kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем воспитать не только образованного человека, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Эстетическое воспитание играет большую роль в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка»


И.Г. Борисова

учитель английского языка

МОУ СОШ №8 г. о. Саранск


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем воспитать не только образованного человека, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир. Эстетическое воспитание играет большую роль в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека.

Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного образования относится эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы, эстетическое сознание.


Понятие эстетическое воспитание неразрывно связано с термином «эстетика». Слово «эстетика» происходит от греческого «aisteticos», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. В.А. Сухомлинский в своих работах определяет эстетическое воспитание как процесс формирования чувств в области прекрасного. [6; с.195]. «Прекрасное – это и сама жизнь в её наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения».

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2; c.451].

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3; c.51]. Д.Б. Лихачев подчеркивает, что ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия принадлежит эстетическому становлению ребенка.

Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическом воспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения и воспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д. [4; c. 27-43]

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [3; 51].

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". [5; стр. 142] Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

В феврале 2018 года мною был прослушан вебинар: «Основы эстетики. Эстетическая культура современного учащегося» (Аленькова Юлия Васильевна) на сайте «ВИДЕОУРОКИнет». Для себя я взяла новое в теоретическом плане, где эстетическое воспитание представляется основными эстетическими категориями: прекрасное, возвышенное, трагическое, безобразное, низменное, комическое. [7] Большую роль играет в данном случае эффективность процесса эстетического воспитания, педагог постоянно прибегает к помощи методов педагогического воздействия, таких как убеждение, разъяснение, пример, требование, система перспективных линий, поощрение и наказание. Ребенок включается в эстетически воспитывающую деятельность со всеми положительными и отрицательными чертами своей личности [3; с.113]. Огромное значение в этой деятельности приобретает формирование у школьника представления о жизненном идеале и об идеальном в окружающем мире. Притягательная сила идеалов для детей заключается в социальной ценности их содержания, в самых различных областях общественной жизни.

Также автор указывает на системность, а не стихийность эстетического воспитания. В деловом общении эстетические критерии подразумевают создание благоприятного психологического климата, корректность в отношениях, их функциональную упорядоченность, способствующую укреплению социальных связей и повышению эффективности деятельности коллектива.

В неформальном общении людей (в семье, в кругу друзей и близких), эстетической значимостью обладает умение общаться, не подавляя личности другого. Эстетически значимыми являются также используемые средства и способы коммуникации, прежде всего язык, интонация, мимика, жесты. Особенно важна культура выражения чувств, умение контролировать психологические состояния.

Процесс преподавания английского языка также имеет огромные потенциальные возможности эстетического развития личности. В школе иностранный язык выступает как средство коммуникации, и главная цель его изучения – развитие иноязычной компетенции. Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. Ребята знакомятся с особенностями «другой жизни» в различных областях жизни, в том числе и в области искусства. Отношение к эстетическим ценностям, освоение их, способность творить, можно считать одними из ключевых показателей в личности школьников, которые формируются в ходе урока.

Результаты эстетического воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей ученика, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.

Изучая английский язык в школе, происходит формирование элементарных коммуникативно-речевых умений в аудировании, чтении, говорении, письме, а также осуществляется ознакомление с культурой и жизнью зарубежных сверстников.

Мне бы хотелось остановиться на изучении социокультурной информации на уроках иностранного языка, на примере УМК «Английский в фокусе» - 5 класс, авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др. [1, c.54]

На примере урока по теме «Тадж - Махал», с применением и описанием всех УУД (универсальных учебных действий) на всех этапах деятельности, мы видим, что эстетическое воспитание выступает как часть всего педагогического процесса в системе обучения иностранному языку. Перед вами таблица, в которой приведен пример урока, который ярко демонстрирует ряд категорий эстетического воспитания в целом.

Этапы урока

УУД

Комментарии с точки зрения эстетического воспитания

на уроке

1.

Организационный этап. Эмоциональное вхождение в урок.

Личностные:

Знание правил вежливого поведения, развитие стремления к выражению эмоций и чувств адекватным способом.

Коммуникативные:

Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые фразы.

Эстетическое восприятие.

Учитель приветствует учащихся, настраивает детей на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи, погружает в языковую среду прослушиванием аудиофайла индийской музыки. Цель: создание атмосферы дружелюбия, симпатии и новизны.

2.

Постановка цели урока, учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: прогнозировать результат, владеть целеполаганием, моделировать учебную ситуацию.

Эстетическая культура.

Подготовка учеников к усвоению нового материала, проводит беседу о чудесах света, одной из которых является Тадж-Махал.

Корректная помощь учащимся сформулировать цель урока и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения.

3.

