Электронные ресурсы в обучении иностранным языкам в системе дополнительного образования детей
Электронные ресурсы в обучении иностранным языкам в системе дополнительного образования детей
В данной статье дается краткое описание некоторых электронных ресурсов, которые можно использовать в работе педагога дополнительного образования при обучении детей иностранным языкам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электронные ресурсы в обучении иностранным языкам в системе дополнительного образования детей»
Электронные ресурсы в обучении иностранным языкам
в системе дополнительного образования детей
Насаев А.И., педагог-организатор, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Сегодня развитие информационных коммуникаций в современном российском обществе – одна из наиболее обсуждаемых тем в публичном политическом пространстве Российской Федерации. И это неудивительно, так как становление информационного общества является необходимым условием успешного перехода России на путь ее инновационного развития, что позволит существенно повысить эффективность использования интеллектуального потенциала страны, усилит ее конкурентоспособность в мировом экономическом сообществе.
Создание и внедрение программ информатизации регионов РФ - приоритетное направление развития страны. Программы разрабатываются на всех уровнях управления и ставят задачу повысить общий уровень компьютеризации российского общества, внедрить информационные технологии во все сферы человеческой деятельности, что, в свою очередь, является тенденцией развития современной цивилизации в целом и позволяет квалифицировать информационные коммуникационные технологии в качестве критических технологий научно-технического прогресса.
В последние годы Президентом и Правительством России был принят ряд важных решений системного характера, которые выводят процесс развития информационного общества в нашей стране на новый уровень организации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация, т.е. целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий в управление системой образования, в учебный процесс для повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.
Реализация национального проекта «Образование» становится неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования. Так, были разработаны и размещены в открытом доступе в сети Интернет информационные образовательные ресурсы, состоялось подключение образовательных учреждений к сети Интернет, был расширен парк компьютерного оборудования в учреждениях, приобретены учебно-наглядные пособия и мультимедийное оборудование.
Во Дворце пионеров и школьников г. Курска в рамках приоритетных направлений развития российского образования и Целевой программы развития образования Курской области на протяжении десяти лет реализуется программа «Информатизация образовательного процесса МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска». Цели программы - повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий, создание единого информационного пространства учреждения.
Программа информатизации включает в себя несколько основных разделов, а именно: создание единого информационного пространства учреждения дополнительного образования детей; автоматизацию организационно-распорядительской деятельности учреждения; использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебно-воспитательного процесса; обеспечение условий для формирования информационной культуры педагогических работников и обучающихся; создание условий взаимодействия семьи, учреждений образования, культуры, общественных организаций и др. через единое пространство ДПШ.
Сегодня в нормативных документах в области образования большое значение уделяется подготовке педагогических кадров, владеющих современными информационными технологиями, т.е. обладающих информационной компетентностью, одной из составляющих профессиональной компетентности педагога. Так в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих говорится о том, что информационная компетентность педагога проявляется в умении структурировать информацию, формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникативными способами, осуществлять квалифицированную работу с различными информационными ресурсами.1
«Профессиональная компетентность» педагога – понятие многогранное, в определении которого нет видового единства (например, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей). Однако информационную компетентность автор выделяет в качестве одной из основных компетентностей педагога на современном уровне развития образования. 2
Отдельно нужно сказать, что развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции», к числу которых многие исследователи относят информационную компетентность (например, Н.Н. Абакумова, С.В. Тришина, А.В. Хуторской и др.). При этом Б.С. Гершунский, В.В. Шапкин, О.А. Кизик, Т.А. Гудкова, И.А. Зимняя считают информационную компетентность составляющей профессиональной компетентности. Некоторые исследователи рассматривают информационную компетентность во взаимосвязи с категориями «информационная культура», «компьютерная грамотность», которые характеризуют уровень развития личности, или как составляющую информационной культуры личности (например, Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова, Ю.С. Зубов и др.).
Под термином «информационная компетентность» мы понимаем системное образование знаний, умений и способностей субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий, и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств3.
Следует отметить, что в определении перечня компонентов информационной компетентности исследователи, не сумев прийти к единому мнению, выделяют разное количество составляющих (от 3 до 7), при этом единодушно соглашаясь с тем, что информационная компетентность – категория многоуровневая. Мы разделяем точку зрения, отраженную в работе Х. Лау4, которая была написана с опорой на зарубежные стандарты по информационной компетентности, в которой автор выделяет три основных компонента:
- получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно);
- оценивание информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно);
- использование информации (пользователь применяет/использует информацию точно и творчески).
Вхождение человека в информационное общество и качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, происшедшие в результате внедрения новых средств получения, обработки и передачи информации, привели к возникновению идеи информационного образования, повышения уровня информационной компетентности личности. Возрастание роли информации во всех сферах жизнедеятельности человека вызвало переход от постиндустриального общества к информационному, что привело к пересмотру понятия «информация» и к наполнению его новыми смыслами. Этот процесс получил название процесса информатизации и нашел отражение во всех сферах жизнедеятельности человека; образование не стало исключением.
Как педагог-организатор информационного отдела и один из разработчиков программы «Информатизация образовательного процесса МБОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска» я вижу свою задачу в том, чтобы найти новые способы расширить спектр использования информационных технологий в работе учреждения, всячески способствовать использованию электронных ресурсов педагогами Дворца в образовательном процессе. В первую очередь, речь идет о педагогах иностранных языков.
