Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования.
Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования.
Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций учителя как средство повышения качества образования.»
Формирование профессиональных компетенций учителя
как средство повышения качества образования.
Марусич Т.В.,
Первомайская СШ
Сегодня обществу нужна творческая личность, способная ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях множественности выбора, иметь независимость в суждениях. Ведь в наши дни талант и творческая одарённость становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию.
Педагог , являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательные программы в образовательный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентноспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. В связи с этим актуальным становится проблема готовности педагогов к работе в современных условиях, проблема компетентности самих педагогических работников.
Современное образование предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя, возрастает объем и качество исследовательской составляющей в педагогической работе. Такие преобразования влекут за собой изменение содержания и подходов к педагогической деятельности.
Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Что же такое профессиональная компетентность? Профессиональная компетентность педагога– это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Профессиональная компетентность реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
· самоанализ и осознание необходимости;
· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
· самопроявление, анализ, самокорректировка.
В настоящее время компетентным скорее можно назвать не специалиста, обладающего энциклопедическими знаниями, а человека, который умеет применить имеющиеся у него знания к реальным жизненным ситуациям.
Таким образом: компетентность- это мобильность знаний+ гибкость метода+ креативность мышления.
Как же взаимосвязаны компетентность и компетенция?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?
Современный педагог должен обладать:
Предметной компетентностью- это собственные знания, умения, навыки педагога по предмету.
Педагогической компетентностью- умение применять знания на практике, причем не только знание предмета, но и знания в области педагогики, психологии, дидактики, а также умения оценивать результаты своего труда, труда обучающихся, педагогические процессы.
Социальной компетентностью- связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности( способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
От профессиональной компетентности педагога зависит качество образовательных результатов и достижений обучающихся. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Качество образования, как известно, во многом зависит от компетентности и уровня профессиональной подготовки учителя. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
Феномен профессиональной компетентности учителя иностранного языка можно рассматривать в нескольких измерениях одновременно: как подсистему культуры и форму деятельности, механизм профессиональной социализации и особую реальность становления, развития, самореализации индивида. Говоря о профессиональной компетентности учителя иностранного языка, можно сказать, что коммуникативная компетентность является самой важной, ведь речь идет о формировании коммуникативной компетентности учащихся. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Практика, однако, показывает, что в современных условиях постоянного расширения международных контактов одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке, пусть даже опирающегося на фундаментальные знания его основ, явно не хватает. Недостающим звеном здесь является грамотное использование культурно-обусловленных норм поведения - как речевого, так и неречевого, основанное на знании особенностей культуры и образа мышления коммуникантов. В настоящее время тезис о неотделимости изучения иностранного языка от ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей, социокультурными традициями, особенностями национального видения мира народом-носителем является общепризнанным в методике преподавания. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному иноязычному общению является основной целью обучения иностранному языку на современном этапе. При этом учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой. Не надо бояться нового, не надо бояться сделать ошибку, поскольку все поправимо, если есть установка на самоанализ и самосовершенствование. Залог успеха в том, чтобы хоть в чем-то продвинуться к педагогическому мастерству и почувствовать себя способным к самообучению и самовоспитанию.
Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления – являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя, в том числе иностранного языка, внедряющего новые стандарты и решающего задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе казахстанского образования.
Мы понимаем, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это УЧИТЕЛЬ – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение. Ведь компетентный учитель- это компетентные ученики. Формирование профессиональных компетенций учителя- это важнейшее средство повышения качества образования.