Актуализация и первичное закрепление знаний.

Регулятивные:

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные:

Слушать собеседника, уметь правильно реагировать на предлагаемые фразы.

Строить понятные для собеседника высказывания

Эстетические потребности.

Важная составляющая на уроке, так как первичное закрепление знаний способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка. Хорошая основа для «ситуации успеха» в пользу ученика.

4.

Развитие навыков аудирования с извлечением требуемой информации.

Регулятивные:

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения.

Осуществлять актуализацию полученных знаний, основываясь с опорой на личный жизненный опыт.

Эстетический вкус.

Просмотр видео: «Тадж-Махал». Обучающиеся учатся замечать красоту окружающего мира, находить сходства и различия в жизни других людей. Школьники приобретают эстетические знания, формируют эстетический вкус.

5.

Развитие умения чтения c полным пониманием.

Регулятивные:

Осуществлять актуализацию полученных знаний, основываясь с опорой на личный жизненный опыт.

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, умение выяснять недостающую информацию, умение адекватно использовать материал.

Познавательные: Развитие умений поискового чтения.

Умений выделять существенную информацию из сообщений.

Эстетические идеалы.

Для прочтения предлагается учебный текст «Тадж-Махал».

Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности. Чтение играет большую роль в формировании эстетической культуры. При чтении текста возникает эстетическая реакция, переживается красота языка. Формируется творческое отношение к языку. Вовлечение учащихся в художественно-эстетическую деятельность дает высокую творческую продуктивность.

6.

Физкультминутка.


Эстетическое общение.

Знакомство с индийской йогой.

7.

Рефлексия.

Коммуникативные:

Участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате.

Эстетическая оценка.

Формулировка собственного мнения, его аргументация создает навык эстетического общения.

Мы увидели, что «красной нитью» через все УУД, запланированные на всех этапах урока, проходит эстетическое воспитание, которое находит свое отражение в развитии у обучающихся эстетической культуры, восприятия, потребностей, вкуса, идеалов, общения, оценки.

Окружающая среда также оказывает влияние на развитие эстетического воспитания. В данном случае это кабинет, где проходят уроки иностранного языка. Эстетически оформленный кабинет участвует в процессе формирования эстетической культуры учащихся. Уроки английского языка дают неисчерпаемые возможности для формирования эстетической культуры школьника. Эстетика проникает во все области деятельности ребёнка, в том числе и в речевую. Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка помогает познать красоту мира через чужой язык, культуру и обычаи других народов. Обучающиеся 5 класса эмоционально отзывчивы, обладают целостностью восприятия мира, готовностью к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Это дает возможность для формирования ценностных ориентаций у школьника эстетических чувств, вкуса, взглядов и убеждений, а также формируется эстетическое отношение учащегося к окружающему его миру.


Список использованной литературы:

  1. Ваулина, Ю.Е. «Английский в фокусе» 5 класс./ Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, В. Эванс, О. Подоляко. - Просвещение, 2016. – 164с.

  2. Беляев, А.А. Эстетика: словарь. // Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. М.: Педагогика, 1989. – 534с.

  3. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников - М.: Педагогика, 2002. - 183с.

  4. М. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому // Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 c.

  5. Рукавицын, М.М. Эстетическое воспитание детей - М.: Знание, 2002. – 432с.

  6. Сухомлинский, В.А. О воспитании. // Составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – 271с.

  7. Аленькова, Ю.В. Основы эстетики. Эстетическая культура современного учащегося. // 2018г. - сайт «ВИДЕОУРОКИнет». Ссылка на сайт: https://videouroki.net/webinar/osnovy-estietiki-estietichieskaia-kul-tura-sovriemiennogho-uchashchieghosia.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка

Автор: Борисова Ирина Геннадьевна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Язык как ключ к пониманию культуры. "
    ["seo_title"] => string(38) "iazyk-kak-kliuch-k-ponimaniiu-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "123490"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414507644"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "«Реализация воспитательной цели в процессе внеклассной работы по иностранному языку в школе» "
    ["seo_title"] => string(103) "riealizatsiia-vospitatiel-noi-tsieli-v-protsiessie-vnieklassnoi-raboty-po-inostrannomu-iazyku-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "229822"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441891409"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА    «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» "
    ["seo_title"] => string(154) "obobshchieniie-opyta-igrovaia-motivatsiia-kak-faktor-povyshieniia-effiektivnosti-uchiebnogo-protsiessa-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164569"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422648362"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Статья по теме: "Речевые разминки на занятиях по английскому языку""
    ["seo_title"] => string(66) "statiapotiemieriechievyierazminkinazaniatiiakhpoanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "280359"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453366508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства