных призёров олимпиад высокого уровня, но и всех заинтересованных учеников, участвующих в вузовских, муниципальных олимпиадах, конкурсах, конференциях, социальных практиках и др.
Портфолио отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу – одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.
В заключение хочу отметить, что образовательная технология «портфолио» не только создаёт возможности неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании своих предметных и надпредметных навыков. Кроме того, портфолио является для ученика своеобразной книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения/ жизни в школе. «…нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». Ф. М. Достоевский
Портфель учащегося может быть эффективно использован учителями разных предметов, преподавателями элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта и достижений учащихся по изученному курсу/ циклу предметов или за определённый период времени.
Литература
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204
2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 7-8
3. Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 22
4. Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», Иностранные языки в школе, №5-1998г., с. 86
Интернет-ресурсы
http://childpsy.ru/lib/articles/id/10448.php
Загвоздкин В.К.Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки
2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5736/Itemid,118/ Иванова Н. В.Языковой портфолио как инструмент самооценки и саморазвития ученика