Формирование и развитие речевых способностей обучающихся на уроках иностранного языка
Формирование и развитие речевых способностей обучающихся на уроках иностранного языка
Актуальность темы: Выдающийся психолог, автор теории развивающего обучения, Л.В. Занков говорил: “Если учебный материал и методы его не создают трудности, которое должно быть преодолено, то развитие детей идёт слабо и вяло”.
Не секрет, что учителя иностранных языков часто сетуют на то, что сначала обучающиеся абсолютно все горят желанием изучать иностранный язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет – уже единицы. Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало?
Вероятно, когда какое-либо дело у тебя получается, и даже успешно, то им хочется заниматься ещё и ещё, появляется непреодолимое желание совершенствоваться.
Действительно, обучение должно быть успешным! Чтобы изучить иностранный язык, необходимо не только прикладывать немалые усилия, но и потратить для этого много времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие речевых способностей обучающихся на уроках иностранного языка»
Формирование и развитие речевых способностей обучающихся на уроках иностранного языка
Р. Р. Ергалиева
преподаватель английского языка
ГККП «Многопрофильный колледж» акимата г Астаны
Актуальность темы: Выдающийся психолог, автор теории развивающего обучения, Л.В. Занков говорил: “Если учебный материал и методы его не создают трудности , которое должно быть преодолено, то развитие детей идёт слабо и вяло”.
Не секрет, что учителя иностранных языков часто сетуют на то, что сначала обучающиеся абсолютно все горят желанием изучать иностранный язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет – уже единицы. Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало?
Вероятно, когда какое-либо дело у тебя получается, и даже успешно, то им хочется заниматься ещё и ещё, появляется непреодолимое желание совершенствоваться.
Действительно, обучение должно быть успешным! Чтобы изучить иностранный язык, необходимо не только прикладывать немалые усилия, но и потратить для этого много времени.
Для обучения иностранным языкам существенное значение имеют речевые навыки и умения, необходимые для решения мыслительных задач в процессе коммуникации, а также языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое “обслуживание” мыслительной деятельности. Речевые навыки и умения функционируют в процессе деятельности человека, осуществляемой в общении. Их развитие возможно, если воссоздать на уроке реальные условия общения и обучать эффективной коммуникации через формирование соответствующих навыков, умений и автоматизмов как единого комплекса свойств. Эти психологические образования зависят от условий их становления. Они развиваются постепенно и лучше всего в условиях положительного подкрепления, предполагают не только вызванные реакции, но и инициативные действия, вовлечены в познавательную деятельность, связаны с планами и структурами гибкого поведения человека, позволяют активно взаимодействовать с окружающим миром и воздействовать на него, придают иноязычной речи свойства высших психических функций.
Формирование речевых способностей осуществляется в ходе выполнения различных упражнений. Овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Иными словами, обучающимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического, и лексического оформления высказываний. Как только обучающиеся в первый раз воспроизводят материал, будь то звук, слово, словосочетание, предложение, начинается тренировка.
Для того, чтобы поддержать интерес к предмету, мною были применены различные методы и приёмы. Наиболее эффективным методом для запоминания транскрипционных знаков и их произнесение является фонетическая сказка, основанная на принципе фонетических ассоциаций. Ассоциация – психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциации играют важнейшую роль в процессе обучения. Одна вещь влечёт за собой другую, так что ассоциации помогают различным образом упорядочивать все элементы поступающей информации.
При использовании такого метода можно без особых усилий запомнить английские звуки и транскрипцию. В сказке главным действующим лицом может стать любое животное или любимый сказочный персонаж. В нашей сказке это будет забавная обезьянка, которой нравиться гримасничать и издавать различные звуки. Обезьянка проснулась и потянулась в своей кроватке [ ], она выглянула в окно, увидела солнышко и воскликнула [ ] и улыбнулась [ ], обрадовавшись начинающемуся ясному дню. Она решила сделать уборку в своём домике: выбила пыль из коврика [d]-[d] – стало чисто и уютно [g]– [g] – good; выбила пыль из подушки [t]– [t], полила цветочки [l-l-l], вымыла пол, устала [p]– [p]; присела и с удовольствие произнесла [o:], взяла колокольчик [] – [] и сказала: “Morning!”. Затем позвонила ещё раз, созвала своих друзей, поприветствовала их: “Good morning!”. Подбежала собачка [d]-[o]-[g] и прорычала [r-r-r]. Они пошли на лесную полянку, утром прохладно, лапки замёрзли, стали греть лапки [h-h-h]; прискакал зайчик [h]-[o]-[p] и поздоровался: “Hello!”; прошуршал в траве ёжик [f-f-f]; пролетели журавли [au-au-au].
Таким образом, приобщив обучающихся комбинировать разного рода ассоциации и зрительные образы, они приобретают особо эффективный инструмент, который помогает им улучшить память. Зрительные ассоциации и воображение создают необходимый контекст для хорошего удержания информации в памяти. Как говорил философ Дэвид Юм, ассоциация – это “кроткая сила”, которую мы можем себе подчинить.Для формирования лексических и первичных грамматических навыков и умений я широко использую различные символы. Символическое изображение слов, словосочетаний и даже предложений способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания.
Е.И. Пассов делает вывод о том, что должна наблюдаться некая пропорция между работой памяти и мышления. Например, если используются разные приёмы запоминания лексического материала – произвольные и непроизвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные (символы, знаки, жесты, опорные сигналы и т.д.) – и организуется деятельность детей с этим языковым материалом, то развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза, формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем, правил, т.е. совершенствуется мышление .
Использование элементов развивающего обучения способствует снятию монотонности в работе, стимулирует познавательный интерес к изучению иностранного языка, повышению качества обучения.
Считаю, что применяемые мною элементы развивающего обучения доступны, увлекательны и очень полезны, так как помогают усваивать новый лексико-грамматический материал и закреплять его в речевых сообщениях. Учебный процесс протекает в доверительной атмосфере, в сотрудничестве с учителем, избавляет от стрессовых ситуаций. Использование таких методов и приёмов дает ученикам понять, что они тоже могут творить и создавать своё, мыслить и фантазировать, составлять и придумывать новое. При этом у них развивается мыслительная деятельность, все виды памяти (зрительная, фонематическая, механическая и т.д.), аналитическое мышление, способность выделять главное, анализировать сопоставлять, обобщать и делать выводы и возникает потребность выразить себя, реализовать свои способности, проявлять инициативу в творчестве.
Применение в работе элементов развивающего обучения позволяет сделать следующие выводы.
1.Повышается учебная мотивация к изучению английского языка.
2.Быстрее развиваются речевые способности учащихся, даже тех учащихся, которые с трудом усваивают иностранный язык.
Литература
Афанасенкова Л.М. Применение элементов развивающего обучения для формирования и развития речевых способностей учащихся. Кайеркан, 2004 г.
Ермолаева И.В. Английский язык. Карточки заданий. Саратов, 2006 г.
Калинина С.В. Развитие устной речи на уроках французского языка // Методическая мозаика. – 2007. № 4.
Каменецкая Н.П., Грачёва Н.П., Антонян Т.А. Групповая работа на уроках английского языка// Методическая мозаика. – 2002. № 4.
Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – Москва, 1993.