Имея за плечами длительный опыт преподавания английского языка (что является моей профессиональной квалификацией), я могу с уверенностью сказать, что педагогу часто не хватает времени на занятии, чтобы сформировать необходимые языковые навыки, чтобы обсудить интересные проблемы, проконсультировать отдельных обучающихся, нуждающихся в помощи.
Сегодня методисты все больше внимания уделяют необходимости обучения письменным видам речевой деятельности: созданию вторичных текстов при работе с информацией. И если на занятии этим видам деятельности невозможно уделить достаточно времени, то существует возможность перенести определенные виды работы на дистанционные формы во внеурочное время, т.е. процесс обучения можно продолжить за пределами занятия. Такая модель интеграции очных и дистанционных форм обучения является весьма перспективной для преподавания иностранного языка, учитывая специфику предмета. Если обучающиеся имеют возможность доступа в Интернет, то возможно задавать задания для самостоятельной работы с интернет-ресурсами.
Одним из самых важных качеств электронных ресурсов является их способность «разгрузить» время подготовки к занятиям, разнообразить ход языковых занятий, обеспечить педагога дополнительными материалами. Кроме того, электронные форумы учителей языковых дисциплин – это уникальная возможность повышения профессиональной компетентности педагога, возможность обмена опытом работы, поиска партнеров для совместной деятельности.
Вот краткое описание некоторых электронных ресурсов, которые можно использовать в работе педагога дополнительного образования при обучении иностранным языкам:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Лауреат Премии Правительства РФ в области образования): тематические подборки по ЦОР; педагогическая мастерская (коллекция уроков учителей-лауреатов конкурсов педагогического мастерства; общее количество – 375); мастер-классы; метод. материалы (учебно-методические материалы для преподавателей и студентов педагогических вузов: общее количество – 117); каталог электронных ресурсов по предметам
www.it-n.ru
Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На этом портале можно найти разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также пообщаться с коллегами. На сайте доступны: библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект; библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов; руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе; подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов. Если зарегистрироваться в Сети творческих учителей, то можно принять участие в работе учительских сообществ и творческих групп (стать участником уже существующей группы или создать свою собственную), обсудить важные вопросы на тематических форумах.
www.twirpx.com
Банк электронных ресурсов: учебные и методические материалы отечественных и зарубежных издательств в электронном формате.
www.wordle.net
Программа, позволяющая создать необычное графическое оформление любых лексических единиц. К сожалению, созданный проект нельзя сохранить, но его возможно распечатать онлайн.
Рисунок 1.
AmazingSlowDowner
Программа, установка которой на компьютер позволит воспроизводить любой звуковой файл в замедленном скоростном режиме для лучшего восприятия слушателем иноязычного текста.
Отдельно нужно сказать об огромных возможностях сети для повышения квалификации педагогов: это не только учительские форумы, но и конкурсы, творческие проекты, семинары, конференции, грантовые или стажировочные программы.
Краткий обзор основных программ для педагогов английского, немецкого и французского языков:
www.macmillan.com
1) TeachEnglishwithMacmillan: фотоконкурс для преподавателей английского языка. Победители, занявшие 1 место, награждаются дипломами и годовой подпиской на популярный методический интернет-ресурс для преподавателей английского языкаwww.onestopenglish.com.
2) ReadingClubforTeachers
3) EducationInnovativeWritingAward: международный конкурс для преподавателей английского языка.
4) "Хочу поделиться опытом": новый конкурс для учителей и преподавателей английского языка.
Сайт посольства США (образовательные и научные гранты)
1) Fulbright Foreign Language Teaching Assistantships (FLTA)
2) Fulbright Faculty Development Program (FFDP)
3) Программа повышения педагогического мастерства (TEA): проект Бюро образовательных и культурных программ Государственного департамента США, который проводит Совет по международным исследованиям и обменам (IREX). Программа TEA предоставляет возможность 178 учителям средних школ из 45 стран мира расширить профессиональные знания в своей предметной области, улучшить педагогические навыки и поближе познакомиться с США. Программа включает интенсивные занятия по методике, разработке учебных планов и определению подходов для внедрения новых методов в своих школах, а также по использованию компьютеров в качестве средств обучения. Участники знакомятся с достопримечательностями США и получают консультации по учебным вопросам. Шестинедельная программа включает двухнедельную стажировку в американской школе, в ходе которой участники активно работают с американскими учителями и учениками. В программе могут принимать участие учителя, имеющие не менее 5 лет профессионального стажа и преподающие в средних школах России следующие дисциплины: математику, естественные науки, общественные науки, английский язык.
Служба педагогического обмена (ПАД)
Paedagodischer Austauschdienst: служба педагогического обмена (ПАД) оказывает содействие международному обмену в рамках средней школы. Программы адресованы преподавателям и молодым, только начинающим свою деятельность учителям немецкого языка, ученикам средней школы и руководителям в сфере школьного образования.
www.ciep.fr
CIEP: международный центр педагогических исследований, созданный в 1946 году с целью развития международного сотрудничества в сфере образования. Два основных направления деятельности центра - французский как иностранный и иностранные языки во Франции; методология обучения и международное сотрудничество. Организует и проводит летние стажировки и мастер-классы для учителей французского языка.
1 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Прил. к Пр. Минздравоохранения и соц. разв. РФ от 14. 08. 2009 г. № 593
3 Ионова О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования. // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. - №4.
4 Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.