Формирование коммуникативной компетенции на уроке английского языка в начальной школе.
Формирование коммуникативной компетенции на уроке английского языка в начальной школе.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции на уроке английского языка в начальной школе.»
Формирование коммуникативной компетенции на уроке английского языка в начальной школе.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
Речевой компетенции:
совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
Языковой компетенции:
систематизации ранее изученного материала;
овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
Компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
Учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Компетенция всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, предполагает минимальный опыт применения личностью компетенций.
Компетенция – как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку. Следовательно, «язык» – является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и виденье мира. Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Коммуникативная компетенция как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, достигает цели (эффективно) и эмоционально благоприятно (психологически комфортно) для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
Современные школьники имеют возможность изучать иностранный язык и одновременно развивать свою коммуникативную компетенцию.
Игра – как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе.
Главной целью обучения английскому языку в начальных классах является создание положительной естественной мотивации к его изучению.
Я считаю, что яркая подача материала с помощью игровых технологий обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее произвольного внимания. Применение игровых технологий обучения создает условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.
В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра.
Использование игр как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе, позволяет мне формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.
Например, во 2 классе для организации тренировки детей в употреблении образца общения “Моя (кошка) умеет (прыгать)” можно предложить такую речевую задачу: “Злой волшебник заколдовал наших любимых животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно сказать, что они умеют делать (это цель данного речевого действия).” Вслед за учителем, который дает образец решения коммуникативной задачи, каждый ученик рассказывает о своем животном:
Учитель: My dog can run.
У1: My frog can jump.
У2: My parrot can fly.
И т.д.
Чем больше игровых приемов использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.
Ролевые игры – основа развития коммуникативных умений. Разыгрывание ролей – имитационный игровой метод активного обучения, который характеризуется наличием задачи (проблемы) и распределением ролей между участниками ее решения. Так, например, игра “В магазине”. На прилавке магазина разложены различные предметы одежды и еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.
Таким образом, я рассматриваю игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия. На первом этапе обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры.
Целесообразно использовать драматизации, игры-соревнования, интеллектуальные игры типа “Что? Где? Когда?”, игры-путешествия. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции.
Коммуникативные ситуации использую не только при обучении говорению, но и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности.
Аудирование:
“Немое письмо” – прослушайте текст, затем нарисуйте то, что услышали.
Послушайте рассказ о комнате Винни-Пуха и назовите номер картинки, на которой она изображена.
Письмо:
К нам пришло письмо из Британии от нашего знакомого Дэвида, но письмо намокло в дороге, нужно восстановить его и написать ответ.
Кто-то прислал телеграмму, но на почте перепутал слова. Чтобы узнать, что в телеграмме, нужно поставить слова в правильном порядке.
Чтение:
Учащиеся делятся на группы по 4 человека. 1-й ученик читает текст и рассказывает содержание текста второму ученику. 2-й ученик слушает и подбирает иллюстрацию. 3-й ученик слушает, выписывает ключевые слова и выражения и отдает все четвертому ученику. 4-й ученик рассказывает текст, опираясь на все, что имеет.
Результаты проведенной работы позволяют сделать мне следующие выводы - развитие коммуникативной компетенции происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуациях воздействия .Все активные методы преследуют одну цель :оказать социально-психологическое воздействие на личность ,способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.