ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Доклад нацелен на формирование навыков смыслового чтения на уроках английскоко языка на разных этапах обучения.Образовательные стандарты нового поколения рассматривают чтение как качество, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в разных ситуациях его деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Образовательные стандарты нового поколения рассматривают чтение как качество, которое должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в разных ситуациях его деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения.
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как я работаю над формированием навыка смыслового чтения на уроках английского языка?
Прежде всего организую систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках английского языка. При этом основная работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания.
В 2 классе учащиеся должны освоить алфавит, научиться читать по транскрипции, а затем переходят к чтению слов по правилам. Для достижения этих целей я использую следующие упражнения:
Прочтите буквы, прочтите звуки.
Составьте слова из следующих букв.
Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).
Впишите в слова недостающие буквы.
Запишите под диктовку слова по буквам и прочитайте эти слова вслух.
Чтение по ролям.
Чтение до первой ошибки.
Соедините букву и звук.
Чтение за диктором.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.
Предтекстовый этап
Учащиеся прогнозируют содержание текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания.
На предтекстовом этапе так же осуществляется введение новой лексики к тексту.
На этом этапе использую такие упражнения как:
Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Назовите исходную форму данных слов.
Текстовый этап
Учащиеся многократно возвращаются к тексту, используют опоры в тексте и обращаются к словарю для полного понимания деталей содержания и смысла текста. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, этап самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. После первичного самостоятельного прочтения 1, 2, 3, 4 абзаца текста можно провести
упражнение «Find out» - «Выясни» (нужно ответить на поставленный вопрос, подтвердить это словами из текста),
либо тест на множественный выбор, когда задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответа к нему.
прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
На послетекстовом этапе происходит информационная переработка текста с целью ее присвоения.
Учащиеся возвращаются к тексту, чтобы выбрать информацию и языковые средства, необходимые для порождения устноречевого высказывания.
используя материал текста, ответьте на вопросы;
расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
используя факты из текста, расскажите о …;
перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
выразите свое отношение к прочитанному;
прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
составьте аннотацию к тексту.
Рефлексия на уроке - учащиеся анализируют результат, ход выполнения работы, затруднения, пути преодоления затруднений на протяжении урока
Изучаю и использую в своей работе технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Учу детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов.
1. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (–)
Есть вопросы (?)
V – for information which is not new for you;
+ – for new information;
? – for information you didn’t understand, you have questions.
(учащиеся читают 2 минуты текст про себя)
T: While analyzing the information from the text use the following phrases:
V – I knew that…..
+ – it is new for me that….
? – I don’t understand…; I don’t know why, how….
T: What information was not new for you?
P1: I knew that stress is typical of modern life.
P2: I knew that there are some changes in people’s body because of stress.
P3: I knew that people can have headache because of stress.
T: What new information have you learned?
P1: It is new for me that many teenagers are under stress nowadays.
P2: It is new for me that not all stress is bad.
P3: It is new for me that a little stress can keep you on your toes.
T: What information you don’t understand?
P1: I don’t understand how people can cope with stress.
P2: I don’t know how people can control their feelings.
P3: I don’t quite understand how I can deal with my negative emotions.
Рассмотри рисунки. О каких достопримечательностях нашей страны Даша рассказала своим друзьям по переписке? (3 класс)
• Listen and look.
The capital of Russia is Moscow. Moscow is famous for its Kremlin. There are 20 towers in the Kremlin. When the New Year comes, there is a great New Year Tree in the Kremlin/
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (–)
Есть вопросы (?)
I knew that stress is typical of modern life.
I knew that there are some changes in people’s body because of stress.
I knew that people can have headache because of stress.
It is new for me that many teenagers are under stress nowadays.
It is new for me that not all stress is bad.
It is new for me that a little stress can keep you on your toes.
I don’t understand how people can cope with stress.
I don’t know how people can control their feelings.
I don’t quite understand how I can deal with my negative emotions.
I knew that the capital of Russia is Moscow. Moscow is famous for its Kremlin.
It is new for me
when the New Year comes, there is a great New Year Tree in the Kremlin.
I think that
there are 20 towers in the Kremlin.
Делают краткие записи, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём «Инсерт» способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся.
Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе. Учащимся предлагаются разнообразные виды заданий к текстам.
Например,
дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно;
выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой),
высказывание своей точки зрения и краткое её изложение;
приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения.
Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся»,
т. е. располагаются в определенном порядке.
Возможности использования:
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока (Мозговой штурм)
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.
I have a cat. Her name is Murka. She is very big and she is black. She likes my friends and she likes to play very much. He doesn t like a dogs. She likes to eat meat and fish, but she doesn t like milk. I like my pet very much.
I have …
…name is …
She is … .
….likes … and …likes to play… .
… doesn’t like …
… likes to eat…, but … doesn’t … .
I like … .
Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.
You will express the main ideas of our lesson in it. It has the following structure:
Cinquain 1 line a noun 2 line an adjective + an adjective 3 line a verb + a verb + a verb 4 line a phrase or a sentence 5 line a summary (usually 1word) (слайд 17)
Cinquain 1.London
2.Beautiful, big, (old)
3. stand, was founded, has got
3. one of the largest cities in the world.
4. the capital (city)
На своих уроках знакомлю детей с текстами разных стилей, раскрываю особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показываю приёмы работы с такими текстами. Предлагаю школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «не сплошные». Содержание учебной программы по иностранному языку требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов, т.е. развивать смысловую сторону чтения, поэтому проводится
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.
Свою задачу, как учителя-предметника, вижу в том, чтобы продолжить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения учащихся через изучение и внедрение в свою педагогическую практику новых и эффективных приёмов, способствующих формированию навыков смыслового чтения.
Чтение как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:
выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мыщления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.